Posted 17 июля 2007,, 17:43
Published 17 июля 2007,, 17:43
Modified 10 ноября 2022,, 19:05
Updated 10 ноября 2022,, 19:05
- Я прилетел в Уфу, как к себе домой, - сразу заявил Петр Сумин, спустившись с трапа самолета.
- Эх, жалко, что нас разделили, - посетовал потом на официальной встрече глава республики Муртаза Рахимов. – Все-таки, соседи, а оказались в разных федеральных округах. Сколько мы с Петром Ивановичем боролись, чтобы Башкирия и Челябинская область работали вместе, в какие кабинеты только не ходили, объясняя, что у нас давние связи, но нет – ничего не получилось.
- А наше мнение никого не интересовало, - поддержал коллегу губернатор Сумин. – Решение о границах федеральных округов было принято заранее и наши объяснения уже ничего не решали. А ведь между представителями наших регионов существует духовное родство, которое будет посильнее кровного.
Ничего на свете лучше нету
- Петр Иванович, когда калым за жену заплатите? – задали мы вопрос губернатору Челябинской области.
- Да, в прошлый приезд обещал заплатить, - смеется Сумин. – Но теперь передумал. Мне ваш президент намекал, что я ему за вашу девушку должен металлургический комбинат отдать.
- А вы что?
- А я сказал: «Лучше вам жену верну». Комбинат мне самому нужен – он почти половину бюджета области обеспечивает.
Супруга г-на Сумина – родом из Стерлитамака, и этот город Петр Иванович знает не понаслышке. Побывал с женой на местном кладбище, поминая ее родителей.
- Мне ваш президент говорил, что Стерлитамак - хороший город, я думал: «Ну, хороший и хороший», - рассказывает Сумин. – Но никак не ожидал, что он окажется настолько хорошим. У Спартака Ахметова (мэра Стерлитамака, - ред.) многому нужно научиться. Я своих чиновников туда отправил, они тоже говорили: «Что мы можем в провинциальном городе увидеть?», а приехали с раскрытыми ртами: «Бывает же такое чудо». Я г-ну Рахимову рассказываю про такой эффект, а он между прочим мне отвечает: «Да, что там Стерлитамак! У нас любой город такой». Сам не видел, но ему, поверил, конечно, - хитро улыбается Сумин.
Надо сказать, что главы регионов старались использовать любую возможность, чтобы рассказать о своих достижениях.
- Об успешности социально-экономического развития, эффективности системы государственного управления республики свидетельствуют стабильно высокие оценки крупных рейтинговых агентств, - говорил г-н Рахимов. – Например, по оценкам агентства Moodys кредитный рейтинг Башкортостана уступает лишь рейтингам Москвы и Санкт-Петербурга. Не знаю, кто эти рейтинги составляет, - вдруг засмеялся президент Башкирии. – Но, на мой взгляд в республика не позади, а впереди Москвы.
По словам г-на Рахимова, если Башкирия везет в Первопрестольную мясо, масло и хлеб, то Белокаменная поставляет в республику только водку, сигареты и пиво.
- А вот Челябинск – основной партнер Башкортостана. – говорит президент. – Только в прошлом году оттуда поступило продукции на 23 млрд. рублей. И какой продукции - прокат черных металлов, стальные трубы, цемент, жесть с покрытием, грузовые автомобили, кожаную обувь, кондитерские и макаронные изделия, не чета московской отраве.
Интересно было наблюдать за взаимоотношениями руководителей регионов-соседей, которые явно расположены и симпатизируют друг к другу, но не могут удержаться, чтобы не похвастаться собственными успехами.
Г-н Рахимов как заправский менеджер расхвалил продукцию Башкортостана, а г-н Сумин, как прижимистый купец поджимал губы: «Посмотрим, посмотрим. Кто в тендере победит, на ту продукцию и будет ориентироваться».
- Так подобного больше нигде нет, - удивлялся руководитель республики. – Разве кто-то с нами сможет соперничать?
- У нас тоже много хорошего, - иногда обижался глава Челябинской области. – Если к нам приедете - увидите.
Догнать и перегнать
- Нам тоже повезло с соседом, - примирительно говорит Муртаза Рахимов. - Будем всегда не только поддерживать, но и развивать взаимовыгодные контакты по всем направлениям.
После торжественного приема главы субъектов отправились на подписание соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве. Напомним, что первый подобный документ был подписан в 1997 году.
- Тяжелое было время, - напомнил башкирский президент. – Однако сотрудничество помогло развитию экономик обоих регионов, поддержали друг друга.
За последние пять лет товарооборот между Башкортостаном и Челябинской областью увеличился в три раза. Правда Башкирия и здесь умудряется поставлять больше, чем может дать Челябинск – 70% товарооборота между областями – республиканского производства.
