Posted 16 сентября 2008,, 16:50

Published 16 сентября 2008,, 16:50

Modified 10 ноября 2022,, 19:02

Updated 10 ноября 2022,, 19:02

Вышли мы все из народа

16 сентября 2008, 16:50
В не очень далеком “совковом” прошлом, у тех, кто добился карьерного роста во власти, было модным иметь первой записью в трудовой книжке “столяр деревообрабатывающего завода” или “доярка колхоза (совхоза)”. То есть вроде как и небожители, а к простым людям близки. Лозунг “Все мы вышли из народа” был очень популярен в то время.Звезды современного политического небосклона Башкирии тоже не сразу стали звездами. Когда-то давно многие их них были простыми плотниками, монтажниками или ветеринарными врачами.

Мы решили покопаться в прошлом главы региона, министров республиканского правительства, а также членов администрации президента РБ и тщательно просмотрели десятки биографий. Любопытно, что все высокопоставленные чиновники утверждали, что в 18-20 лет они даже не задумывались о карьере во власти. А только мечтали, как любой нормальный человек, о возможном росте по служебной лестнице, каждый в своей отрасли. Хотя любой из них, наверняка, подсознательно грезил об успехе в жизни, и упорно шел к достижению цели, добиваясь желаемого. В этом, наверное, главное отличие целеустремленности от советского партократического карьеризма.

Рабочий? Класс!

Для 14 представителей республиканской власти, включая и президента РБ, стартовой площадкой стали промышленные предприятия. Например, Муртаза Рахимов после окончания нефтяного техникума в 1956 году устроился на работу оператором на Уфимский нефтеперерабатывающий завод, который стал для него родным на 34 года. Будущий президент Башкирии, отучившись в Уфимском нефтяном институте, за три с лишним десятилетия вырос из простого рабочего в директора УНПЗ. В трудовой книжке главы республики между записями “оператор” и “генеральный” значатся еще и начальник установки, заместитель начальника цеха, производства, главного инженера, а также должности высшего менеджмента - главный химик и главный инженер.

“Индустриальщиками” также можно назвать и большую часть членов нынешнего Кабинета министров РБ. Вице-премьер РБ Фидус Ямалтдинов трудился в молодые годы наладчиком трубопроводного цеха Уфимского моторостроительного объединения. Министр экономического развития Башкирии Евгений Евтушенко работал в юности на уфимском заводе синтетического спирта, а глава Минжилкомхоза Гемань Асадуллин – в «Южарланнефти» электромонтером. Шеф Госкомитета РБ по тарифам Валентин Александров начал карьеру в нефтекамских электрических сетях, а руководитель Минимущества Олег Клинский – начальником цеха в Стерлитамакском предприятии «Зодиак». Пролетарскими специальностями овладели министры промышленности, внешних связей, торговли и предпринимательства Борис Колбин (вышкомонтажник треста "Башвостокнефтеразведка") и лесного хозяйства Ражап Набиуллин (плотник строительного управления).

Вице-премьер Юрий Пустовгаров, мэр Уфы Павел Качкаев и глава администрации президента Башкирии Азамат Сагитов получили профессию инженера. Правда, специализация Юрия Леонидовича была технолог, Павла Рюриковича - настройщик-регулировщик, а Азамата Талгатовича – конструктор.

Министры внутренних дел, спорта и туризма, по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям начинали трудовой путь слесарями. Рафаил Диваев и Владимир Самородов работали на Стерлитамакском заводе синтетического каучука, Марат Магадеев - в объединении “Салаватнефтехиммаш”.

Снится мне деревня

Четыре республиканских руководителя высшего звена открыли трудовую биографию с работы в сельском хозяйстве. Среди них председатель правительства Раиль Сарбаев (рабочий колхоза "Дружба" Зианчуринского района), вице-премьеры Шамиль Вахитов (ветеринарный техник колхоза имени 50-летия СССР Мелеузовского района), глава Минприроды Идель Шаяхметов (агроном колхоза "Путь Ленина" Зианчуринского района), и руководитель аппарата правительства РБ, министр Фатих Казакбаев (заведующий ремонтными мастерскими Хайбуллинской сельхозтехники).

Многие обитатели республиканского Белого дома начали деятельность в сфере науки, образования, здравоохранения, финансов или госслужбы. Первой запись в трудовой книжке министра здравоохранения РБ Андрея Евсюкова, само собой разумеется, врач (хирург уфимской городской клинической больницы № 6), а главы Минобразования Зинната Аллаярова, - естественно, учитель (преподаватель физики Мендяновской средней школы Альшеевского района). Вице-премьер, полномочный представитель Республики Башкортостан при президенте Российской Федерации Салават Гумеров работать начал в финансовой сфере в «Форбанке».

Три высокопоставленных чиновника начали подъем по карьерной лестнице на муниципальной или государственной службе. Так, шеф Госкомитета РБ по молодежной политике Салават Сагитов после вуза устроился в уфимскую мэрию, глава Контрольно-счетной палаты Валерий Кургузов – в управление делами республиканского Кабинета министров РБ. И лишь один из нынешних членов правительства, первый вице-премьер Айрат Гаскаров поступил на работу в ведомство, которое в дальнейшем возглавил. В молодые годы он трудился простым экономистом в Минфине.

Есть в башкирском Белом доме и “военная” категория чиновников, к которой можно отнести Александра Шабрина, прошедшего долгий путь от сержанта до заместителя министра внутренних дел РБ, а ныне являющегося секретарем Совета безопасности Башкирии.

Сергей ЛЕСУНОВ.

"