Posted 16 апреля 2014,, 16:28

Published 16 апреля 2014,, 16:28

Modified 10 ноября 2022,, 18:47

Updated 10 ноября 2022,, 18:47

Уфа может стать одним из центров развития смертельно опасных тренингов

16 апреля 2014, 16:28
Два года назад Уфу потрясла трагедия: 18-летнюю студентку Алину Шамсутдинову нашли повешенной в заброшенном поселке Новоалександровка. Незадолго до гибели девушка начала посещать тренинги личностного роста в клубе интеллектуального фитнеса «Зеркало». После занятий с ней стали происходить странные вещи: она впадала в истерику, выглядела опустошенной и потерянной, а потом и вовсе по заданию наставников убежала из дома и оказалась среди гастарбайтеров. И хотя «Зеркало» закрылось, в Башкирии появились другие последователи психотехник – смертельно опасные тренинги лайфспринг («Источник жизни») и «Выбор».

Несите ваши денежки, иначе быть беде

Мама Алины уверена: в смерти дочери виноваты те, кто с помощью запрещенных в большинстве цивилизованных стран психотехнологий нарушил душевное здоровье девушки.

Случай Алины – не единственный. Примерно за полтора года до трагедии студент авиационного института после посещения тренингов «Зеркала» оказался в психиатрической больнице с диагнозом «острое психическое расстройство». Известны и другие случаи, когда после посещения занятий молодые и не очень люди уходили из дома, вели себя неадекватно или сводили счеты с жизнью.

Недовольных результатами тренинга много. Когда проходит эйфория, люди понимают, что качественно их жизнь не изменилась. Обещанное счастье, богатство и умиротворение не наступило. Однако связываться с гуру никто не хочет: мало ли что. Лучше потерять круглую сумму, чем оказаться жертвой преследований недавних собратьев по самосовершенствованию.

Тренинговых центров в сейчас огромное количество. Какие только секреты не готовы раскрыть россиянам за их кровные многочисленные наставники: от знания иностранных языков и ораторского искусства до секретов соблазнения и развития сверхспособностей, чистки чакр и открытия третьего глаза...

– В слове «тренинг» нет ничего плохого, это активная форма обучения, - уверена сотрудник миссионерского отдела Уфимской митрополии Марина Ларионова. – «Здоровый» тренинг учит каким-то реальным навыкам, у него есть вполне определенная цель. Если это тренинг продаж, то можно оценить результат: если доход фирмы вырос, значит, цель достигнута.

Однако нашлись люди, которые быстро смекнули: если услуга востребована, значит, она может приносить прибыль. Чем же привлечь как можно большее количество людей, а, следовательно и денег? На узкоспециализированный тренинг много народу не пойдет. Значит, нужно сделать упор на то, что близко и понятно каждому: достижение успеха, богатства, личностный и карьерный рост.

– Самые опасные, как показывает опыт, – это тренинги личностного роста: их цель – повышение успешности в достижении человеческих ценностей, – предупреждает Марина Ларионова. – Обещается, что человек станет счастливым, богатым, успешным, соединится с космической энергией, откроет «каналы»… То есть конечный результат измерить невозможно, как и установить, достигнута ли обещанная цель. Заранее обещаются вещи, недостижимые на практике.

Большинство тренингов личностного роста проводятся по технологии лайфспринг, подразумевающей жесткую ломку сознания человека. В тех же Соединенных Штатах, откуда в 90-е годы и хлынула волна психотренингов и психокультов, отца-основателя этой методики не раз привлекали к судебной ответственности. Известен не один случай психических расстройств и даже самоубийств среди посещающих подобные «курсы». Так что на исторической родине «Источник жизни» давно считается смертельно опасным. Иное дело Россия. Здесь адепты учения чувствуют себя превосходно и безнаказанно.

На место закрытого «Зеркала» пришли другие подобные организации. И число их неизменно растет, дело-то прибыльное и непыльное. По мнению специалистов-религиоведов, сейчас наша страна переживает бум психотренингов.

