Posted 16 октября 2012,, 18:48

Published 16 октября 2012,, 18:48

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

Коллекторские агентства, вышибая долги, применяют незаконные методы

16 октября 2012, 18:48
Самой навязчивой рекламой в последнее время, наряду с обещаниями быстрого и безболезненного исцеления от геморроя и мужской дисфункции, является реклама банковских кредитов. Но поскольку население, наслышанное о разных «фокусах» финансистов, настороженно относится к рекламе займов, банкиры стали умело маскировать кредитные зазывы под другие финансовые продукты. По уровню гражданской «любви» и «доверия» коллекторы стоят в одном ряду с нашей доблестной полицией. Хотя есть все же одно существенное отличие: когда припрет, все мы бежим к правоохранителям. К коллекторам же бежать не надо. Они сами придут.

Это не кредит, а всего лишь рассрочка!

У уфимки Марии Нестеровой сломался телефон: выронила на бетонный пол в торговом центре «О кей». Зашла присмотреть себе новую «трубку» в расположенный там же салон сотовой связи «Связной». Покупать сразу не собиралась – не было с собой нужной суммы. Но навязчивая девушка-продавец так убедительно и проникновенно расхваливала одну из моделей и обещала продать ее в рассрочку, что г-жа Нестерова дрогнула. Тем более, что сотрудница салона сотовой связи категорично заявила: «Это же не кредит, поверьте, вам ничего лишнего платить не придется». И покупательница поверила…

- Она же смотрела на меня такими честными глазами и вела себя так убедительно, что я подписала все бумаги, не читая, – сокрушается Марина. – И только придя домой, и, изучив договор, поняла, что мне фактически подсунули под видом рассрочки обычный кредит под коммерческий процент и драконовскими штрафными санкциями.

Но, делать нечего, и г-жа Нестерова стала выплачивать кредит. И так получилось, что последний платеж она просрочила. Просто забыла. Знала бы она, чем для нее это обернется.

19 августа в квартире Марины Геннадьевны раздался звонок. Женщина, не подозревая ни о чем плохом, открыла дверь. На пороге стояли двое крепких мужчин. Удостоверившись, что перед ними именно г-жа Нестерова, они профессионально и уверенно оттеснили хозяйку и вошли в квартиру. Там бодигарды заявили, что являются судебными приставами и поскольку у Нестеровой имеется задолженность перед банком, требуют немедленно погасить долг и штрафные санкции. В противном случае могут описать и изъять ее имущество.

- Я сказала, что просто забыла о долге и в ближайшее время его обязательно погашу, - рассказывает уфимка. - Но мужчины не уходили. И тогда я потребовала предъявить документы. Мне показалось странным, что судебные приставы пришли в обычной «гражданской» одежде. Но они проигнорировали мою просьбу. И только после того, как я пообещала позвать соседей и вызвать полицию, нежданные визитеры покинули мою квартиру.

Через день г-жа Нестерова съездила в отделение банка и погасила не только долг, но накрученные штрафные санкции и какую-то дополнительную комиссию. В итоге переплатила столько, что ставка по кредиту выросла вдвое. Думала, что теперь-то всё закончилась. Наивная… Все только начиналось.

Пытка взысканием

Буквально на следующий день Марине Геннадьевне начали названивать по домашнему и сотовому телефонам люди, которые представлялись, то сотрудниками какого-то судебного отдела, то национальной службы взыскания и требовали уплатить еще 1100 рублей.

- Никакие возражения, что долгов у меня нет, не принимались во внимание, - продолжает г-жа Нестерова. - Непрерывно шли угрозы, что я пойду под суд по статьям о мошенничестве, воровстве, злоупотреблении доверием… Перечислялись десятки статей уголовного кодекса. Звонили с разных номеров, видимо, что бы я не смогла их внести в черный список.

Через несколько недель, не выдержав прессинга, Марина снова обратилась в банк. Кассир сообщила, что счет Нестеровой закрыт и поэтому деньги она принять не может, а договариваться ей нужно с теми людьми, которые ей названивают почти круглые сутки.

- И тут мне стало страшно, – снова рассказывает уфимка. - Что значит договариваться? Платить сколько скажут эти вымогатели? А где гарантия, что я не буду платить до тех пор, пока меня не обдерут как липку? А если откажусь платить, то меня начнут пытать утюгами и паяльниками?

Наши корреспонденты решили разобраться, кто угрожает несчастной женщине и вместе ней отправились в злополучный банк. Но ни руководителя отделения, ни главы службы внутреннего контроля не оказалось на месте – по словам сотрудников, якобы, все начальство находится в Москве.

