Posted 15 июня 2008,, 20:22

Published 15 июня 2008,, 20:22

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Чудаки с большой дороги. Как чиновники подыгрывают горе-извозчикам

15 июня 2008, 20:22
«МКС» уже рассказывал о том, что депутаты Курултая готовят документ, призванный упорядочить работу общественного транспорта в Башкирии. Напомним, республиканские парламентарии, как следует из законопроекта, намерены отсечь от пассажироперевозок «нелегалов», подчинив всех автоперевозчиков одному уполномоченному ведомству. Эта, скорее всего, вновь созданная структура будет полностью контролировать и координировать пассажирские перевозки, четко определять действия компаний, ответственных за безопасность людей, оптимизировать маршруты и разрабатывать правила игры на рынке транспортных услуг. Кстати, по такому пути пошли в Челябинске и Казани, заставив частных извозчиков подчиниться государственным требованиям.

Игра на вылет

По мнению республиканских законодателей, правовая неопределенность на поле пассажироперевозок ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей Башкирии, вынужденных передвигаться на изношенных автобусах с нетрезвыми водителями за рулем. Рассмотрение законопроекта в первом чтении, скорее всего, состоится 19 июня. Понятно, что документ «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Башкортостан» вступит в силу не раньше следующего года.

А пока «транспортный» закон не принят, контролем «извоза» занимаются муниципалитеты, часто не способные справиться с диким рынком автоперевозок. Подтверждение этому – разработанные уфимским горсоветом правила проведения конкурса среди компаний, желающих обслуживать пассажироперевозки в столице Башкирии. Мэрия объявила о приеме заявок на участие в распределении маршрутов до 5 июля 2008 года. То есть уже в августе Уфа получит извозчиков, которые смогут победить в соревновании, устроенном местными чиновниками. А жители башкирской столицы по-прежнему будут рисковать жизнью, садясь в частные маршрутки. Впрочем, судите сами.

Теперь уфимские автоперевозчики, чтобы получить право заниматься обслуживанием пассажиров, должны соответствовать критериям, рожденным воображением городских властей. Возможности извозчиков отныне будут оцениваться по бальной системе, предполагающей, что набравший большее число очков и есть повелитель городских маршрутов. Цифровое преимущество станет означать, что победитель конкурса получает законные основания для перевозки людей и готов отвечать за их безопасность.

Казалось бы, полезное испытание, способное сделать уфимский рынок пассажироперевозок цивилизованным.

Однако при прочтении положения о конкурсе, кажется, что чиновники намеренно подыгрывают извозчикам, привыкшим зарабатывать деньги в стихийном поле.

Например, если перевозчик не имеет материально-технической базы, собственных площадей, парковки и возможности проводить техническое обслуживание автомобилей – не беда. Депутаты в качестве необходимого критерия эту малость не рассматривают.

Между тем, по словам главного гаишника Башкирии Динара Гильмутдинова, во время операции «Автобус» только за один день стражи порядка снимают номера с 2000 машин, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии: «Людей возят на настоящем металлоломе».

Понятно, что все эти автобусы, которые г-н Гильмутдинов называет «утильсырьем», паркуются у собственных подъездов и едут на ремонт, только когда развалюха начинает дышать на ладан. В прошлом году частные извозчики совершили 146 аварий, в которых погибли 10 человек и пострадали 207.

- Большая часть ДТП произошла из-за аварийного состояния пассажирских автомобилей, - говорит глава УГИБДД по РБ.

Только после недавней операции «Автобус», прошедшей в марте, были запрещены к эксплуатации 1779 машин, представлявших опасность для пассажиров и передвигавшихся по городу с неисправной тормозной системой и рулевым управлением.

Однако чиновников мэрии от чего-то не особенно волнует техническое состояние машин, на которых возят людей. А иначе почему перевозчикам, которые заботятся о предрейсовом контроле транспортного средства, по условиям конкурса начисляют лишь 35 баллов? А послерейсовый контроль и вовсе оценивается в 25 очков из возможных 3410. Так есть ли смысл для перевозчиков, гонящихся за длинным рублем, проверять тормоза перед выездом на большую дорогу?

Джентльмены удачи

Всего лишь 70 баллов начисляют транспортникам за обеспечение своевременного и качественного технического обслуживания и ремонта автобусов и 20 очков за «текущий ремонт узлов и агрегатов, связанных с обеспечением безопасной эксплуатации транспортных средств».

Содержать ремонтную базу, по мнению разработчиков положения о конкурсе, излишество. Гораздо важнее другие, внешние показатели.

Щедрые городские депутаты дарят 200 баллов владельцу автобуса, который украсит свою машину табличками с указанием своего имени, адреса и телефона. Получит столько же очков извозчик, благоразумно не положивший в салон канистры и запасные колеса. Начислят такую же сумму в квалификационном отборе и собственнику, умеющему поддерживать чистоту в машине. Действительно, такой подвиг должен оцениваться по достоинству.

- Неужели все так печально? – спросит читатель.