– В Уфе мы считаем наиболее опасными тренинг «Спарта», наследника «Зеркала» – центр развития «Эдерим», трениговые центры «Синергия», «Нова» и «Выбор», - перечисляет Марина Ларионова. – Все они работают по технологии лайфспринг. Из «Новы» к нам пришла пострадавшая девочка. Она рассказывала, как ее преследовали, она еле убежала с тренинга. А тот же «Выбор» проводит тренинги и для подростков, и для детей, начиная с 7 лет. Это «Школа юного волшебника» и «Чемпион». Между тем профессиональные психологи доказали, что сама форма подобного тренинга для работы с ребенком недопустима. У человека еще не сформировано сознание, а его уже ломают.

Итак, лидерских центров даже в одной маленькой Уфе очень много, и корни у них одни. Специалисты уверены, какими бы благими намерениями ни прикрывались организаторы массового достижения личностных целей, задача у них одна: деньги и власть над людьми. Каждый прошедший базовый курс должен привести одного, двух, а порой и шесть новых учеников. А это новые деньги и новые «мозги». Иначе участника тренинга признают неудачником, и никаких личностных целей ему достичь не удастся.

Кстати, запросы у ловцов человеческих душ нехилые, и «мастерство» свое они ценят очень дорого. В том же «Зеркале» за четыре дня занятий два года назад просили 11500 рублей. Сейчас же некоторые наставники просят по восемь и более тысяч в день. Чем выше ступень посвящения, тем больше объем вмешательства в психику человека, а значит, тем больше денег он готов отдать своим «учителям». Адепт уверен: он стал успешной личностью и достиг просветления. На самом же деле человек впал в зависимость от тренера и не способен решить даже самые простые проблемы без помощи команды и наставника.

Новый сорт «опиума для народа»

Руководитель миссионерского отдела башкортостанской митрополии Вадим Розенфельд считает, что в нашей стране сегодня творится сектантский беспредел, причем правового опыта работы с сектами нет.

Сегодня в центре внимания уфимских психологов, психотерапевтов, преподавателей вузов, специалистов по религиоведению оказалась компания «Выбор», напрямую связанная с учением Марка Стайнберга (он же Ханнес Шолль), разработавшего «тренды» «коучинг сознания» и «созидательное сознание». Кроме Уфы центрами новой мировой системы «Созидательное сознание» в России стали Краснодар, Красноярск и Москва.

Вадим Розенфельд уверен: мы присутствуем при рождении маленькой, но уже псевдорелигии «Созидательное сознание». Основатель ее гражданин Германии Марк Стайнберг и его последователи, ловко оперируя смесью санкскрита, восточной и западной философии, йоги, дзен-медитации и тому подобного, с помощью применяемых в психотерапии методов, в том числе и клинического гипноза, вербуют в свои ряды новых и новых членов. Марк Стайнберг – не просто коучер, а «коучер сознания».

– Понять, в чем суть создаваемой им теорией, с логической точки зрения невозможно, там один набор слов, – так отзывается о Стайнберге Вадим Розенфельд. – Я перелопатил все его теории и не нашел там разумного зерна, только набор слов. Так, в одном лингвистическом ряду у него стоят квантовая физика, психология и бизнес-технологии. Это бьет по мозгам: «Квантовая физика? Это серьезно!». Но везде прослеживается одна мысль: «Хочешь узнать, что это? Ты должен пойти на тренинг, изменить свою жизнь, стать свободным и богатым».

Когда к экспертам попал договор между «Выбором» и г-ном Стайнбергом-Шоллем, документ их заинтриговал.

– Это был договор на просветление сознания. Я в первый раз вижу такой, - удивляется Вадим Розенфельд. – Причем первый тренинг уже состоялся.

Как заявляет специалист, он не может открыто сказать, что «Выбор» - это секта, его сразу же привлекут к ответственности. Однако провести параллели между лидерскими тренингами и сектантским движением никто не запрещает.

