Posted 17 июня 2012,, 20:32

Published 17 июня 2012,, 20:32

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

«ГАЗели» оборзели. Профсоюзы требуют от властей навести порядок на рынке пассажироперевозок

17 июня 2012, 20:32
В минувший четверг в Стерлитамаке состоялся пикет представителей автоперевозчиков, организованный республиканским профсоюзом работников автотранспорта. Протестующие требовали от администрации города и республики принять жесткие меры, обеспечивающие справедливую и честную конкуренцию на рынке пассажирских перевозок. Акция не пришлась по душе «нелегалам» - они делали все, чтобы сорвать протестное выступление «конкурентов».

Напомним, акции протеста против нелегальных перевозчиков, не соблюдающих цивилизованные правила игры на этом рынке, в ближайшее время пройдут не только в городах Башкирии, но и в Уфе – 19 июня.

Пикеты начались в Стерлитамаке, так как, по мнению профсоюзных лидеров, власти этого второго по величине башкирского города оказались бессильны перед заполонившими улицы «нелегалами». По данным профсоюзов, частные извозчики не соблюдают никаких законодательных норм, рискуют жизнями пассажиров и, выезжая только на прибыльные линии и собирая «сливки» в часы пик, отбирают «хлеб» у тех, кто работает по закону, придерживается регулярности движения и добросовестно платит налоги. Планируется, что акции протеста привлекут внимание людей, которым не все равно, как будет развиваться пассажирский транспорт в их родном городе.

- Стерлитамак, может быть больше других городов республики, и ранее страдал от засилья «нелегалов», - рассказывает председатель башкирской организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Рустэм Асадулин. – Еще в 2009 году профсоюз автотранспортников пытался здесь добиться от высокопоставленных чинов ответа, как они намерены наводить порядок на этом рынке. Но, несмотря на то, что каждый из этих чиновников наделен огромными полномочиями, нам говорили: «Я за это не отвечаю». Равнодушие местных властей вкупе с личной заинтересованностью должностных лиц и порождают страшный бардак на улицах городов.

Дело в том, что рынок пассажирских перевозок не регулируется ни одним российским законодательным актом – желающие перевозить людей могут получить в Росавтодорнадзоре лицензионную карточку, но на этом их ответственность перед законом пассажирами заканчивается. Депутаты Госдумы седьмой год стопорят закон «Об общественном транспорте», а потому на никем не регулируемом и не контролируемом рынке пассажироперевозок творится вакханалия. Предприниматели, получившие лицензию, выписывают за немалые деньги (от 140000 до 250 тысяч рублей) путевки на любой маршрут всем желающим, но никак не отвечают ни за техническое состояние автобусов, ни за здоровье водителя, ни за жизнь пассажиров. Сегодня за руль частного автобуса, который может быть уже разваливается на части, может сесть любой неподготовленный человек в любом состоянии. И ни одно надзирающее и контролирующее ведомство не будет иметь претензий, если водитель только не нарушит правила дорожного движения. А как и на чем он везет людей – никого не интересует.

В российских городах власти на региональном законодательном уровне пытаются навести порядок на этом рынке – пример соседняя Татария, где предпринимателей заставили соблюдать цивилизованные условия – выезжать на строго определенные линии по расписанию на современных автобусах одной марки. В Башкирии дальше принятия «транспортного» закона не пошло – документ есть, но он не работает, поскольку в момент принятия из него исчезли важные нормы, как раз способные урегулировать пассажирские перевозки в городах и районах.

- Наверное, кому-то было выгодно застопорить законодательный акт, - полагают сегодня легальные перевозчики, готовые выходить на пикеты. – Например, в башкирском законе сегодня нет ни слова о городских автоперевозках, хотя на этом рынке крутятся огромные деньги и, по слухам, в этом бизнесе задействованы как сами депутаты Курултая, так и чиновники контролирующих ведомств.

