Posted 16 октября 2013,, 09:59

Published 16 октября 2013,, 09:59

Modified 10 ноября 2022,, 18:49

Updated 10 ноября 2022,, 18:49

Зачастую атмосферу отравляют не промышленные гиганты, а небольшие химпроизводители

16 октября 2013, 09:59
Экологической ситуацией в Башкирии заинтересовались члены вновь избранной общественной палаты РБ. В частности, глава башкирских общественников Рамиль Бигнов предложил строить промышленные предприятия в республике только после проведения локальных референдумов. Он считает, что публичные слушания, которые обязательны для любого строительства, не позволяют выявить реальный срез общественного мнения, а дают только «направление, куда двигаться». Выяснить, что на самом деле думают жители того или иного микрорайона, где планируется стройка промышленного объекта, возможно только после всенародного опроса — местного референдума.
Глава общественной палаты утверждает, что в Уфе «много экологических проблем».

— Есть вредное влияние от стекольного завода «Русджам», жители Грибовки жалуются на горящие рядом с их домами газовые факелы, — рассказывает Рамиль Бигнов. — По просьбе общественной палаты минэкологии РБ сегодня мониторит атмосферный воздух в Шакше — надо решать экологические проблемы, люди не должны жить рядом с вредными производствами, не заботящимися об окружающей среде. Поэтому на будущее мы выступаем с инициативой проведения локальных, местных референдумов при строительстве промышленных объектов, чтобы люди с самого начала знали, что им может угрожать, а промышленники понимали, что «грязные» производства в Башкирии не пройдут.


В случае, если члены общественной палаты в действительности возьмутся за разрешение экологических трудностей, возможно, воздух станет чище. Ведь проблема вовсе не в том, атмосферу засоряют промышленные гиганты — их власти как раз контролируют, а в том, что, например, вокруг Уфы существует масса сравнительно небольших химических и нефтехимических производств, которые не видны на фоне крупных заводов, а экологический вред от этих «малышей» весьма существенный. И эта проблема касается всех промышленных городов, где рядом с крупными производствами действует масса мелких заводиков или, как их образно окрестили в народе, «самоваров».


Фирмы и фирмочки, перерабатывающие нефтепродукты чуть ли не вручную путем обычной перегонки через форсунки, не имеют желания афишировать свою деятельность, а в случае опасности или проверки контролирующих органов без труда скрывают следы своей «деятельности» — именно поэтому власти не могут справиться с этими отравителями.


Кстати, как утверждают эксперты, таких самопальных производств в Башкирии — десятки. Все они ведут свою деятельность близ нефтезаводов и железнодорожных путей, по которым идут цистерны с нефтяными жидкостями. Некоторые аферисты даже не считают нужным утруждаться «производством» — просто заливают в емкость ведро с высокооктановой смесью, и пока вагон идет до пункта назначения — будущий «бензин» доходит «до кондиции». Надо ли говорить, что таких «бизнесменов» мало заботит, куда складировать ядовитые отходы нелегального производства и уж тем более они не думают, какой вред наносят экологии.


Жители Ишимбая, например, часто чувствуют в воздухе резкий запах серы и нефтепродуктов. А порой над городом даже висит густой синий смог. Особенно страдают жители южной части Ишимбая, ведь именно там расположена промышленная зона, где «трудятся» кустари. Когда ветер дует с юго-запада, город окутывает промысловый аромат, плохо влияющий на здоровье местных жителей.

— Я по своему самочувствию научился определять направление ветра, — с горькой иронией говорит местный житель Айвар Рязяпов. — Если сильно болит голова, значит, ветер дует с юго-запада, где чадят «самовары», если я себя чувствую более-менее хорошо, то у ветра или другое направление, или его нет совсем.


В плохой экологической обстановке многие ишимбайцы винят расплодившиеся в последние два десятка лет мелкие химические производства, которые производят несанкционированные выбросы в атмосферу, не особенно и скрываясь.


Так, местная жительница пенсионерка Насима Бакирова считает главным источником проблем со здоровьем небольшое сервисное предприятие, которое занимается переработкой темного топлива. Женщина написала немало жалоб в различные инстанции, но, по ее словам, мелкое производство продолжает чадить.

— Я живу рядом с этим «самоваром», — говорит г-жа Бакирова. — Иногда загазованность достигает таких пределов, что, кажется, на этом предприятии вовсе не соблюдают экологические предписания и работают без очистных сооружений. Многие мои знакомые и соседи пишут жалобы в надзорные и контролирующие инстанции, но толку от бумажек, которые мне присылают в ответ, мало. Замеры производят редко, а в газетах публикуют сообщения, что все в порядке.


Конечно, технический прогресс не остановить, а химическая и нефтехимическая промышленность уже давно стала частью нашей повседневной жизни. Но если крупные предприятия стараются по максимуму уменьшить экологические последствия своей деятельности, то нелегалов, кроме прибыли, ничего не тревожит. Да и сомнительно, что мелкие частные предприятия будут серьезно вкладываться в реконструкцию производства, во внедрение современных и, заметьте, не дешевых технологий. Для многих из них проще и дешевле обходить закон, чем следить за чистотой своих выбросов. А у надзорных органов просто не хватит ресурсов поймать всех нарушителей за руку.


Так что жителям городов и районов республики остается только ждать, пока у властей и общественников дойдут руки до самопальщиков, загрязняющих воздух, подвергающих опасности жизнь и здоровье местных жителей.


Крупные же производства давно стараются соответствовать мировым экологическим стандартам — все-таки бренд обязывает. Так, в марте этого года компания «Башнефть» и правительство Башкирии заключили соглашение о сотрудничестве в области охраны атмосферного воздуха. Согласно этому документу, рассчитанному на пять лет, нефтяная компания потратит более 21 млрд рублей на снижение негативного воздействия на атмосферу. В частности, «Башнефть» обязуется до конца этого года оснастить автоматизированными датчиками контроля источники выбросов вредных веществ с возможностью передачи данных в режиме реального времени в Минэкологии РБ и мэрию Уфы. До этого будет организован круглосуточный производственный аналитический мониторинг состояния атмосферного воздуха, включая отбор проб в ночное и утреннее время, а также в выходные и праздничные дни. Основные средства компания направит на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, что в итоге существенно снизит негативную нагрузку на атмосферный воздух в Уфе. В свою очередь, правительство Башкортостана рассмотрит возможность строительства еще двух автоматизированных станций контроля загрязнения атмосферы в Уфе за счет бюджетных средств. Таким образом, северная часть города будет полностью охвачена системой современного мониторинга состояния окружающей среды, и тогда ядовитым кустарям не будет здесь места. По крайней мере, в башкирском Кабмине обещают, что предприятия, загрязняющие воздух, будут выведены за городскую черту.


Но до тех пор, пока самовары отравляют атмосферу, никаким промышленным гигантам, даже если они приведут свои производства к европейским нормам, не удастся стабилизировать экологическую ситуацию

Федор ЛЫТКИН.
"