Мировые суды против ГАИ

Мировые суды против ГАИ

19 июля 2005, 23:59
Политика
Жуткая трагедия на дороге, случившаяся в Кушнаренковском районе Башкирии, обошла новостные ленты всех информагентств. Компания молодых людей из Благовещенска выехала в выходные на природу. К вечеру вдруг обнаружилось, что спиртное внезапно закончилось, и весельчаки командировали за «дозаправкой» двух участников в ближайшую торговую точку в село Первушино. За руль чужой «Тойоты» сел 22-летний парень, не имевший водительских прав, а на пассажирском сиденье расположился его приятель.
На автостраде не имевший опыта вождения шофер разогнался до неимоверной скорости и потерял контроль над управлением. Иномарка, оказавшись на полосе встречного движения, врезалась в «ВАЗ-2114». Шофер пытался увернуться от столкновения, но приближавшаяся «Тойота» как будто целенаправленно искала мишень. В «Жигулях» четырнадцатой модели из Уфы на родину в Янаул возвращались супруги с двумя дочерьми: за рулем — глава семейства, сзади сидели его жена с восьмимесячной малышкой на руках, а рядом с ними — девочка постарше шести лет. Столкновение был столь сильным, что «ВАЗ» смялся как консервная банка. Погибли все. А от мощного удара тело младенца вылетело через заднее стекло на багажник. Виновник же аварии получил перелом голени, а его пассажир отделался царапинами и легким испугом…Республиканская ГАИ не на шутку встревожена ростом числа «нетрезвых» ДТП на дорогах Башкирии. Однако в последнее время возникла еще более острая проблема: все чаще и чаще в сводках фигурируют шоферы, которые не единожды попадались пьяными и опять садятся за руль под хмельком. При этом бухие водилы в очередной раз становятся виновниками самых страшных аварий. Об этом мы побеседовали с первым замначальника УГИБДД МВД РБ подполковником милиции Равилем Байбуриным.— «Пьяного бог бережет», — гласит пословица. Насколько она точна по отношению к участникам ДТП?— Нетрезвые водители — главная причина чрезвычайных происшествий на дорогах. Но действительно в авариях, происходящих по их вине, гораздо чаще получают увечья и гибнут пассажиры и пешеходы, нежели они сами.— Согласно статистике, сколько людей пострадали в таких «пьяных» авариях?— С начала этого года в республике зарегистрировано 156 дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, управлявших автомобилями в состоянии алкогольного опьянения. В результате этих ДТП 30 человек погибли и 217 получили травмы различной степени тяжести. Тяжесть последствий в автоавариях с участием пьяных шоферов самая высокая. Ведь реакция водителя, который находится под хмельком, замедляется, погрешность при оценке дорожных ситуаций увеличивается, а способность критически мыслить ослабевает. Вот и получается, что в таком состоянии человек за рулем не чувствует скорость. Например, он уверен, что успеет совершить обгонный маневр, но фактически выходит, что, неправильно рассчитав расстояние, он совершает с идущим навстречу транспортом столкновение. Причем их львиная доля происходит именно на встречной: «пьяная душа» требует простора, а своей полосы явно недостаточно. Как итог — лобовой удар… В случае же наезда на пешехода нетрезвый водитель не оставляет ему шансов выжить. Среди жертв пьяных лихачей очень много детей. Мне вспоминается чудовищный случай в Иглинском районе, когда принявший, учащийся профтехучилища, приняв огромное количество спиртного, сбил шестилетнего мальчика, а затем и проехал по нему. На тело ребенка страшно было даже взглянуть… Шофер, к тому же не имевший водительского удостоверения, скрылся с места ДТП, но буквально через 10 минут преступника задержали. Оказалось, что он и раньше попадался за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Поэтому очень важно выявлять хмельных автолюбителей до того момента, пока они не стали виновниками ДТП, ведь во время движения риск возникновения аварий возрастает в геометрической прогрессии.— И как много пьяниц за рулем попадаются ежедневно?