Может поэтому никого не волнует и сколько республика теряет налоговых средств, недополученных от работы теневиков? Только в Уфе рынок пассажироперевозок, «стоит» свыше 120 миллионов долларов или почти три миллиарда рублей в год! И даже 50 процентов этой суммы могла быть существенным подспорьем для бюджета. Рынок автоперевозок потому и прибыльный для недобросовестных предпринимателей, ведь они не платят налоги и не тратятся на соблюдение обязательных норм. В Стерлитамаке работает около 200 нелегальных автобусов, не согласовавших свои маршруты с мэрией. Они не доплачивают в казну около 20 миллионов рублей. На эту сумму можно было бы год латать местные дороги.

- Стоило нам провести пикет в Стерлитамаке, как весь интернет загудел от комментариев, где называются конкретные фамилии настоящих владельцев нелегальных микроавтобусов, - рассказывает г-н Асадуллин. - Я вас уверяю, это машины не простых смертных. Вы, купив «Газель», просто так на линию не выйдете, не пройдет и часа, как вам побьют стекла. Например, в Стерлитамаке за пять месяцев – пять нападений на водителей. Правоохранители квалифицируют их как межличностные конфликты, не принимая во внимание, что они происходят во время исполнения должностных обязанностей. А в результате честный водитель за свою работу получает либо битой либо кастетом. А моральный террор – угрозы, битье стекол и зеркал – это вообще ежедневно. Поэтому просьба убрать с линий нелегалов – это в первую очередь для безопасности пассажира. У людей должна быть возможность выбора, а у перевозчиков прошедших конкурс – равные возможности. Нужно остановить это неуправляемое ралли по городским улицам.

По словам профсоюзного лидера автотранспортников, Нефтекамск, Октябрьский, Дюртюли, Учалы и Бирск на рынке пассажироперевозок проблем не имеют.

– Воля городских властей в обеспечении порядка дисциплинирует всех участников рынка, и государственных и частных, никто на чужие маршруты не заезжает, - объясняет Рустэм Талгатович. - Примечательно, что когда Рустэм Хамитов заступил на президентскую должность, в числе первых его заявлений – требование навести порядок в сфере пассажирских перевозок на улицах городов. Только на моей памяти он дал три поручения, чиновники отделались своим полем деятельности, проблема все равно не решена. У профсоюзов это называется «итальянской забастовкой».

Рустэм Асадуллин уверяет, что профсоюзы действуют в интересах всех наемных работников автопредприятий, независимо от формы собственности.

- Нас, как профсоюз, заботит, что в нелегальных перевозках отношения работника и работодателя регулируются не Трудовым кодексом, а словесными договоренностями. Работник не застрахован на случай болезни, травм, не застрахована его старость, так как никто не отчисляет средств на его пенсионный счет, - говорит Рустэм Талгатович. – Да и получение зарплаты такому водителю никто не гарантирует, не соблюдаются условия труда – люди работают сутками, а усталый, больной или не выспавшийся водитель – просто опасен на дороге.

От засилья нелегалов на дорогах Башкирии страдают не только законопослушные участники рынка, но и развитие республиканской транспортной отрасли.

- У тех, кто честно платит налоги и работает, соблюдая все законодательные требования, расписание и интервал движения, сегодня нет средств для обновления автопарка и развития, - говорит Рустам Асадуллин. – Они балансируют на грани банкротства, а самое главное – водители этих предприятий получают унизительно низкую заработную плату.

- Чем опасны нелегалы для добросовестных перевозчиков? – поясняют пикетчики. - Они забирают не только немалую часть пассажиров, но и прибыли. При такой системе убытки терпит тот, кто играет по всем правилам и соблюдает все требования безопасности: тратится на техобслуживание, ремонтные базы, проводит предрейсовый контроль техники и медосмотр персонала. Кроме того, легальный перевозчик не может выехать на линию, когда захочет – он обязан передвигаться по маршруту, даже если его ждет один пассажир. Честные предприниматели платят налоги, обновляют автопарки, соблюдают интервал и график движения, придерживаются строго установленных тарифов, а водители-пираты этими обязанностями не обременены и соответственно больше зарабатывают.

По словам водителя Гайдара Илизова, вышедшего на пикет, огромное количество нелегальных «маршруток» просто заполонили улицы Стерлитамака.

