Posted 20 мая 2007,, 19:08

Published 20 мая 2007,, 19:08

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Дама за рулем автобуса: «Дорога не дает поблажек ни мужчинам, ни женщинам»

20 мая 2007, 19:08
В сонниках вождение машины символизирует управление своей судьбой. Подсознательно чувствуя это, мужчины противились как могли вторжению на свою территорию: называли даму за рулем обезьяной с гранатой, провожали ее снисходительно-скептическими взглядами… Но время шло, женщина за рулем сегодня никого не удивляет, автоледи прочно укоренилась как в сознании, так и на автостраде. В автошколах дамы за сорок считаются основным контингентом обучающихся.И все же, водитель общественного транспорта сохраняет пока лицо мужского пола. Но исключения из пока существующих правил есть - разговор пойдет о женщине – водителе автобуса, в частности, Мерседеса-Спринтера. Такая в Уфе одна, тем более удивительно, что выросла она в деревенской мусульманской семье. Зовут ее Рамида Ахметова.

С машиной на «ты»

Глядя на миловидную женщину с вьющимися волосами и тихой улыбкой, не скажешь, что собеседница имеет солидный шоферский стаж и навыки мужской работы. Лишь потемневшие рабочие руки с коротко остриженными ногтями говорят о том, что Рамида Зиннуровна может и мотор починить, и колесо поменять, и вообще с машиной на «ты».

Пассажиры сразу обращают внимание, кто сидит за баранкой, и реакция бывает самая разная. Иной раз молодой парень, ехидно скривившись, небрежно бросает: «Доедем ли до места?» Более доброжелательно относятся представительницы прекрасного пола: «Как приятно, что за рулем женщина». За годы работы Рамида Зиннуровна привыкла не обращать внимания на словесные выпады, но постоять за себя может. Но грубая шоферская работа не наложила на нее «мужские» черты поведения – Рамида не матерится, не приобрела «вредных» привычек, в общем, старается оставаться женщиной.

Отношение шоферов к коллеге, как кажется Рамиде Зиннуровне, больше отдает профессиональной ревностью.

- Заметно, что некоторые не могут смириться с мыслью, что женщина наравне с ними работает. Правда, прямо в глаза не говорят, - улыбается наша героиня. – Но есть шоферы, которые стараются помочь, заступаются за меня, и таких - большинство.

Сама автоледи уверена, что есть преимущества в женском вождении. К слову, Рамида старается плавно трогаться и тормозить. «Как хорошо и спокойно доехали!» - не раз слышит она из пассажирского салона. Дамская аккуратность и внимание к людям – неотъемлемые черты ее работы.

В быту Рамида – обычная домохозяйка и мать. Хотя она работает с полшестого утра до часу ночи, в ее обязанностях остается уборка, стирка и готовка. По выходным женщина ездит к престарелой матери в село, управляется с огородом и другими крестьянскими заботами. Если сравнить физическую нагрузку с коллегами мужского пола, получается, что Рамида работает за двоих. Может, поэтому и не хочет, чтобы дочь пошла по ее стопам.

- Старается брать с меня пример, но я убедила ее обучаться другой профессии, - устало улыбается водительница. – Пусть у нее будет другая судьба.

Отцова дочка

Про себя Рамида Зиннуровна говорит, что еще с юности она заметила у себя черты мужского характера, хотя скорее всего их предопределила судьба. Так сложилось, что в 19 лет она осталась без отца, к тому времени старшие братья и сестры разлетелись из отчего дома, вот и пришлось младшенькой взять на себя многие проблемы на себя. Жалея свою немолодую мать, которой тогда было далеко за пятьдесят, Рамида колола дрова, косила сено и выполняла другие крестьянские работы, которых в деревне всегда бывает без конца и края. Однако об образовании не забыла и закончила в Уфе индустриальный лесотехнический техникум. Именно в те годы она захотела получить водительские права, для чего и сдала экзамены в автошколе. Теперь ее решительность и владение ситуацией получили фактическое подтверждение.

А когда устроилась в Дюртюлинском районе Башкирии в местный лесхоз и получила первую зарплату, во двор своего дома приехала уже на новеньком мотоцикле «Минск». Покупка была не только дань экстриму, но и крестьянской практичностью – девушка могла теперь ездить и на работу, и к матери в родную деревню. Поначалу сельчане даже останавливались, когда мимо них на скорости проезжала симпатичная молодая девушка. За спиной Рамида часто слышала шепоток, но старалась не обращать внимания. В конце концов, страсти улеглись, и о новоявленной байкерше сельчане уважительно говорили: «Рамида, она может!» Ухажеров мотоцикл не отпугнул, и вскоре девушка вышла замуж и уехала в Дюртюли на местную нефтебазу, где работал муж.

Молодая женщина устроилась на спокойную должность - инженером по технике безопасности, но энергичная натура нашла себя в спорте. Несколько лет подряд Рамида, выступая за свое предприятие на республиканских соревнованиях одерживала безоговорочные победы.

Когда сын и дочь немного подросли, Рамида купила машину «Москвич-комби», причем поступила по своему обыкновению решительно и самостоятельно, то есть против воли мужа, который был весьма недоволен неженской покупкой.

Переехав в Уфу, энергичная дама вновь села за баранку:

- Выбрала «Мерседес», это моя любимая машина, и обзор лучше, и в управлении послушнее. Про дорогу могу сказать одно – она никаких поблажек не дает, ни женщинам, ни мужчинам.

Зиля БАДРИЕВА.

"