Posted 20 июля 2016,, 10:50

Published 20 июля 2016,, 10:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:36

Updated 10 ноября 2022,, 18:36

Три несбывшихся мечты башкирской власти

20 июля 2016, 10:50
В Башкирии не выполнили поручение президента России в срок.

Незаметно для жителей прошла некруглая и негромкая дата - 19 июля было шесть лет, как руководить Башкирией был назначен топ-менеджер ОАО «Русгидро» Рустэм Хамитов. В этот день, в июле 2010 года он принял присягу. На этом «верстовом столбе» внимание людей, для которых созидает нынешний глава, власти не акцентируют.

Самый интересный и многообещающий период работы Рустэма Хамитова – начальный. Мы все хорошо помним ощущение, когда всей республике казалось, что Башкирия – в одном шаге от светлого будущего. Новый начальник Башкирии пустил машины по закрытому ранее участку улицы Пушкина, ездил, не превышая скорости, в городском потоке. Каждый день принимал потенциальных инвесторов и просто активных людей. Вел блог в «Живом журнале». СМИ и официальные сообщения были полны оптимизма по поводу инновационных планов новых, продвинутых властей. В регион наведывались гости из разных компаний и федеральных органов, проводились совещания, строились планы.

Прошло шесть лет, наступает время собирать камни и провести обзор того, что планировалось в радужные 2010-11 годы. Мы отобрали несколько объектов, планы строительства и модернизации которых имеют конкретную географическую или временную привязку, чтобы это были не просто декларации и благие пожелания. Скажем сразу, это было непросто, поскольку со временем разговоры в пользу инноваций и инвестиций стали как-то менее детальными, без географической и временной привязки. Мы рассматриваем объекты, которые были реализуемы до кризиса 2014 года.

  1. Уфимский конезавод №119, судя по планам 2013 года, должен превратиться в детский парк развлечений.

Вот, что президент Башкирии предлагал пять лет назад, выступая на специально собранном совещании по развитию коневодства 8 июля 2011 года.

-У нас отсутствует программа развития конного туризма. Сказать честно, он в республике находится в зачаточном состоянии и существует только благодаря энтузиастам. А ведь ниша эта в стране до сих пор не занята – и кому как не нам занять ее? Самое главное – спрос существует. Огромное количество людей любит лошадей и предложи мы им комфортные условия общения с ними – да еще на лоне нашей природы – уверен, что желающих приехать к нам – будет огромное количество. Надо развивать и иппотерапию – лечение и реабилитацию с помощью лошади. В мировой медицине этот метод получает все большее распространение, и потребность в этой услуге будет только расти. Перспективы у нас хорошие. Это надо сразу сказать. Но сами по себе они не реализуются. Здесь нам всем предстоит серьезно поработать.

Вот, что говорил Рустэм Хамитов 5 августа 2013 года, посещая Уфимский район:

- Там можно сделать красивую, интересную территорию для отдыха, для разведения лошадей. Чтобы туда люди приезжали, смотрели, отдыхали. Там можно построить большие, современные, красивые, развлекательные комплексы семейного типа. Это тоже очень хорошие деньги. Сегодня ведутся переговоры с одним из инвесторов, который хочет построить под крышей детский парк развлечений на 100 тысяч квадратных метров. Есть зоны отдыха для родителей и детей, есть торговые площади, в проекте даже есть водный объект, где можно купаться.

В том же 2013 году знаменитый уфимский конезавод 119 начали приватизировать, выставили на торги, однако покупателей на него не нашлось: и сам конезавод, и земля под ним находятся в федеральной собственности. В 2016 году одна из нижегородских фирм подала на банкротство ОАО «Уфимский конный завод», но пока этой бумаге суд не дал хода. Предприятие по-прежнему принадлежит Росимуществу, каким образом региональные власти могли из него сделать кластер детского отдыха – не совсем понятно. Потому мы решили проверить, как там на самом деле обстоят дела.

Модная нынче аэрофотосъемка показала вполне патриархальную картинку – Уфимский конный завод №119 – это обыкновенная ферма голов на 200, где есть земляной овал тренировочного «ипподрома», постройки 1960-х годов и мирно пасутся лошади.

Никаких признаков центров отдыха или детской реабилитации и иных щедро проинвестированных объектов развлекательно-туристического характера обнаружить не удалось.

Хочется лишь повторить фразу Рустэма Хамитова, которую он произнёс ровно за пять лет до этого, на совещании по коневодству:

«Перспективы у нас хорошие. Это надо сразу сказать. Но сами по себе они не реализуются. Здесь нам всем предстоит серьезно поработать».

Серьёзно поработать на тему коневодства пока не удалось, но время еще есть.