- Нет, - ответят разработчики абсурдных правил. – Мы начисляем претендентам целых 700 баллов за соблюдение дорожно-транспортной дисциплины.

И слукавят.

По словам начальника отдела транспорта уфимской мэрии Николая Плотникова, в столице Башкирии в частных руках находится более 10000 автобусов, разъезжающих по улицам города. 6000 из них имеет на руках лицензионные карточки, которые дают им право перевозить людей. Однако все эти бомбилы в городском конкурсе участвовать не собираются. Набирать очки в администрацию города явятся не более восьми фирм, гордо именующих себя операторами маршрутов. Они и получат право нанимать на обслуживание городских улиц извозчиков, имеющих в собственности раздолбанные «ГАЗели». Такой бизнес прибылен и самое главное безопасен, ведь за совершенные аварии несет ответственность работающий по договору частный предприниматель. А остающаяся «чистенькой» контора-«оператор» может и в следующий раз спокойно выигрывать конкурс, мотивируя «безаварийной» работой.

Вот ей, не совершившей за год ни одного ДТП, и начислят 700 баллов, а предприниматель, сам содержащий свои машины и соответственно отвечающий за каждую аварию и нарушение ПДД, останется с носом.

Кстати, разработчики новых конкурсных правил подарили автоперевозчикам отличный способ конкурентной борьбы: за каждую жалобу, поступившую в администрацию Уфы, с претендентов на маршруты будут высчитывать 50 баллов. Так что соревнование «Напиши телегу на конкурента» началось.

Игра в поддавки

450 очков получат перевозчики за соблюдение налогового законодательства.

- Вот, молодцы! – воскликнет читатель. – Наконец-то законодатели взялись за частных извозчиков, складывающих всю выручку в карман и забывающих о выплатах в бюджет.

Столь высокий балл отдадут тому перевозчику, который не имеет задолженности по налогам и сборам в пенсионный фонд.

Если заглянуть в бухгалтерию любого частного автопредприятия, выяснится, что здесь официально работает от силы три человека, которые получают минимальную зарплату в три тысячи рублей. При таком раскладе не трудно платить раз в месяц 1134 рубля (именно столько составят выплаты в пенсионный фонд с трех работающих).

Между тем, эксперты уверяют, что казна на неконтролируемом рынке автоперевозок теряет многомиллионные суммы только на налоге на доходы физических лиц, поскольку все водители частных фирм получают зарплату черным налом. Безумные гонщики, торопясь собрать сливки с прибыльных рейсов, отчитываются только перед своим рачительным хозяином, каждый день ожидающего навара. И ни в коем случае – перед налоговой инспекцией.

Явно под напором общественности в положении о конкурсе появился пункт, начисляющий баллы за автобусы, оснащенные двигателями «Евро-3». Нововведение делает честь городским депутатам. Если не знать, что предприниматели, потратившиеся на европейские машины, заработают лишь… 20 баллов из возможных 3410. Есть смысл коммерсантам обновлять автопарки, если их рвение оценится чиновниками в 0,6 % от возможной победы в конкурсе?

Кстати, выпуск и импорт машин с двигателями ниже стандарта «Евро-2» в России запрещен с 2006 года. Однако до сих пор эти автомобили ездят по нашим дорогам и перевозят пассажиров. И, получается, что городские законодатели потакают в этом частным извозчикам.

Несмотря на то, что депутаты горсовета обещали ужесточить возрастной ценз автобусов, участвующих в конкурсе, в положении черным по белому указано, что по дорогам Уфы могут ездить машины-старушки, эксплуатировавшиеся и 10, и 12 лет.

В том же Челябинске перевозчики не могут и мечтать об участии в распределении городских маршрутов, если не имеют экологически чистого транспорта. У нас же, как выясняется, это не обязательно.

- Если мы введем такие жесткие ограничения, возить пассажиров станет некому, - оправдывают себя чиновники.

- Если с уфимских дорог убрать «ГАЗели», народ останется без общественного транспорта, - нагнетают обстановку частники.

Однако тот же г-н Плотников на расширенном заседании комитета по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству заявил, что Уфе требуется не более 1800 пассажирских автобусов. А если речь идет о крупногабаритных машинах, то и того меньше.

В Казани в течение двух недель избавились от «ГАЗелей», законодательно обязав всех участников рынка обновить автопарки. И предприниматели, даже не особенно зароптав, подчинились законным требованиями татарстанского Минтранса.

- Казанские автобизнесмены и предприниматели из Набережных Челнов готовы закупать большие «НефАЗы», - похвастались на нефтекамском автозаводе.

В Уфе с владельцами изношенных машин почему-то справиться не могут.

Любое правительство считает жизнь людей главной ценностью, а потому и не доверяет судьбу своих граждан «дикарям», заботящимся лишь о собственном кармане. Государству не только проще выстроить профессиональные перевозки, но и жестко их контролировать.

Впрочем, причина, по которой городские законодатели так заботятся о частных извозчиках, вполне понятна. Только в Уфе, по неофициальным данным, доходы рынка пассажироперевозок составляют 120 миллионов долларов, не облагаемых налогами.

Без комментариев.

"