Posted 18 января 2005,, 21:20

Published 18 января 2005,, 21:20

Modified 10 ноября 2022,, 19:18

Updated 10 ноября 2022,, 19:18

Андрей Шаронов: Населению нужно быть готовым к болезненным мерам

18 января 2005, 21:20
<Правую руку> Германа Грефа, замминистра экономического развития и торговли РФ Андрея Шаронова в Башкирии хорошо помнят. Выпускник Уфимского авиационного института, в котором он после окончания в 1986 году трудился инженером-исследователем кафедры авиаприборостроения, во время перестройки круто пошел вверх. Шаронов, как вспоминают о нем коллеги, всегда твердо знал, чего хочет. В 1987 году уже был секретарем комитета комсомола вуза, а уже в 1989-м стал депутатом Верховного Совета СССР, правда, прошел туда не путем всенародного голосования, а по комсомольской квоте.
А спустя год оказался в главном <комсомольском> кресле страны - секретарем ЦК ВЛКСМ. Однако после того как молодежная организация рухнула, крупный административный опыт работы пригодился - Андрей Шаронов занял пост председателя Государственного комитета РСФСР по молодежной политике, а в 1992 году стал полномочным представителем по делам молодежи при правительстве России. Молодежная <тематика> долго была основополагающей в карьере Андрея Владимировича - до 1996 года Шаронов трудился председателем Государственного комитета РФ по делам молодежи. А затем начался еще более стремительный взлет - Шаронов стал начальником сводного департамента социальной политики федерального Министерства экономики, потом замминистра. 16 июня 2003 года 39-летний чиновника назначили первым заместителем министра экономического развития и торговли РФ - Германа Грефа, и он попал в кадровую элиту новой России.Несмотря на то, что в органы власти Шаронов пришел еще в эпоху Ельцина, в новую чиновничью среду влился без особых проблем. И на лыжах катается, и в футбол играет. Женат, имеет сына и дочь - по всем параметрам суперположительный персонаж. Шаронов всего на три дня младше своего непосредственного начальника. Но вес во властных и деловых кругах имеет не меньший. Более того, именно бывшего уфимца называют самым вероятным преемником Грефа в министерском кресле. Столь значимому чиновнику мы и адресуем накопившиеся вопросы по реформам правительства, все-таки Шаронов свой - лгать не станет. Чего ждать от власти - Удвоения ВВП до 2010-го точно не будет?- Честно? Нет. Понимаете, мы очень много думаем, где можно взять эти 10-12 процентов роста, коль президент поставил задачу. И ведем себя как правительство-предприниматель. Это тупиковая ситуация. Фактически советская модель, когда государство участвовало в фантастически неэффективных проектах и буквально закапывало деньги. А здесь главное, чтобы правительство дало возможность бизнесменам решать вопрос удвоения.- А что зависит от правительства?- Оно должно стать максимально предсказуемым и прозрачным. Не сладким и мягким. Но если заявлена позиция, значит, она не изменится в течение нескольких лет. Вот чего должны ждать от власти. А не того, что чиновники побегут со своим все еще хилым бюджетом реализовывать тот или иной гигантский проект. Когда даже самый честный и порядочный чиновник тратит чужие деньги, он относится к ним не так, как к своим. Вот это и есть одна из базовых ментальных причин неэффективности правительства как предпринимателя. И не надо туда лезть, как говорил Жванецкий. У бизнеса и у населения много больше денег, чем у правительства. Нужно создать такую среду, чтобы они начали вкладываться в проекты. Причем в отличие от нас они будут тратить уже свои деньги и будут это делать гораздо эффективнее. - Получается, все упирается в реформы. А правительство вместо того, чтобы их проводить, кидается на крупные проекты с целью удвоить ВВП...