Когда гости прибыли в правительство республики для подписания договора, показалось, что все первые лица Южного Урала бросили свои дела и оказались в Уфе.
Кроме г-на Сумина, в Башкирию приехали первый заместитель губернатора Владимир Дятлов, мэр Челябинска Михаил Юревич, председатель Законодательного собрания Владимир Мякуш, министр сельского хозяйства Иван Феклин, председатель совета директоров ОАО «Магнитогорского металлургического комбината» Виктор Рашников и вице-президент управляющей компании «ММК» Андрей Морозов, директор Челябинского металлургического комбината Сергей Малышев, гендиректор «ЮжУралавтобана» Алексей Гущин, а также депутаты, бизнесмены, банкиры и журналисты – свыше 80 человек. Столь внушительное представительство может объясняться только одним – в Челябинской области не только ценят добрые отношения с Башкортостаном, но и надеются с выгодой использовать эту дружбу.
Впрочем, г-н Сумин сразу это подтвердил.
- Мы многому учимся у Башкортостана и намерены позаимствовать хороший опыт. Знаю, что у вас строится миллион восемьсот квадратных метров жилья в год. Так мы, в этом году увеличили ввод жилья на 45%, и будем стремиться вас догнать. Кстати, и по газификации деревни мы уже где-то рядом с вашими показателями. И дороги надеемся сделать.
Как выяснилось, г-н Сумин во многом мечтает догнать и перегнать Башкирию. И ледовый дворец «Трактор» он намерен построить такой же как «Уфа-Арена», и ипподром возвести, подобный «Акбузату». И «дотянуть» челябинское хозяйство «Тепличное», тоже, по мнению губернатора «неплохое», до уровня совхоза «Алексеевский». И изношенный подвижной состав общественного транспорта, как это сделано в Уфе, заменить в Челябинске на комфортные иномарки.
- Широко шагать тоже не надо, - осадил коллегу, улыбаясь, глава республики. – А то штаны порвешь.
Автобусы для народа
Несмотря на природную осмотрительность г-на Сумина и нежелание раздавать ничем не подкрепленные обещания, Муртаза Рахимов сумел-таки поразить воображение гостя, показав ему выставку башкирского транспорта.
Впрочем, о том, что на территории Башкирии выпускают малогабаритные автобусы марки «Мерседес» нового поколения глава республики намекнул коллеге на официальной встрече.
- Немцы приехали, удивились, - рассказывал г-н Рахимов. – А у нас пассажирские «ГАЗели» теперь заменят автобусы знаменитого германского концерна.
- И цена у них подходящая – 36 тысяч евро, - подсказал президенту мэр Уфы Павел Качкаев.
- Дешевле иного легкового автомобиля – подтвердил президент. – Плюс эти автобусы экономичны, быстро окупаются, надежны в эксплуатации и безопасны.
Напомним, пассажирские «Мерседесы» пятой модели недавно начали собирать в подразделении «Башавтотранса» - Мелеузовском авторемонтном заводе - причем неповторимый дизайн пассажирского салона, а также внешний вид транспортного средства полностью разработали в Башкортостане. Кроме того, что автомобиль оснащен двигателем «Евро-3», вместительнее любого аналога, потребляет меньше топлива, и, как заметил глава республики, дешевле, экологичнее и безопаснее.
Пока сборка пятой модели «Мерседеса» – единственное на территории России, не удивительно, что президент Башкирии гордиться новым производством.
Не менее показателен выбор площадки, где состоялась выставка троллейбусов, автобетоновозов, пассажирских автобусов и сельхозагрегатов, произведенных в Башкортостане. Техника выстроилась ровными рядами на территории УПАП-4 ГУП «Башавтотранс», где находится уникальный сервисный центр по обслуживанию автобусов «НефАЗ» и «VDL-НефАЗ», выпускаемых на нефтекамском автозаводе. Благодаря программе башкирского правительства, принявшего решение обновить подвижной состав государственного перевозчика, изношенные машины заменили комфортабельные автобусы европейского класса.
- Мы тоже будем заменять машины общественного транспорта, - тут же похвастался г-н Сумин. – Я уже подписал распоряжение об обновлении автобусного парка на миллиард рублей.
Петр Сумин по-хозяйски осмотрел выставку, поцокав языком у туристического автобуса: «Я уже своей хоккейной команде купил похожие», задержался у троллейбуса БТЗ-52761 «Троллейбусы нам понадобятся», одобрительно похлопал по боку прошедшего капитальный ремонт на Мелеузовском авторемонтном заводе «ПАЗика»: «Знаю, что от старой конструкции осталась только рама», придирчиво осмотрел прессоуборщика для сеноукладки, тут же велев своему министру сельского хозяйства Ивану Феклину сравнить цены на подобные агрегаты.