Менеджер Эльвира Асадуллина, согласившаяся поговорить, подтвердила, что у Марины Геннадьевны долгов перед банком нет, а все остальные вопросы, связанные с телефонным террором просто проигнорировала или сделала вид, что их не слышит. И только после того, как г-жа Асадуллина поняла, что клиенты прямо из банка могут отправиться в правоохранительные органы, смилостивилась и нехотя сообщила, что сейчас отправит факс «куда нужно» и угрожающие звонки прекратятся. Вопрос Марины Геннадьевны, почему ей никто не сказал, когда она погасила кредит, что нужно еще какое-то письмо, тоже повис в воздухе.

А перед дверями у отделения банка собралась целая очередь из таких же бедолаг, которые все оплатили и никому ничего не должны, но их точно также терроризируют по телефону. Женщина средних лет, представившаяся Галиной, рассказала, что работники некоей «национальной службы взыскания» ей не только угрожают, но и оскорбляют.

- Я оплатила весь долг полностью еще вчера, а сегодня с утра названивают и названивают, угрожают самыми страшными карами, - возмущается Галина. - Говорят, приезжайте в офис, в котором был оформлен микрозайм, и пишите заявление на закрытие счета. Что за бред? Я же не могу вот просто так взять бросить работу и поехать за этой справкой!

Стало ясно, что такой подход к клиентам является системным. Руководства нет, и это видимо не случайно, зато есть целый штат «вышибал», которые работают по лекалам похожими на «инструменты» рэкетиров из «лихих» 90-х.

Стандарты людоедов

Оказалось, что «национальная служба взыскания» существует в реальности, а на сайте этой коллекторской фирмы выставлено хвалебное описание деятельности компании, в которой, якобы, участвует иностранный капитал и она занимает лидирующие позиции на российском рынке. Международные стандарты, на которые напирают, расхваливая себя коллекторы, думается, не имеют никакого отношения к их деятельности. Такими методами если и работают «за бугром», то в какой-нибудь стране бывших людоедов типа Новой Гвинеи.

Однако, к счастью, российский интернет не имеет цензуры и там легко можно увидеть и другие отзывы о фирме. Более того, пострадавшие от деятельности коллекторской компании даже создали форум, где делятся впечатлениями от хамского натиска.

- «НСВ» - бывшее коллекторское агентство "Пристав", которое, после многочисленных жалоб граждан и обращений в правоохранительные органы и прокуратуру переименовалось, - пишет пользователь Алексей. - Законных оснований для их деятельности нет. В ОКВЭД нет такого вида деятельности, значит, их не существует. Считайте, что к вам обращается обычный прохожий на улице и требует отдать деньги. Как это называется, и как вы будете реагировать в этой ситуации? Также и с ними поступайте.

В Национальном Банке РБ, который является территориальным подразделением ЦентральногоБанка России, пояснили, что мониторят они только финансовую устойчивость кредитных учреждений, а по вопросу методов работы банков с клиентами рекомендовали обратиться в Роспотребнадзор. В контролирующем потребительский рынок ведомстве согласились, что методы взыскания задолженностей вызывают очень много вопросов, но посетовали, что специального закона о коллекторах до сих пор нет. А раз нет, то эти агентства считают, что им все позволено.

- Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко давно добивается приведения деятельности коллекторов в цивилизованное и законное русло, - пояснили нам. - Однако этому активно противодействует банковское лобби, имеющее несравненно большую весовую категорию.

- Людям, попавшим в подобные ситуации, нужно смело обращаться в полицию, – говорит руководитель пресс-службы МВД по РБ Максим Родионов. - Эти «вышибалы» хорошие психологи и слабину сразу чувствуют. Если все действительно так, как рассказывают пострадавшие - то это уголовщина. Тем более, если речь идет о присвоении коллекторами полномочий правоохранительных органов, когда они выдают себя за судебных приставов.

- Наши сотрудники работают исключительно на основании решений суда, одеты в форму и при обращении к должникам обязательно предъявляют служебные удостоверения, - поясняет начальник пресс-службы управления федеральной службы судебных приставов по РБ Сергей Спатар. - А для коллекторов это бизнес. Старшее поколение россиян наверняка помнит крылатое выражение Карла Маркса о том, что нет такого преступления, на которое не пойдет буржуазия ради 300% прибыли.

- Кстати, как работает телефон? – спросили мы Марину после всех ее мытарств.

- Телефон оказался дрянью, - призналась она. – За полгода дважды ремонтировала по гарантии, а когда недавно сломался в третий раз, выкинула. – Теперь ни телефона, ни денег.

Круг замкнулся. Магазину нужно продать любой ценой товар сомнительного качества. Банк маскирует коммерческий кредит с большими штрафными санкциями под видом рассрочки и ждет, когда клиент споткнется, чтобы навесить на него долги и удвоить свою маржу. И «вышибалы», называемые красивым заграничным словом коллекторы, остаются не в накладе. Надзорные органы жалуются на недостатки нормативной базы. Люди за свои же деньги остаются крайними. И рассчитывать на защиту им не приходится.

Евгений КОСТИЦЫН.

"