Posted 16 апреля 2013,, 13:40

Published 16 апреля 2013,, 13:40

Modified 10 ноября 2022,, 18:50

Updated 10 ноября 2022,, 18:50

В башкирской прокуратуре три месяца не исполняют вступившее в силу решение Верховного суда

16 апреля 2013, 13:40
Почти на три года закрыли доступ к правосудию собственникам строительной фирмы «Стройтехмонтаж» в прокуратуре Башкирии. Мы уже не раз рассказывали об этом вопиющем случае – владельцев компании «кинули» на огромную сумму, а в республиканском надзорном ведомстве встали на защиту вероятных мошенников. Казалось бы, прямая обязанность ревизоров в погонах стоять на страже закона и стремиться сделать все возможное, чтобы зло было достойно наказано. Но в региональной прокуратуре считают иначе. Вопросы коррупции там тоже очень актуальны.

Напомним, по версии следствия, жители Уфы Олег Гизбрехт и Екатерина Чехова, работавшая агентом по недвижимости, предъявили в суд поддельные документы и, выступив в одном лице и ответчиком и истцом, получили право на чужую собственность. Причем, как это часто бывает при использовании подобных рейдерских схем, владельцы лишь постфактум узнали, что лишились дорогостоящих квадратных метров в центре Уфы. А когда начали разбираться, выяснилось, что договоров, предъявленных хитроумной авантюристкой в суд, на самом деле не существует, а подписи директора на документах предположительно переведены через стекло.

Любой собственник, поняв, что его обокрали, обратился бы в правоохранительные органы. В следственном комитете, проведя проверку заявления руководителя фирмы «Стройтехмонтаж» Юрия Трифонова, в августе 2011 года по установленным фактам возбудили уголовное дело. В действиях хитроумной дамы следователи обнаружили признаки преступлений сразу по двум статьям Уголовного кодекса — мошенничества в особо крупных размерах и фальсификации доказательств по гражданскому делу. Но не успели следователи взяться за расследование непростой аферы и преступления против правосудия, как дело затребовали на проверку в региональное надзорное ведомство, где тут же отменили расследование, якобы из-за недостатка доказательств.

Кстати, излюбленный прием зажиточных подозреваемых и обвиняемых, попавших под уголовное преследование — признать незаконной бумагу, давшую старт расследованию, — постановление о возбуждении уголовного дела. Если незаконен первоначальный документ о привлечении человека к ответственности, то о каком расследовании в будущем может идти речь? Удивительно только то, что здесь гарантом освобождения от преследования в уголовном порядке выступила прокуратура, задачей которой, вообще-то, является как раз контроль за ходом расследования уголовных дел и предотвращения подобных инцидентов.

- В полномочия прокуроров не входит оценка доказательств по уголовному делу – это прерогатива следствия, - вынесли вердикт в Кировском суде Уфы, потребовав от надзорного ведомства отменить незаконное постановление.

Но если вы думаете, что в прокуратуре РБ вняли районным судьям, то вы ошибаетесь.

Уже третий год с упрямством, достойным лучшего применения надзорное ведомство обжалует очередное решение суда и доказывает в многочисленных судебных инстанциях, что не стоит преследовать в уголовном порядке авантюристов, посягнувших на чужое имущество стоимостью 80 миллионов рублей. Дело ходит по судебному кругу третий год – в Кировском суде справедливо и законно требует устранить нарушение закона, а в надзорном ведомстве не желают прислушиваться к суду.

И это при том, что в следственном комитете в доподлинно установлено, что аферисты не только обманули своих партнеров, но и сумели ввести в заблуждение суд, подделав документы на не принадлежащую им недвижимость. Преступления против правосудия и государственной власти считаются наиболее тяжкими, но в прокуратуре уверены – уголовного дела не будет. Почему?

- Мы неожиданно для себя столкнулись с явным проявлением государственной коррупции, - говорит директор фирмы «Стройтехмонтаж» Юрий Трифонов. – Казалось бы, ну что тут сложного? В рамках расследования уголовного дела проверить факты, провести соответствующие экспертизы и, в случае, если вина г-жи Чеховой не будет доказана, не преследовать ее в уголовном порядке. Но в нашем случае, надзорное ведомство, как будто специально делает все, чтобы мошенники спокойно распоряжалась незаконно полученной собственностью.

Любопытно, что на время разбирательства суд наложил арест на спорную недвижимость и сообщил о принятом решении в регистрационные органы. Но пока квадратные метры находились под арестом, собственность странным образом перешла в руки Олега Гизбрехта, делового партнера Екатерины Чеховой.

- Мужчина появился в нашем офисе на Крупской, 4 и размахивая регистрационным свидетельством, утверждал, что он хозяин помещений, - рассказывает Юрий Трифонов. – И документ ему был выдан 25 февраля 2013 года, хотя на имущество был наложен судебный арест еще в ноябре 2012 года и он не снимался. Как это произошло, не понимает никто – ни в суде, ни в самой регистрационной палате.

- Мы будем вынуждены обратиться очередной раз с заявлением о возбуждении очередного уголовного дела на регистратора, незаконно оформившего право собственности г-ну Гизбрехту, - говорит Юрий Трифонов.

Стоит ли удивляться, что обычные чиновники ни во что не ставят судебные акты, если в башкирской прокуратуре считают, что суд им не указ?

В надзорном ведомстве отменили постановление о возбуждении уголовного дела против Екатерины Чеховой 20 августа 2011 года. За это время три судебные инстанции, в том числе и надзор Верховного суда РБ подтвердили – никто не вправе посягать на конституционное право заявителей на защиту от преступлений и объективное расследование и потребовали от прокуроров немедленно отменить незаконное постановление об отмене возбуждения уголовного дела. То есть в течение 3 суток со дня вступления в силу судебного решения прокуроры обязаны были исполнить судебный акт.

«Незаконное постановление об отмене возбуждения уголовного дела и бездействие полностью затруднило доступ заявителей к правосудию, поскольку все доводы о подложности представленных в суд доказательств по гражданскому делу могли быть проверены только следственным путем», - резюмировали во второй раз судьи Кировского суда Уфы. Однако, в прокуратуре РБ вновь пошли на должностное преступление и не исполнили решение суда.

11 декабря 2012 года коллегия по уголовным делам ВС РБ оставила в силе решение районного суда, признавшего незаконными действия прокуроров, а в феврале представление прокуратуры, желавшей отстоять свою правоту, осталось без удовлетворения и в надзоре Верховного суда Башкирии. Все решения вступили в законную силу.

Но теперь в региональном надзорном ведомстве ищут повод, чтобы «отфутболить» неприятную для себя тему. Отменять незаконное постановление здесь сначала не хотели, потому что документы якобы не вернулись из Верховного суда, а потом, и вовсе без объяснения причин, рассмотрение этого вопроса отложили до майских праздников.

- На каком основании? – спрашивает Юрий Трифонов и ему объясняет начальник отдела управления по надзору за уголовной-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры РБ Артур Шайретдинов: - «По инструкции».

- Что это за инструкция такая, которая позволяет игнорировать решение суда? – остается удивляться г-ну Трифонову.

- Я ежемесячно провожу прием граждан и большая часть жалоб у обычных людей – на правоохранительные органы, - рассказывает собственник «Стройтехмонтаж», депутат уфимского горсовета Александр Баутский. – И я понимаю, что помочь во многом людям не могу, потому что сам столкнулся с «надзорной» машиной, в упор не желающей видеть несправедливость. А ведь суд обоснованно признал возбуждение уголовного дела законным, но и в этом случае невозможно «пробить» прокуроров, по непонятной причине не желающих выполнять свои прямые обязанности.

Суд в России высшая инстанция, которой обязаны подчиняться все без исключения ветви власти, в том числе и правоохранительные органы. А неисполнение решений суда карается в уголовном порядке. Но, наверное, законодатели, когда писали нормы уголовного права, никак не могли предположить, что игнорировать судебные решения станут в ведомстве, призванном как раз надзирать за соблюдением закона и обеспечивать равный доступ к правосудию! Представить подобную конфронтацию надзорного органа с судебной властью невозможно ни в одной цивилизованной стране мира, но в России, как известно, свой путь, где законы работают только для тех, кто облечен властью, деньгами и высокими связями.

- У нас нет сомнений, что правоохранители решили помочь Екатерине Чеховой избежать уголовной ответственности, - делится Юрий Трифонов. - Мы обратились в Кировский суд Уфы с просьбой вынести частное определение в адрес должностных лиц - прокурора Башкирии Сергея Хуртина и его заместителя Олега Горбунова, игнорирующих судебное решение и проявляющих неуважение к суду. Ведь, по сути, в прокуратуре заморозили исполнение решений судебной власти, а это саботаж работы государства.

В минувший четверг стало известно, что депутаты Законодательного собрания Ульяновской области утвердили на пост регионального прокурора Сергея Хуртина, до недавнего времени трудившимся начальником надзорного ведомства Башкирии. Предполагается, что на этой неделе башкирские парламентарии должны одобрить на должность прокурора РБ Андрея Назарова, ранее надзиравшего за законностью в Дагестане. У пострадавших от действий мошенников появилась надежда, что новый прокурор республики разберется, и в прокуратуру Республики Башкортостан вернётся уважение к законам и справедливости. Преступников привлекут к ответственности, а украденное имущество вернется к законным владельцам.

«МК» будет следить за развитием событий.

Олег КЛЮЕВ.

"