Участников тренингов вербуют через скрытую рекламу, сарафанное радио, с помощью профессиональных пикаперов и других методик. Например, того студента, который заработал психическое расстройство, в «Зеркало» втянула знакомая девушка. В благодарность за то, что парень починил ей компьютер, она подарила ему билет на тренинг. И вскоре парень подписал договор с тренинговой компанией на кругленькую сумму.

Новички также подписывают соглашение о неразглашении того, что будет происходить с ними на тренингах. Вновь принятых студентов опекают члены «продвинутой» лидерской группы – капитаны. Они старательно следят за тем, чтобы рыбка не сорвалась с крючка. Каждого, кто решит уйти с занятий, поняв, что «лайфспринг – не его тема», капитаны будут караулить у дома, постоянно названивать, могут заявиться и на работу. Кстати, несмотря на то, что в этом бизнесе крутятся немалые деньги, в большинстве своем капитаны работают бесплатно, за идею. К разделу пирога их не подпускают.

В процессе обучения на тренинге человек должен разорвать прежние социальные связи, если его близкие не горят желанием заниматься «личностным ростом». В дальнейшем последователь лидерского учения впадает в зависимость от учителя - коуч-тренера.

Декан факультета психологии Башкирского педуниверситета Виктор Курунов в своих исследованиях определил, по каким признакам тренинги лайфспринг отличаются от обычных.

Во-первых, перед началом не ведется тестирование участников, к занятиям допускаются все кредитоспособные граждане. Вопроса о том, выдержит ли пришедший человек эмоциональную, психологическую нагрузку, - никто не ставит. При этом каждый прошедший все ступени просвещения автоматически, без экзаменов, получает диплом о профессиональном коучинге сознания и становится коучером. То есть учителем, применяющим деструктивные методики, может стать человек без специального образования, эмоционально неустойчивый, нездоровый или просто непорядочный.

Что же касается утверждений, что все тренеры-коучеры имеют образование психологов, то получают они свой диплом на двухнедельных курсах. А за громкими названиями типа «Международная ассоциация коучеров» стоят сомнительные организации, зарегистрированные на задворках мира, например Южной Африке, а то и вовсе наши родные общества с ограниченной ответственностью.

Во-вторых, поскольку главная цель деструктивных методик – обогащение организаторов, то их обязательный элемент – вовлечение по принципу сетевого маркетинга.

– Людей заставляют умолять знакомых прийти на тренинг. Им внушают, что иначе они подведут команду, не достигнут целей. Тут нужно помнить, что цели-то не ваши, а организаторов. Человека просто берут на «слабо», - поясняет Марина Ларионова.

Третий признак: на тренинге стирают прошлый опыт человека.

– Людям говорят: «Вас учили не тому, вы были никто, и только тренер научит вас истинному пути». Хотя в нормальной педагогике, если людям дается новое знание, оно всегда опирается на прошлый опыт человека.

По словам Виктора Курунова, чтобы сломать личность человека, применяют арт-тренинг. Участнику предлагают стать «актером». Ему поручают другую роль, асоциальную: он может играть трансвестита, проститутку, бомжа, вора, еще кого-нибудь. В соответствующей экипировке «актера» выводят на улицу и дают задание: прожить день-другой «в образе».

– Человек сжимает глубоко внутрь свою личность, свой прошлый нравственный опыт и надевает на себя другую личность. Здесь очень легко сломаться, это уже начало шизофрении, раздвоения личности, – предупреждает Марина Ларионова. – Еще в лайфспринг есть упражнения, когда человека унижают: сажают в круг, и вся группа должна про него сказать что-то негативное. Потом это якобы заглаживают, но какую крепкую надо иметь психику, чтобы выдержать.

Так создается зависимость от группы и наставника.

Девочка, которая хотела счастья

Чего на самом деле стоят поддержка и «любовь» участников тренинговой группы, можно судить по примеру Алины Шамсутдиновой. О том, что сбежавшая из дома отличница Алина по заданию живет в Самаре среди гастарбайтеров, знали и ее наставник, и некоторые другие члены группы. Доказать это можно, увидев распечатку звонков с телефона девушки. Но обезумевшую от горя маму никто из ее «подруг» утешать не стал. А после трагической и полной загадок гибели девушки ни один из сорока членов «команды» не выразил ее семье соболезнования и не пришел попрощаться с Алиной.