- Нельзя требовать от правительства удвоения ВВП в то время, когда не реализуются основные базовые элементы реформ, провозглашенные еще четыре года назад. А это длинный путь, закон сохранения сложности. И мы обязаны его пройти. Все съесть и выхлебать. А быстрые и легкие решения - тянут на Нобелевскую премию, либо это обман. Да, мы по-прежнему не решили проблем, задекларированных как приоритетные в 2000 году в программе Грефа, которая готовилась для Путина. До сих пор нет нормальной финансовой системы. Так и нет серьезных реформ в социальной сфере. Обязательства государства в образовании и здравоохранении существенно превышают возможности. У нас по-прежнему не завершены реформы нерыночного сектора. И ситуация с "Газпромом" - это шаг назад. Мы довольно медленно движемся в реформе энергетики и железнодорожного транспорта. Но работу там я бы скорее обозначил со знаком плюс, в отличие от газовой сферы.- Когда, по-вашему, удастся сделать прорыв?- Я не Глоба, трудно прогнозировать. Но мы должны идти и создавать эту инфраструктуру. И не пытаться искать быстрых, легких и популярных решений.- Наметившийся спад в экономике временный или все-таки нет?- Рост предыдущих лет в значительной степени был вызван потрясающей внешнеэкономической конъюнктурой на основные товары нашего сырьевого экспорта. Прежде всего на нефть и газ, металлы. Но мы выбрали этот ресурс. Здесь ждать больше нечего. Теперь рост возможен в других секторах, где нет такой наркотической зависимости от внешней конъюнктуры. В первую очередь это высокие технологии, экономика, основанная на знаниях. Не скажу, что мы здесь однозначные лидеры, но у нас есть определенные отрасли, где Россия не утеряла преимуществ.- Интересно, что экономический спад происходит без особых внешних негативных факторов. В чем тогда проблема?- Я бы связал это с падением предпринимательской и инвестиционной активности. Когда нет очевидных внешних причин, приходится говорить о том, что предприниматели выжидают. А учитывая статистику вывоза капитала, напрашивается вывод, что они перестраховываются. И предпочитают вывезти деньги из России, вместо того чтобы вкладывать здесь. В общем, это прямая оценка нашего инвестиционного климата. Он по-прежнему неблагоприятен. Я бы отнес сюда ситуацию с ЮКОСом, экспансию "Газпрома" в нефтяную отрасль, что прямо противоречит продекларированным правительством программам.Монополисты сильнее правительства - Правительство кидает все силы на борьбу с инфляцией, которая никак не укладывается в прогнозы экономистов. Большой вклад в нее дают тарифы на услуги естественных монополий. Что планирует предпринимать власть в этой сфере?- Ничего нового по сравнению с тем, что говорилось в 2001 и 2002 годах, я не скажу. Пожалуй, уже только в поваренных книгах не написано, как реформировать естественные монополии. В энергетике и железнодорожном транспорте есть четкий механизм действий. Мы можем быть недовольны темпами, но не общей идеологией. Что же касается газа, к сожалению, в этой сфере так и не появилась концепция реформирования. До сих пор спорим, можно это делать или нельзя, настолько ли "Газпром" особенный, что его никаким аршином не измеришь. В общем, вопрос в том, скажем ли мы в будущем году следующие буквы в энергетике и железнодорожном транспорте и первую букву в газовой сфере. Или опять найдем какие-то оправдания, какие-то страшилки, которые постоянно вытаскивают без всякой аргументации.- Выходит, лоббистские возможности монополий сильнее политической воли правительства?- Все в комплексе. Монополии объективно заинтересованы в сохранении нынешнего статуса. Любой здравомыслящий инвестор просто так, ради идеи, не захочет расставаться с компанией, которая когда-то заняла такую позицию благодаря богу. Сюда бы я отнес и сектор ЖКХ, который весьма болезнен для населения - любые изменения могут привести к подорожанию некоторых видов услуг. Но, затягивая, мы усугубляем тот шок, который может произойти. Трубы не ждут политических решений: почему-то рвутся, стареют. Прояснение ситуации, проведение оценки и разработка честных вариантов выхода из ситуации - это очень насущная проблема, которая требует серьезной политической воли.- Так у власти она есть?- Есть понятие политического цикла, которое ориентируется не только на фотографии и улыбки, но и на собственные ощущения: что там с зарплатой, квартплатой, продуктами, окружающей средой. И резкое изменение какого-то из этих параметров даже с обещанием завтрашней радости воспринимается населением болезненно. И политики должны с этим считаться. В этом отношении мне казалось, что мы должны были существенно, более интенсивно и решительно использовать начало нового президентского срока, который пришелся на 2004 год.- Но, очевидно, упустили момент...- Окно политических возможностей еще не закрылось. Но все равно - чем ближе выборы, тем меньше маневра и больше демонстративных шагов, которые маскируют противоречия. В приватизации правды нет - Еще один серьезный и спорный вопрос - приватизация. Насколько возможен пересмотр ее итогов?- Юмористы говорят, что в нашей стране все возможно. Но мне кажется, это было бы безумием. Получается, любой объект может быть оспорен. А зная проблемы с нашей правоохранительной и судебной системой, думаю, некоторые конкуренты будут решать вопросы от имени государства в свою пользу. Это очень страшно. Всем будет внушаться, будто страна пострадала и в ее интересах пересматриваются итоги приватизации. В реальности же все будет делаться в пользу одной бизнес-группы в ущерб другой. И правды здесь не найти. Пора уже понять: что выросло - то выросло. Я не исключаю возможности каких-то уголовных преследований за преступления, которые были совершены в ходе приватизации. К сожалению, это далеко не белая страница нашей истории. Но нельзя ее проецировать на нынешних собственников. Основа любой экономики - частная собственность. А так может оказаться, что мне в один момент принесут бумажку, где будет написано, что мое имущество было неправильно приватизировано: "Старик, ты очень белый и пушистый, но мы у тебя все забираем. Потому что скелет в шкафу стоит. В общем, извини". Как я могу дальше в этой стране работать, как могу держать здесь деньги? Я, предприниматель, который должен гоняться за двумя вещами: норма доходности и надежность вложений. А при таком раскладе все будет очень зыбко. Это абсолютно тупиковый путь.- Планируется ли продажа Внешторгбанка, Сбербанка, государственных радио и телевидения?- Если говорить, осведомлен ли я о конкретных планах, - скорее всего нет. О чем я могу сказать сейчас: есть намерение продать часть акций ВТБ крупным портфельным иностранным инвесторам. Контрольный пакет, безусловно, останется у государства. Сбербанк... Думаю, что в среднесрочной перспективе государство не уйдет от контроля этого кредитного учреждения. Так уж вышло, у него монопольное положение на рынке. А делать частную монополию хуже - пусть уж будет государственная. Вот когда доля частных вкладов в Сбербанке и в других банках подравняется, можно будет думать о приватизации.И последнее. В нашей ситуации государство вправе оставить себе государственный информационный ресурс, где может проводить свою точку зрения. Так что продажа ВГТРК в ближайшем будущем не планируется. Здесь надо все же идти не по пути приватизации госканалов, а по пути либерализации бизнес-среды в медийной сфере. Когда возникнут крупные частные СМИ, владение государством медиаресурсом будет несмертельно и невредно.Правительство в разобранном состоянии - Так ли необходима была административная реформа?- На сегодняшний момент она скорее помешала развитию. Но делать ее было нужно. Если мы выкидываем из нашего цеха станки и меняем их на новые, совершенно очевидно, что какое-то время мы ничего не производим. Только тратим, суетимся, устаем, ругаемся. Именно такой момент происходит сейчас в правительстве. Другое дело, что важно в конце концов новое оборудование поставить и запустить, а не остаться вообще без станков, а только с языком. Или тихой сапой оставить старые станки.- А в правительстве какие станки?- Думаю, часть станков нам все-таки удастся поменять. Хотя могу посыпать голову пеплом и сказать, что мы, к сожалению, далеко не во всех вещах последовательны. По ряду вещей должны были быть более принципиальными. Чтобы уже переболело, а потом пошла нормальная работа.