В департаменте АПК аппарата правительства Республики Башкортостан нам прокомментировали ситуацию с будущим Уфимского конезавода так: «Проект перспективного развития территорий вокруг Уфимского конезавода был разработан Республикой Башкортостан. На проект заявился ряд российских инвесторов, которые, к сожалению, не нашли достаточных средств и ресурсов для его реализации. Поиск инвесторов продолжается».

А воз и ныне там, в буквальном смысле этого слова.

  1. Управление отходами.

Следующая непростая тема – борьба с наступающим на республику мусорным коллапсом.

Как справедливо отметил президент (впоследствии глава) Башкирии на специальном совещании в Правительстве республики 25 сентября 2012 года:

«Тема очень сложная, запутанная, не имеющая однозначного решения. Существует целое направление, которое называется «Управление отходами». Мы пока отходами не управляем, мы пока только единственное, что умеем делать – складировать. Мы видим зачастую переполненные мусоропроводы и контейнеры, куда сваливают, в том числе старую мебель и технику. У нас присутствует низкая культура обращения с отходами. Проезжаем мимо стихийных свалок вдоль дорог, натыкаемся на скопища мусора в лесах, особенно вокруг коллективных садов и в городских лесах. В республике ежегодно образуется около двух миллионов тонн отходов, и эта цифра увеличивается каждый год почти на 10%. Мы все видим, что в ходу много упаковок, оберток. Всё это выбрасывается на свалки и, безусловно, накапливается».

Две ключевые цифры. Каждый год вываливается 2 миллиона тонн, каждый год к этой цифре прибавляется десять процентов.

Что-то внятное по поводу перспектив избавления мегаполиса Уфа и, вероятно, всей республики от «переработки мусора складированием» удалось обнаружить лишь в сообщении мэрии Уфы за 2016 год. Действительно работает сортировочная линия, которая перерабатывает 200 тыс тонн отходов в год.

Судя по тому, что видно с высоты птичьего полёта, это нововведение, которое гордо демонстрировали заместителю секретаря Совета Безопасности РФ Владимиру Назарову местные власти во время его рабочей поездки 15 июля 2016 года, на ландшафт повлияло не сильно. Окрестности поселка Черкассы как были большой мусорной кучей c прилегающими к ним «озерами» мусорной воды, так и остались.

Как гласит официальная информация, инвестиционная программа по реконструкции существующего полигона рассчитана на 2016-2020 годы, в составе проекта – строительство мусоросортировочного комплекса производительностью 400 тысяч тонн в год.

Это значит, что проблема, очевидная главе Республики Башкортостан как минимум еще в 2012 году, начинает решаться по соответствующей инвестпрограмме лишь в 2016 году. За пять лет до 2020 года, пока она будет решаться, накопится примерно миллион тонн «свободного», сочного мусора.

В том же 2012 году Рустэм Хамитов сетовал, за два года в Башкортостан поступило порядка 20 различных предложений от инвесторов, касающихся переработки твердых бытовых отходов, однако «ни один из проектов не был доведен до конца»

Картинка говорит сама за себя – пока как в Башкирии складировали, так и продолжают складировать основную часть твердых бытовых отходов на бескрайних полях «мусорного кластера».

В министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан нам дали обстоятельный ответ на наш запрос, в котором наличие временного лага между постановкой вопроса и началом её решения отрицают:

«Проблема утилизации мусора – это проблема была актуальной и до 2012 года, и остается актуальной и сегодня. Поэтому в конце 2014 года в федеральное законодательство были внесены глобальные изменения в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые должны будут внедрены в субъектах России с 2017 года. Изменения эти направлены на реализацию принципа «минимизации объемов захоронения отходов и максимальное вовлечение вторичных ресурсов в оборот». Такой же принцип был заложен в принятую в ноябре 2011 года Республиканскую целевую программу по совершенствованию системы управления твердыми коммунальными отходами с 2012 по 2020 годы. К сожалению, на тот момент, законодательно на федеральном уровне не были прописаны экономические методы стимулирования деятельности по извлечению из мусора вторичных материальных ресурсов.

Несмотря на это Республике Башкортостан удалось заинтересовать бизнес заниматься извлечением вторичных материальных ресурсов из отходов. За последние четыре года наметилась положительная динамика по строительству мусоросортировочных линий, так если в
2008 году на территории республики эксплуатировались только 2 мусоросортировочные линии, то на сегодняшний день эксплуатируется уже 10 линий (г. Уфа (2 ед), г. Стерлитамак, г. Ишимбай, г. Нефтекамск, г. Октябрьский, г. Бирск, с. Сергеевка Уфимского района, г. Белорецк, г. Салават). Проектируются и строятся еще 2 линии сортировки в городах Туймазы и Благовещенск. Подчеркиваем, на это не было потрачено ни рубля бюджетных денег.

По решению экологических проблем Республика Башкортостан никогда не была в аутсайдерах. Мы много сделали, и делаем.

Республика в числе первых субъектов России внедрила у себя республиканский кадастр отходов. На нашей территории были построены 47 современных полигонов ТКО, из которых 29 вошли в государственный реестр объектов размещения отходов, еще по 5 полигонам ведутся работы по включению в реестр. Это неплохой показатель в целом по России. Спроектированы и введены в эксплуатацию новые объекты захоронения ТКО (полигоны в Уфимском районе, с. Чекмагуш,г. Ишимбай, с. Мишкино Мишкинского района).

Начиная с 2012 года, муниципалитеты обновляют контейнерные площадки по сбору мусора, старые контейнеры заменяются новыми современными, организуется сбор от населения отработанных ртутьсодержащих ламп.

В 2012 году был проведен эксперимент по организации раздельного сбора отходов среди населения на пищевые и непищевые. Эксперимент показал, что целесообразнее извлекать так называемые «сухие» компоненты мусора, такие как пластиковые и стеклянные бутылки, металлические банки и т.д. Эту картину можно наглядно видеть во многих дворах, где установлены сетчатые контейнеры для сбора пластиковых бутылок.

С 2017 года в республике, как и в других субъектах России должен быть введен «институт» регионального оператора. Наша задача подготовить нормативную правовую базу для внедрения в 2017 году новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Чем мы сейчас и занимаемся.

Таким образом, нельзя сказать, что существует временный разрыв между постановкой проблемы и началом ее решения», – считают в минприроды.

3. Паралимпийский центр и поручение Путина.

В Башкирии издавна любят развивать вспомогательные виды спорта, в которых можно отличиться. Благодаря этому особое внимание еще со времен Муртазы Рахимова получили паралимпийские виды спорта – спорта для людей с безграничными, как теперь говорят, возможностями.

У всех на слуху имена спортсменов Ирека Зарипова и Риммы Батталовой, настоящих героев. И благодаря успеху паралимпийцев Башкортостана в республике еще в нулевые начали уделять внимание паралимпийскому спорту, строить паралимпийские центры. Недавно открылся такой центр в Мишкинском районе, примерно в 150 км от Уфы. Его финансирование "Башнефтью" и другими компаниями топливно-энергетической отрасли началось еще во времена руководства республикой Муртазы Рахимова. Несмотря на хорошее финансирование (150-200 млн рублей, преимущественно от «Башнефти»), он открылся только в июне текущего года – сказались ошибки при проектировании и строительстве. Его содержание будет обходиться примерно по 12 млн руб в год.

Строится и другой паралимпийский центр, поближе к Уфе, в окрестностях микрорайона «Затон». Строительство его также сопряжено с трудностями, но 6 декабря 2012 года определенность наступила в виде четкой команды от Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Вот, что говорится в перечне поручений по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта при Президенте Российской Федерации от 6 декабря 2012 года.

«Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Республики Башкортостан обеспечить завершение строительства Паралимпийского центра спортивной подготовки в г.Уфе.

Срок – 30 декабря 2014 года.

Ответственные: Медведев Д.А.,Хамитов Р.З.

Посмотрим, как было выполнено прямое поручение Президента Российской Федерации, данное лично главе субъекта Российской Федерации.

Аэрофотосъемка показывает, что к лету 2016 года поручение, которое было Рустэму Хамитову дано со сроком исполнения "30 декабря 2014 года" - не выполнено. Видна бетонная коробка, видно наличие строительной техники, по стройке ходят несколько человек. До завершения строительства – очень и очень далеко.

Официальный ответ заместителя министра спорта и молодежной политики Республики Башкортостан Алексея Новикова на вопрос по срокам возведения Паралимпийского центра подтверждает наше впечатление о том, что поручение Президента России не выполнено:

«По строительству Паралимпийского центра были затруднения с средствами, в том числе и в федеральной части. Сейчас проект разбит на очереди, есть понимание по финансированию. В этом году на строительство будет выделено порядка 800 миллионов рублей. Ставится задача сдать Центр не позднее 2018 года, с тем, чтобы объект мог принять участников Международных Детских игр.Для сведения, за последние 5 лет в Республике построено около 55- ти спортивных объектов, в том числе 30 ФОК-ов».

Очевидно, что по этому поводу главе Башкирии еще предстоит отвечать на вопросы, которые, возможно, будет задавать начальник контрольного управления президента РФ Константин Чуйченко. Срок исполнения этого поручения имеет ещё одну особенность: он – докризисный. Имея в соисполнителях целого председателя правительства РФ, глава субъекта РФ и мог, и должен был добиться его реализации. Однако по каким причинам этого не произошло – менеджерской слабости, низкой квалификации лоббиста или помешали саммиты – нам остается только гадать. Одно очевидно – поручения Президента России нужно выполнять – в срок и качественно.

"