Впрочем, с равнодушием окружающих родным девушки пришлось столкнуться не однажды. Когда девушка пропала в первый раз, родные по горячим следам обратились в прокуратуру. Однако им сказали: «Ваша Алина была больная. Почему вы не лечили своего ребенка?». Но никто из близких и знакомых Шамсутдиновых до посещения тренинга никаких странностей за девушкой не замечал. «Ненормальность» представители властей углядели в том, что девочка много училась, в том числе и по ночам.

Кроме того, принимать заявление о пропаже человека в полиции не хотели: ну и что, что не сказала ничего родным? 18 лет есть – вольна поступать, как хочет. О том, что с домашней девочкой, а именно такой была отличница Алина, могло случиться несчастье, почему-то не подумали.

Следователь, который вел дело Алины Шамсутдиновой, даже не удосужился посетить место гибели девушки. Доверился словам выездной бригады. А вопросов было много: кто привез Алину в уфимский поселок-призрак, как называют Новоалександровку, почему она выбрала странный способ самоубийства: привязала веревку и сбросилась с трехметровой лестницы? Кто помог профессионально завязать узлы на веревке? Наконец: если все-таки Алина покончила с собой, а ее родные в этом не уверены, то кто внушил 18-летней студентке-отличнице мысль свести счеты с жизнью? Ведь в стране существует уголовная ответственность и за доведение до самоубийства.

– Я очень дорого заплатила за то, что не поинтересовалась, что за тренинг посещала Алина, - говорит ее мама Альбина Шамсутдинова. – Девочка пошла туда, чтобы научиться общаться с людьми. Я знала, что существуют тренинги, но что от них можно пострадать, не знала.

Кстати, сами коучеры от системы с подмоченной репутацией тоже открещиваются. Хотя достаточно поднять историю становления верхушки «лидерского» движения, чтобы понять: они знают друг друга, у них сквозное общение, одни и те же методы и учителя.

– У нас люди доверчивые, а сейчас настало время обмана, и мы не готовы к этому новому времени, вот и поддаемся на удочку мошенников, - считает мама пострадавшего студента. – Мы обращались по горячим следам в ФСБ, в прокуратуру, в организации по борьбе с экстремизмом. И везде сталкивались с равнодушием. Никто не хочет с этим бороться.

И все-таки сдаваться активисты антитренингового движения не собираются. Сейчас создается общество пострадавших от деструктивных сект. Так, недавно выяснилось, что в Омске после прохождения тренингов компании «Омск-инсайт» покончили с собой два молодых мужчины. Несчастные случаи происходили и в других городах России.

– Пусть это другой город, другие люди, формально – другая организация, но система ломки одна, – говорит Альбина Шамсутдинова.

Примечательно, что в пединституте в эти дни появилось объявлении о наборе в новую «команду лидеров».

– Люди, не зная о сути тренинга, идут, платят деньги, - продолжает женщина. – И самое страшное, что даже внешне нормальный человек после занятий становится маловосприимчив к человеческому горю. У меня сложилось такое впечатление после общения с «капитанами».

Сегодня родственники Алины и небольшая горстка энтузиастов пытаются добиться запрета деструктивного психокульта лайфспринг в России. Но пока их усилия тщетны: в нашей стране отсутствует соответствующая законодательная база. От проблемы власти отмахиваются. Не помогли и телеэфиры в студиях Андрея Малахова и Михаила Зеленского.

– В нашей стране антисектантское движение осталось уделом одиночек, причем ругаемых и осуждаемых, - считает Вадим Розенфельд.

А обращения родственников пострадавших к президентам России и Башкирии вернулись в прокуратуру, причем к тому самому чиновнику, который отказал в возбуждении проверки.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"