— Только в одной Уфе в среднем за сутки сотрудники ДПС останавливают от 30 до 50 шоферов-«дегустаторов» вино-водочной продукции. А, к примеру, в дни сабантуев в городах и районах республики выявлялось по пятьсот(!) пьяных водителей. Представляете массовость картину, если бы эти сотни нетрезвых автовладельцев, совершили ДТП? К сожалению, к каждому водителю инспектора не приставишь. Личный состав республиканской госавтоинспекции не насчитывает и трех тысяч сотрудников, а количество автомототранспорта в Башкортостане исчисляется почти миллионом единиц, водителей же, сами понимаете, и того больше.— Меры административного наказания постоянно ужесточаются. Но пьяных водителей, похоже, это нисколько не пугает…— Дело даже не в том, «пугает» или «не пугает». Я бы сказал по-другому, может, это и прозвучит слишком категорично. Прежде всего водитель должен быть думающим и ответственным человеком, понимать, что если он сядет за руль в подпитии, то поставит под угрозу здоровье и жизнь окружающих. В противном случае он превращается в безмозглое существо. Никак иначе охарактеризовать поведение таких участников движения я не могу… Что же касается позиции законодателя, то она действительно ужесточилась. Теперь лишение прав за управление транспортными средствами увеличено от полутора до двух лет.— Но ведь ни для кого не секрет, что существовала лазейка, позволяющая уходить от ответственности.— Совершенно верно. Привлечь к ответственности можно было лишь при прохождении водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения и после получения результатов экспертизы. А отсутствие официально оформленного заключения эксперта, формально не позволяло применять к нарушителю меры воздействия. Однако сейчас эта лазейка закрыта. Согласно статье 12.26 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) отказ от прохождения медосвидетельствования влечет лишение управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.— Но как же тогда объяснить случаи, когда нарушители повторно садятся за руль, будучи в состоянии алкогольного опьянения?— Дальнейшая судьба так называемых «двойных», а порою и «тройных» пьяных водителей — в компетенции судебных органов. Но, увы, приходится признать, что мы довольно часто наталкиваемся на непонимание мировых судей. Так, при определении меры наказания Фемида не всегда учитывает факты повторного совершения правонарушений. Не могу не сказать и о том, что подразделениями ГАИ административные материалы в мировые суды доставляются нарочными в установленный законом 15-дневный срок, а ответов мы ждем месяцами! Например, при плановой проверке административного делопроизводства в полку ДПС ГИБДД при УВД Уфы выявлен нелицеприятный факт. Из мирового суда Октябрьского района Уфы только в июле поступило около 200 решений, направленных в суд для рассмотрения еще в ноябре 2004-го — январе 2005-го. Хотя копия постановления по делу в течение трех дней (!) направляется либо вручается под расписку тому, в отношении кого оно вынесено, а также потерпевшему — по его просьбе — и органу внутренних дел, представившему протокол.За пять месяцев нынешнего года мы направили в суды 13350 материалов за управление транспортом в нетрезвом состоянии. На сегодня вернулись ответы о рассмотрении материалов только в половине случаев. При этом лишены прав лишь 6556 водителей. По остальным до настоящего времени информацией не располагаем.За передачу управления другому лицу, находящемуся в нетрезвом состоянии, направлено 450 материалов, вернулось 209 постановлений, а лишены водительских прав всего 154 нарушителя.А за отказ от прохождения от медицинского освидетельствования из направленных нами 8225 материалов мы получили 3940 постановлений мировых судов. При этом только 46 процентов из этого числа были лишены права управления.— Сейчас раздаются предложения о введении уголовной ответственности, если водитель попадется пьяным неоднократно.— Действительно, в советские времена в старом УК РСФСР предусматривалась уголовная ответственность за повторность такого нарушения. Я уверен, что эта мера оправдала бы себя и сегодня. Как бы банально это ни звучало, но пьяный за рулем — преступник. Хочу выразить надежду, что среди читателей «МК» нет таковых, о ком мы с вами говорили.Светлана АСЯНОВА.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter