Posted 18 августа 2008,, 18:27

Published 18 августа 2008,, 18:27

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Новаторский ход замглавы Арбитражного суда РБ – «тревожный сигнал для СМИ»

18 августа 2008, 18:27
Никто не вправе запрещать журналистам критиковать власть, в том числе и судебную, - к такому выводу пришли участники пресс-конференции, состоявшейся в понедельник в агентстве «Башинформ». Поводом для проведения брифинга стало вынесение на рассмотрение президиума Верховного суда Башкирии надзорной жалобы зампредседателя Арбитражного суда РБ Розы Гилязутдиновой. 20 августа самые высокопрофессиональные судьи республики должны принять решение: может ли дарованная судебной реформой всем служителям Фемиды неприкосновенность ограничить в правах журналистов, которые осмеливаются критиковать судебную власть.

Напомним, Роза Гилязутдинова подала иск о защите чести и достоинства к негосударственному изданию «Час пик», требуя взыскать с еженедельника и ее редактора солидарно 10 миллионов рублей. Истица уверена, что газета нарушила ее неприкосновенный статус, опубликовав статью о том, что Совет судей РБ обратился в Высшую квалификационную коллегию судей РФ с просьбой прекратить досрочно полномочия зампредседателя Арбитражного суда республики Розы Гилязутдиновой. Кстати, поводом для привлечения г-жи Гилязутдиновой к дисциплинарной ответственности стало, как указывается в обращении, не только «ненадлежащее исполнение судьей должностных обязанностей», но и нарушение Закона «О статусе судей» и Кодекса судейской этики.

- Как мне казалось – обычное дело, каждый человек имеет право защищать свою честь и достоинство в суде, - говорит адвокат ответчиков Алексей Зеликман. – Однако то, что произошло в процессе рассмотрения этого иска, может стать тревожным прецедентом для всех СМИ республики.

Как только судья Октябрьского райсуда Уфы удовлетворила ходатайство редакции об истребовании доказательств из Совета судей, подтверждающих опубликованную в газете информацию, на следующий же день дело оказалось в Верховном суде Башкирии.

- На мой взгляд, одна из сторон воспользовалась так называемым «телефонным правом», - продолжает г-н Зеликман. – Где это видано, что за рассматриваемым делом, которое не может быть куда-либо и кем-либо истребовано до окончания процесса, приезжает сама служительница Верховной Фемиды.

Судья Гилязутдинова обратилась в Верховный суд республики с надзорной жалобой на действия районной отправительницы правосудия. По мнению истицы, «суд, удовлетворив ходатайство ответчиков, фактически занимается сбором компромата против истца».

То есть, г-жа Гилязутдинова признает, что в этих документах имеются сведения ее компрометирующие, но считает, что они не могут быть представлены прессе, так как судьи неприкосновенны.

Судья Верховного суда Башкирии Гузель Усманова, ознакомившись с надзорной жалобой своей коллеги, решила, что эти «доводы заслуживают внимания» и посчитала нужным вынести ее на рассмотрение в Президиум.

- Удивительна трактовка высокопрофессиональными судьями закона «О статусе судей в РФ», - разводит руками Алексей Зеликман. – Действительно, в этом законе прописано, что неприкосновенны личности судей, их жилища, личный и служебный транспорт. В этом документе объясняется порядок привлечения служителей Фемиды к уголовной ответственности, однако ни в одной из статей этого закона не содержится запрета на истребование доказательств, когда стороной по делу выступает судья.

- Судьи лишают нас возможности отстаивать на процессе свою точку зрения, нарушая главный демократический принцип судебной реформы – состязательность процесса, - говорят в редакции. - Публикация может быть признана недостоверной не потому, что мы написали неправду, а потому что высокопоставленная истица лишила нас права защищаться.

Главной темой обсуждения на брифинге стало даже не действия судебной корпорации, грудью вставшей на защиту коллеги, а злоупотребление правом служителями Фемиды.

В частности, присутствующим на пресс-конференции было представлено разъяснение судебного департамента при Верховном суде РФ, заинтересовавшемся происходящим вокруг иска судьи Гилязутдиновой. По просьбе президента Фонда защиты гласности Алексея Симонова, высококвалифицированные судебные эксперты дали оценку выдающемуся случаю, отметив «несоблюдение судом надзорной инстанции действующего законодательства» и то, что «обжалованное определение не подлежит обжалованию в принципе». По мнению судебного департамента при ВС РФ, рассмотрение в надзорном порядке жалобы г-жи Гилязутдиновой невозможно.

«Более того, в определении судьи Верховного суда РБ о передаче дела на рассмотрение президиума не указана соответствующая норма права, предусматривающая возможность обжалования определений данной категории», - констатируют в судебном департаменте.

- Остается признать, что закон, что для судей – закон, что дышло, - комментируют в редакции. – И если служители Фемиды не стесняются проворачивать такие юридические фокусы, зная, что в деле участвует пресса, то, что говорить о правосудии, к которому обращаются обычные граждане?

Как бы там ни было, 20 августа президиум Верховного суда РБ рассмотрит надзорную жалобу г-жи Гилязутдиновой.

- Решение по надзорной жалобе г-жи Гилязутдиновой имеет принципиальное значение не только для газеты, интересы, которой я защищаю, но и для всех СМИ Башкортостана, -уверен Алексей Зеликман. - Если суды республики по искам служителей Фемиды будут считать возможным отказывать в исследовании в судебном заседании доказательств, ссылаясь на принцип неприкосновенности судей, это приведет к тому, что любое критическое выступление в адрес представителей судейского сообщества, будет признано недостоверным и повлечет взыскание средств в возмещение морального ущерба в пользу истца.

- Кроме того, журналисты будут вынуждены ввести самоцензуру, - добавляет координатор проектов Центра экстремальной журналистики Виктория Блонская. – И отказаться от критики судебной власти.

"