Posted 16 ноября 2010,, 22:24

Published 16 ноября 2010,, 22:24

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Эльвира Юнусова: «У актеров и депутатов много общего»

16 ноября 2010, 22:24
Актриса Эльвира Юнусова служит на сцене Башкирского драматического театра им. Гафури без малого 30 лет. Последние два года прима Башдрамы успешно совмещает актерскую профессию с депутатской деятельностью, являясь зампредседателя Комитета по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи Госсобрания Башкирии. Но, несмотря на напряженную законотворческую деятельность, Эльвира Ахтямовна, в этом году отпраздновавшая полувековой юбилей, твердо решила продолжать заниматься любимым делом, без которого не может представить своей жизни.

«Поступив на актерский, я плакала от счастья»

- Башдрамтеатр стал для меня творческой колыбелью. И, конечно, перед выборами в депутатский корпус республики передо мной возникла дилемма, ведь во мне присутствовал страх навсегда оставить сцену. Очень рада, что выбирать мне не пришлось, - признается актриса.

Эльвира Юнусова родилась в Сибае в семье учителей. Ее родители Ляля Мубаряковна и Ахтям Валиахметович могли похвастаться творческими талантами: папа великолепно рисовал, занимался резьбой по дереву, мастерил мебель, а мама писала стихи. Родители часто водили дочь в сибайский драматический театр, в спектаклях которого играли их друзья. Очень часто артисты собирались в уютном доме Юнусовых.

- Мне очень нравилась атмосфера, царившая у нас дома в такие вечера: это ведь совершенно другая жизнь! По себе знаю, что артистические посиделки – это продолжение спектакля, и, если вдруг туда попадет посторонний, то решит, что собрались сумасшедшие, потому что мы и о спектакле поспорим, и вдруг запоем или начнем стихи читать. Так наши посиделки превращаются в литературные вечера. Любовь ко всему прекрасному я впитала с детства, и уже маленькой девочкой мечтала стать актрисой, впрочем, как и многие в этом возрасте.

Тем не менее, после восьмого класса девушка, имеющая диплом об окончании музыкальной школы, поступила в Уфимское училище искусств на фортепианное отделение.

- Училась я прилежно, несмотря на то, что у меня была совершенно другая мечта, а представить себя преподавателем в музыкальной школе я никак не могла. Как и многие мои сверстницы, в детстве вела дневник. Сейчас иногда его перечитываю и удивляюсь. Чуть ли не на каждой странице в нем нахожу: «Я буду актрисой» и слово «актриса» всегда написано с заглавной буквы, жирно обведено и подчеркнуто. Эта мечта преследовала меня с 11-ти лет.

Счастливый случай обрести желаемую профессию представился совершенно неожиданно: девушка, окончившая три курса в училище, узнала о дополнительном наборе студентов на театральный факультет в Институт искусств. Недолго думая, она решила рискнуть: успешно преодолела все три тура и поступила в институт.

- Мне пришлось совмещать последний курс училища с учебой в вузе. Целыми днями курсировала по Советской площади из института в училище, - смеется Эльвира Ахтямовна.

Девушка вставала в шесть утра и до девяти упражнялась на фортепиано, потому как был дипломный курс, и она должна была окончить его успешно, а после бежала на лекции в институт.

- Когда начались первые этюды, я почувствовала, что после долгих скитаний наконец попала домой. Учеба в институте приносила мне огромное счастье. Оказавшись там, где должна была быть, я благодарила Бога и первое время даже плакала. Хотя я нисколько не жалею, что занималась музыкой: это очень одухотворяет человека. Ведь если в детстве человек играет на музыкальном инструменте, то он на всю жизнь впитывает в себя нечто тонкое, нежное. И он точно будет радоваться солнцу, смотреть на звезды. Иногда я спрашиваю у людей, любуются ли они ночным небом, но этот вопрос заставляет их задуматься. Для меня стало откровением, что некоторые вообще не смотрят на небо. Видимо, любовь к прекрасному привила мне именно музыка.

«В каждой героине есть что-то от меня»

Уже с третьего курса актриса играла главные роли в Башдрамтеатре - Гульнарису в «Утраченных грезах» Атнабаева и Замзагуль в спектакле по пьесе Мустая Карима «Пеший Махмут». Дипломный спектакль «Три сестры», впоследствии перенесенный на сцену Башдрамы, стал для Эльвиры Ахтямовны одним из любимых, в нем она исполняла роль Маши. Сегодня в творческом багаже актрисы более пятидесяти разнохарактерных ролей.

- У меня счастливая творческая судьба, не могу на нее пожаловаться, - замечает она. – Я больше тяготею к драме, даже к трагедии. Хотя мною было создано много комедийных образов, но я тоньше чувствую драматические роли. Например, образ в спектакле «Вознесись, мой Тулпар» по пьесе Флорида Булякова. Центральная женская роль была психологическая, очень сложная, можно даже сказать социальная. Потом был «Великолепный рогоносец» - спектакль зрелищный, яркий. А в постановке «Бибинур, ах, Бибинур!» я исполняла сразу две роли - персидской княжны и жены пастуха Абдрахмана.

Спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» оказался новым творческим этапом не только для актрисы, но и для всего театра. Поначалу образ медсестры давался Эльвире Юнусовой нелегко: нужно было понять эту героиню, систему, в которой она работает.

- Но работать над этой ролью было ни с чем не сравнимым удовольствием: все равно что напиться холодной воды после длительной жажды - настолько было вкусно творчески работать над этим образом. Произведение очень сильное, и тема злободневная, а на фестивалях с этим спектаклем нас всегда тепло принимали. Например, на международном театральном форуме в Белоруссии, где наши коллеги из зарубежных театров смотрели его без перевода. Это говорит о том, что постановка современна, и не важно, что он играется башкирскими актерами на родном языке.

В послужном списке актрисы и несколько телевизионных работ, в том числе роль в первом башкирском телесериале «Дочь луны», в котором она исполнила роль Рашиды.

- Для меня это был необычный опыт: натурные съемки проходили на природе, почти все лето 2001 года мы провели в Ассах. Тут, конечно, своя специфика: снимать начали с финала. А связано это было с погодными условиями: то нам нужен был дождь, которого нет, то солнце… Мне пришлось играть злобную даму, совершившую преступление из-за денег. Надо сказать, что любой персонаж – это прежде всего непростая человеческая судьба. Особенно отрицательный образ. Я пыталась понять, почему моя Рашида так поступает, мотивы ее отвратительного поведения. Было интересно работать над этой ролью: где-то я старалась ее оправдать. После премьеры были случаи, когда на улице меня останавливали прохожие и начинали отчитывать: «Как ты могла совершить такой страшный поступок, убить человека?» Ну, раз меня отождествляли с героиней и ругали, значит, образ получился достоверный, - смеется Эльвира Ахтямовна.

- Какая героиня из сыгранных вам ближе всего?

- В каждой есть что-то от меня. Ведь все образы я проношу через свое сердце. Когда я вспоминаю все свои роли, то понимаю, что это один женский персонаж, который я играю всю свою жизнь. Это Женщина с большой буквы в разных своих появлениях. Она и нежная, и страстная, и добрая, и злая, и милосердная, и кокетка. Так мне удалось переиграть все грани женского характера.

«Американка ничем не отличается от башкирки»

Последняя работа актрисы – заглавная героиня в спектакле «Доброе утро, Энид!». Пьеса Вуди Аллена «Парящая лампочка» заинтересовала тогда уже депутата Юнусову свом драматизмом и остросоциальной направленностью. Потому она с удовольствием приняла предложение режиссера Наркас Искандаровой.

- Я давно мечтала сыграть современную женщину: рассказать о ее отношениях с детьми и мужем, чем она живет, о чем мечтает, раскрыть ее внутренний мир. Я часто просила башкирских драматургов написать пьесу о такой женщине, чуть ли не в деталях описывала, какой образ хочу сыграть. Не знаю, почему, но их мои рассказы не вдохновили. Несмотря на то, что в пьесе речь идет об американской семье, женщина везде остается женщиной: психология человека от его национальности не меняется. Поэтому многие проблемы, показанные в спектакле, близки каждому.

Это подтверждали и простые зрительницы, приходившие за кулисы: «Так это же спектакль про мою семью, про меня пьеса, я еще приду посмотреть», - со слезам на глазах признавались дамы исполнительнице главной роли.

- Но если раньше мне, как актрисе, необходимо было отвечать за свой внешний вид и голос, за внутреннее состояние и готовность выйти на сцену, чтобы радовать зрителя, то теперь, будучи депутатом, приходится отвечать за серьезные вещи совсем другого уровня. Всю свою энергию я направила на новую деятельность: это ведь совершенно другой мир, где на меня возлагается большая ответственность.

Новое поприще потребовало от актрисы определенных жертв. Прима Башдрамы вынуждена отказываться от интересных предложений режиссеров. В итоге яркие роли достаются другим исполнительницам.

- Многое удалось сделать на новом поприще?

- Я отдаю себе отчет, что в первую очередь - актриса, и за эти два года закоренелым политиком не стала. Хотя мы и занимаемся законотворческой деятельностью, но было бы смешно пыжиться и изображать из себя зубра политики. Новую миссию я выполняю по велению сердца и стараюсь делать это честно. Помочь как можно большему количеству людей, которые обращаются с теми или иными вопросами, - так я понимаю свое предназначение. Как-то со слезами на глазах ко мне обратилась женщина, у которой возникли проблемы. Мы с ней начали обсуждать житейские и семейные вопросы, вспоминать молодость, посмеялись и поплакали вместе. Она ушла счастливой, а я продолжила работать над ее вопросом. Я понимаю, что должна снять какой-то негатив, принимая чужую проблему близко к сердцу. Очень радуюсь, когда получается помочь людям. Наверное, даже больше, чем сам человек, проблемы которого решились.

- Находите что-то общее между профессией актера и депутатской деятельностью?

- По своей сути депутат - избранник народа, его глас в высших органах власти. Мы общаемся с гражданами с глазу на глаз. Доверяя депутату, человек раскрывается перед ним. И это общение требует психологического мастерства, способности сопереживания. В какой-то мере мы являемся психотерапевтами. Иногда просто достаточно выслушать человека, поговорить по душам. Потому актерская профессия мне очень помогает в общении с людьми: актеры очень коммуникабельны, они же общаются с людьми посредством сцены. Люди искусства - персоны публичные. Во всяком случае, в нашей республике нас знают многие, потому и доверяют нам больше. В первое время ко мне приходили с вопросами, которые не были в пределах моей компетенции. Тогда начинали оправдываться, что идут ко мне только потому, что знают меня: мол, я артистка, и со мной легче вести беседу. Актеры ведь по своей сути экстраверты, поэтому есть много моментов, которые объединяют нас с политиками.

«Государством должна руководить дама»

Эльвира Ахтямовна искренне считает, что если б во главе страны стояла женщина, то жизнь непременно изменилась бы к лучшему.

- В истории России множество примеров, когда государством управляли представительницы слабого пола - Елизавета, Екатерина, и это были не самые плохие для страны времена. Именно тогда произошли прорывы во многих областях: экономике, образовании, культуре и искусстве, да и цивилизация тогда развивалась довольно стремительно. Но наша страна территориально очень большая, и смешение этих культур и традиций сложило особый менталитет - евразийский. И, может быть, из-за этого наша гендерная политика по сравнению с другими странами развивается плохо.

- Но у нас женщины есть и в министерских, и губернаторских креслах…

- Да, и много женщин-заместителей, которые и выполняют основную работу. Но я бы хотела видеть представительницу слабого пола в качестве главы государства. Как мне кажется, в женщинах больше терпимости, заботливости, есть материнские чувства. На мой взгляд, женщина сто раз подумает, прежде чем принять решение послать людей туда, где есть угроза для жизни. Да и мудрости от природы в нас больше. Это мужчины-женоненавистники придумали обидное понятие «женская логика» или фразу «послушай женщину и сделай все наоборот», хотя у женщин логика железная. Сейчас действительно другое время: дамы наступают на пятки политикам-мужчинам. Это естественный и правильный процесс.

Вместе с супругом-бизнесменом Рифом Эльвира Юнусова воспитывает 14-летнюю дочь Руфину. По воспоминаниям актрисы, в детстве дочь часто просилась в театр и, как все актерские дети, выросла за кулисами. Девочка даже сыграла несколько ролей и справлялась с этим неплохо.

- От папы Руфине тоже что-то передалось. Несмотря на деятельность, далекую от искусства, супруг - очень артистичный человек. Он даже шутя говорил: «Я бы не женился на тебе, если б у самого не было любви к искусству». Зато сейчас дочь в театр не затащишь: у нее появились другие интересы. Например, она учится дефилировать по подиуму в модельном агентстве, но считает это лишь хобби. Начинает поговаривать о юридическом образовании, но мне бы хотелось, чтобы она занималась чем-то женским. Насчет театра я сомневаюсь: чтобы отдаваться актерскому делу, надо мечтать об этом с малых лет, как в моем случае. Есть те, кто попадают в наше дело случайно, но это самые несчастные люди. Любая профессия требует призвания, без этого никак. Если вы чувствуете, что ничем другим заниматься бы не могли, значит, это - ваше.

Сама Эльвира Юнусова уверена, что именно сцена сделала из нее личность.

- Благодаря причастности к искусству я познакомилась с выдающимися людьми - нашими современниками. Среди них писатели Ангам Атнабаев, Мустай Карим, а в Курултае я работаю под началом легендарной личности - народного поэта республики Равиля Бикбаева. Для меня это запредельное счастье, о котором я раньше не смела мечтать. На сцене Башдрамы мне довелось работать с гениальными актерами, а во время гастролей объехать практически всю Башкирию вдоль и поперек. Ну когда бы я еще смогла это сделать? И куда бы ни приезжали, люди узнают, говорят теплые слова.

Актриса регулярно получает письма от поклонников ее таланта с признаниями в любви и поздравлениями с праздниками. В послании одной женщины Эльвира Юнусова прочла: «В нашем семейном альбоме, помимо фотографий родных, есть и ваш снимок. Это не случайно: мы считаем вас членом нашей семьи».

- Помню, как расплакалась после этих строк. После таких слов ощущаешь не только счастье, небывалое чувство окрыленности, но и огромное доверие, которое еще нужно оправдать.

Айгуль ХАФИЗОВА.

"