- Извините за наглость, но вы будете покупать наши троллейбусы? – набрался храбрости главный инженер БТЗ Валерий Аристов.
- Только после тендера, - развел руками Сумин.
Однако сохранить хладнокровие челябинскому губернатору не удалось, когда он все-таки добрался до гвоздя программы – «Мерседесов» нового поколения.
- Это этот автобус 36 тысяч евро стоит? – продемонстрировал хорошую память гость.
- Этот стоит дешевле, - ответили ему представители «Башавтотранса», объяснив, что губернатор пока любуется на пассажирский «Мерседес» четвертого поколения
- Да ну? – изогнул бровь Сумин, начав прикидывать, насколько продемонстрированная машина лучше маршруток горьковского автозавода. И не удержался, забрался в салон мелеузовской пятой модели, плотно устроившись на мягком сидении, помотав от избытка чувств головой.
- Так они не продаются, - огорчили губернатора. – Для нас главное потребность Башкирии в малогабаритных автобусах закрыть.
- И где они у вас ездят?
- На сельских дорогах, народ возят, - торжествующе ответил Муртаза Рахимов, тоже оказавшийся внутри салона.
- Слушай, а почему нас тогда на «твердом» автобусе привезли?
Действительно, официальные лица прибыли на площадку на микроавтобусе «Мерседес-311», по комфортабельности классом ниже.
- Так мы эти автобусы простому народу отдаем! – счастливо засмеялся президент Башкирии, наконец, поставив точку в негласном споре, чей регион лучше.
Мы не нахлебники
Надо сказать, руководитель республики воспользовался визитом соседей, чтобы попросить не забыть о Башкирии при реализации проектов «Урал промышленный» и «Урал полярный».
Поделился Муртаза Рахимов с коллегой и своим видением развития России. По мнению главы Башкирии, стране следует возвращаться к народным истокам.
- Мы решили праздновать день деревни, назвали торжество: «Здравствуйте, односельчане». Для людей не только радость, но и желание привести в порядок свое село, поселок. В России есть такая привычка – перед гостями порядок наводить – красить, чистить, убирать. И всем хорошо – на улицах чисто, в душе - праздник.
- Сабантуй – тоже отличный праздник, - подхватил г-н Сумин. – У нас в Челябинской области ежегодно люди собираются, радуются. Это, наверное, потому, что, как говорится, любого русского поскреби, там или татарин или башкир окажется.
- Хороший вы всероссийский сабантуй провели, - похвалил губернатора Муртаза Рахимов. И тут же рассказал, что его до глубины души тронул русский фестиваль частушек, прошедший недавно в Белокатайском районе республики.
- Вот в Белокатай недавно ездили, нагляделись на художественную самодеятельность. Русские частушки люди пели несколько часов кряду, - расхваливает своих людей г-н Рахимов. - А по телевизору никогда такое не покажут, там полуголых девиц подавай.
Обсудили главы регионов и отношение к глубинке федеральных чиновников.
- Ни разу не позвонят, не спросят, как дела, как уборка, - жалуется Сумин. – А как только выборы начинаются, так телефон не остывает.
По словам г-на Сумина, и Челябинская область, и Башкирия смогут принять активное участие в строительстве олимпийских объектов.
- Мы же не регионы-нахлебники, а доноры, - констатировал губернатор. – И когда Путин озвучивает цифру в 12 миллиардов долларов, которая будет вложена на превращение Сочи в Олимпийскую столицу, мы понимаем, что в этой сумме окажутся и наши деньги, отданные в виде налоговых платежей в центр.
- У нас 66% всех налогов забирают, - добавил башкирский президент. – Понимаем, что на дело, а все равно жалко.
Муртаза Рахимов согласился, что строительство в Сочи олимпийской инфраструктуры необходимо: «Наши строители уже там работают».
- Но, главное, на мой взгляд, - строительство дорог. Почему-то никто не задумывается, как это важно для цивилизованного государства иметь хорошую, разветвленную дорожную сеть, - объяснил башкирский президент. – Следует решать насущные вопросы, которые волнуют каждого человека – дороги, хорошее жилье. Мы в Башкирии делаем, что нам по силам – и дороги строим, и газ ведем, и аварийные дома сносим. Но решать эти проблемы нужно на общенациональном уровне и волей государства. А деньги есть – в Стабилизационном фонде. И надо эти деньги использовать на благо людям.
И действительно, учитывая, что регионы-соседи уже давно кормят Россию-матушку, может, стоит прислушаться к их главам, сумевших сделать свои территории экономически успешными? Дурного хороший хозяин не посоветует, и если губернаторы-тяжеловесы считают, что перераспределение общероссийских богатств происходит несправедливо, то стоит прислушаться к голосам из провинции.
Или пока не случились выборы, это мало кого беспокоит?
Римма УРАЗБАХТИНА.