- Часто можно слышать, что на маршрут без официального разрешения выходят не от хорошей жизни, - говорит г-н Илизов. - Симпатия к нелегалам со стороны обывателя объясняется еще и тем, что они предлагают более низкие цены. Но все же, согласитесь, конкуренция хороша тогда, когда у всех сторон одинаковые условия.

По словам водителей, если профсоюзы не вмешаются в непростую ситуацию и не заставят власти выслушать работников автотранспорта, проблемы рынка пассажирских перевозок станут серьезной трудностью для всех жителей региона, а потому «не стоит ждать серьезных инцидентов».

- По многим городам страны прокатилась волна забастовок автотранспортников, когда водители, не дождавшись разрешения своих проблем, просто парализовали мегаполисы, не выехав на маршруты, - приводит в пример возможные проблемы Рустэм Асадуллин. - Если в Башкирии легальные перевозчики пойдут на такие кардинальные меры, - пострадают обычные люди и экономика в целом. Сегодня, когда легальные автобусы регулярно выезжают на линии, никто не задумывается, насколько любой населенный пункт зависит от бесперебойного движения пассажирского транспорта. Нам не хотелось бы, чтобы в нашей республике случился паралич городского движения, как это происходило в Омске, Магнитогорске, Екатеринбурге, Самаре – власти были вынуждены вывозить людей с остановок чуть ли не на грузовиках. Поэтому профсоюзы будут выступать за здоровую обстановку на рынке автотранспортных услуг.

19 июня в 14 часов пикет против нелегальных перевозчиков пройдет и в Уфе напротив здания горсовета.

Надо сказать, что уфимский градоначальник Ирек Ялалов хорошо знаком с главной проблемой автотранспортников и имеет свое мнение на этот счет.

- В Уфе зарегистрировано 8 тысяч автобусов, а для того, чтобы обслуживать городских пассажиров нужно максимум 2,5-2,8 машин, - говорит он. – Нет другой такой сферы экономики и бизнеса, где настолько были бы свободные рыночные отношения. Эта отрасль городского хозяйства не имеет четкого регулирования федеральным законом и так продолжается уже 10 лет!

Как утверждает Рустэм Асадуллин, лишние пять-шесть тысяч автобусов выводят в Уфе из оборота 120 километров дороги. А это по его словам дополнительная нагрузка на экологию, усугубляемая и без того устаревшим автопарком частников-нелегалов.

- У нас за рыночными лозунгами пытаются скрыть анархию, - категоричен профсоюзный лидер. – Никакого контроля – ни за допуском к профессии, ни за допуском к рынку, не говоря уже о тарифном регулировании. Уверен, что права есть не только у перевозчиков, которые прикрываются наличием лицензии, но и у пассажиров. Право граждан нашей страны на жизнь и здоровье охраняется Конституцией России. И никто не задумывается, что неверное толкование понятие «свободное предпринимательство» в итоге может ударить по жизням людей. Все-таки автобус – транспортное средство повышенной опасности.

Действительно, в Европе весьма тщательно подходят к выбору перевозчика, и чаще всего город обслуживает перевозчик, оказывающий наиболее качественные услуги на рынке. Оно и понятно – такие фирмы проще контролировать и жестко спрашивать с них, если что. А вот в странах третьего мира на дорогах творится примерно то же самое, что на наших улицах – частные микроавтобусы мчатся так, как хотят, и туда, куда пассажир пожелает.

По словам г-на Асадулина, при проведении пикета в Уфе он ожидает любых провокаций со стороны владельцев нелегальных автобусов.

- В Стерлитамаке, во время акции, нас всячески провоцировали выкриками на ответные словесные выпады, - говорит он. - Это делается специально, чтобы подтолкнуть пикетирующих к нарушению правил проведения общественных мероприятий.

Впрочем, столь неравнодушная реакция «нелегалов» на требования навести порядок на рынке пассажироперевозок, вполне объяснима: кто ж запросто отдаст такой кусок пирога?

Валентин ОРЛОВ.

"