Posted 18 октября 2011,, 20:24

Published 18 октября 2011,, 20:24

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Банкоразводный процесс. Уфимцев атакуют кредитные авантюристы

18 октября 2011, 20:24
В странную переделку попала уфимская семья, данные о которой каким-то образом стали известны коммерческой фирме «Тинькофф. Кредитные системы» («ТКС Банк»). Финансовая организация забрасывает ячейку общества письмами с требованием приобрести кредитную карту «Тинькофф Платинум». До того, как такие «письма счастья» получили родители, послания приходили их детям-студентам, причем с уже вложенной кредиткой. Расчет банкиров прост – молодые люди, достигшие совершеннолетнего возраста, активируют карту и начнут ей пользоваться. Родителям некуда будет деваться, и они погасят немалые банковские проценты за обслуживание карты и сам долг.

Учитывая, что и сын и дочь учились в вузах и самостоятельного заработка не имели, то действия финансовой организации похожи на авантюру. Правда, дети не стали совершать опрометчивых поступков, и карты просто уничтожили. Тогда финансисты принялись «бомбить» взрослых.

Ирина Самойлова, получающая письма с настойчивыми просьбами стать клиенткой определенной кредитной системы удивляется – банкирам стали известны ее точный адрес, а также фамилия, имя и отчество. Причем со структурами г-на Тинькова, явно имеющего отношение к этой финансовой организации, семья Ирины никогда не сталкивалась и своих персональных данных не передавала. В самом банке утверждается, что рассылка кредиток осуществляется, если клиент напишет о желании иметь кредитную карту в анкете на сайте организации в интернете, однако уфимское семейство никаких бланков не заполняло. И думается большая часть получателей подобных писем о таком банке тоже не знают, а уж тем более о наличии у него сайта во всемирной сети.

Между тем федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечивает «защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну» и строго запрещает использовать информацию, касающуюся фамилии, имени, отчества, года, месяца, даты рождения, адреса, социального и имущественного положения любого физического лица без его согласия. В случае же, если это случилось, закон предусматривает серьезную ответственность вплоть до уголовной. Существует даже специальное ведомство, отслеживающее подобные нарушения – федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор РФ), а в каждом регионе имеются территориальные подразделения этой структуры.

Уфимка, обеспокоенная безопасностью своей семьи, отправила жалобу на настойчивых коммерсантов в Роскомнадзор и в июле получила ответ, что в отношении нарушителей началась проверка. Но ожидания, что кредитных авантюристов накажут, не оправдались. В надзорном ведомстве выяснили, что рассылкой писем счастья занималась некая фирма «Дата Менеджмент», и после этого отчеты о поиске привлечении к ответственности людей, нарушивших федеральный закон, перестали приходить.

А еще чуть позже Ирина все-таки получила ответ. Правда, не от не уважаемой службы, а от… того же банка «ТСК», где ей вновь предложили взять кредит.

- Очень похоже на издевательство, - говорит пострадавшая уфимка. – Мол, нас жалобами не проймешь – или берете кредит, или мы вас замучаем письмами.

Роскомнадзор же на запросы женщины больше не откликается. Видимо, не по силам государственному органу справиться с коммерсантами и заставить их соблюдать закон. Или нет желания связываться с банкирами. Остается только гадать.

Любопытно, что государство сегодня жестко требует от всех российских организаций соблюдать в своей деятельности закон «О персональных данных». Территориальные органы Роскомнадзора ведут проверки и налагают штрафы на юридических и физических лиц за нарушения законодательства. Организации несут немалые расходы на реализацию этих требований: обучают персонал, закупают сертифицированную аппаратуру защиты и программное обеспечение. Причем требования обязательны как для завода с несколькими тысячами работников, так и для небольших фирмочек, которые торгуют зубочистками. Но, получается, что на практике исполнение закона касается не всех. Особенно если речь идет о прямой выгоде, которую банкиры извлекают из таких «почтовых сервисов».

Действия финансистов понятны - конкуренция на рынке кредитных продуктов вынуждает банки применять все новые орудия завоевания потребительской активности и предложение оформить карту – еще один способ привлечь клиентов. А вдруг кто-то не выбросит письмо в помойку, а станет постоянным пользователем услуг? И, наверное, процент людей бездумно выполняющих условия кредитных организаций, высок, а иначе для чего тратиться на рассылку и даже нанимать специалистов из специализированной фирмы по отправке писем?

Потребителям стоит помнить: если вам по почте пришла кредитная карта, которую вы не заказывали, то до заключения кредитного договора она остается всего лишь куском пластика, за который вы никому ничего не должны. Собственно денежным инструментом карта становится только после ее активации.

Всем известно, что базы данных жителей страны продаются в переходах, а потому каждый из нас находится в зоне риска возможного использования нечистоплотными банкирами. Не менее вероятно, что теневики предлагают банкам к продаже и «хорошие» кредитные истории определенных людей – иначе, почему финансисты так настойчиво лезут в жизнь конкретной уфимской семьи?

Банкиры почему-то не задумываются, что будущие клиенты, обладающие правовыми знаниями, могут воспринять рекламный ход как посягательство на их личную безопасность.

Не говоря уже о том, что никто не отменял закон «О правах потребителя», запрещающего навязывание каких-либо услуг.

Но пока государственные ведомства, призванные надзирать и контролировать исполнение федеральных законов думают, как им привлечь к ответственности ту или иную коммерческую организацию, обычным гражданам приходится рассчитывать только на себя и свою осмотрительность.

Федор ЛЫТКИН.

"