Мы же затратили усилия, а в конце концов съехали на старые позиции, но с потерей темпа, времени и денег. И с потерей лица. Надо не стесняться и говорить, где мы ошиблись, пытаться исправлять. А не делать хорошую мину при плохой игре. Правительство застыло сейчас в таком разобранном состоянии, что наша эффективность стала даже ниже, чем была до реформы. Но это не приговор, а просто доказательство того, что нельзя останавливаться на полпути. Остановка - это дискредитация, в основном хороших и продуманных идей.- Фрадков так и не смог сформировать команду:- Традиционный взгляд на формирование команды сегодня - это когда приходят люди, которые близко знают друг друга, росли вместе с пеленок. Хотя эта модель имеет право на существование, она устарела. В правительстве должна быть группа профессионалов, которая знает свое дело и имеет профессиональную этику. А не так: мы с тобой давно знакомы, и я тебе доверяю. Споры должны быть. Никакого соглашательства. Так что я бы не сказал, что главная болезнь этого правительства - отсутствие команды.- Тогда что?- Нужно больше политической воли, чтобы быть готовым к болезненным мерам, к честному диалогу, в том числе и с населением. Мы исторически попали в сложную ситуацию, когда длительное время жили в иррациональной экономике. - Значит, опять шоковые меры?- Изящно, с улыбкой и с панибратскими отношениями с населением из этой экономической дыры не вырулить. И население нужно приучать к мысли, что мы не сверхдержава от века и по многим позициям уже скатились за первую сотню. Вот что заставляет задуматься. Как государству в целом, так и населению.Гол и пас - Вас называют преемником Грефа, даже его двойником. Готовы ли возглавить такое огромное министерство?- Вечерами только этим и занимаюсь, что готовлю себя к такой высокой миссии. (Смеется.) С одной стороны, конечно, было бы смешно, если бы стал вас переубеждать. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. С другой стороны, не могу сказать, что страшно к этому стремлюсь. Та атмосфера, которая у нас сейчас есть в министерстве, дает возможность полноценно отвечать за свои направления и отстаивать свою точку зрения. У нас стиль, который мне нравится. Иначе при такой бешеной нагрузке я бы, наверное, здесь уже не работал. Потому что физически очень тяжело. А если еще и моральная обстановка удручает...- Уйти не порывались?- Думал об этом... И думаю до сих пор. Такой вопрос задает себе каждый. По крайней мере многие, кто работает в госструктурах. На мой взгляд, в бизнесе я мог бы претендовать на существенно большее материальное вознаграждение. Думаю, раз в десять. По моим нескромным подсчетам. (Улыбается.) Мне сложно даже своим детям объяснять, почему я этого не делаю.- Что, часто спрашивают?- Довольно часто. С учетом того, что они меня еще и не видят. Говорят: "Какой прок от того, что пропадаешь на службе?"- Бытует мнение, что каждые 3-5 лет нужно переходить на другую работу. Если сидишь на одном месте - эффективность снижается.- Я не сижу, а работаю. Меня лично реабилитирует то, что до 2000 года я работал в одном министерстве, старом Минэкономики. Хочу сказать, четыре года назад я прошел обновление. А теперь, когда число замов сузилось, мне приходится заниматься намного большим количеством новых для меня вопросов. Минус сегодняшней ситуации - невозможно погрузиться в тему глубже определенного уровня. Но зато появляется широта взглядов, и ты понимаешь, как все эти вопросы связаны друг с другом. Так что я не прикипел, не потерял остроту зрения.- Вы играете в футбол с чиновниками из правительства, администрации президента. А деловые вопросы не обсуждаете?- Нет. Когда на поле, невозможно ни о чем другом думать - вот в чем прелесть игры в футбол. Так же, как и лыжи, - ветер такой в голове... Замечательно. А вот когда побегаешь полтора часа, можно уже что-то и обсуждать.Елена ЗВЕРЕВА. в Уфе> № 3 от 19.01.05 г.
"