Posted 15 ноября 2006,, 19:28

Published 15 ноября 2006,, 19:28

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Муртаза Рахимов: «Вызывают недоумение слова о первых среди равных»

15 ноября 2006, 19:28
Едва ли не самой широко обсуждаемой темой последних дней стал, казалось бы, нелепый вопрос, какой субъект Федерации в России «равнее» других регионов. Отправной точкой явилось предложение Владимира Путина Госдуме узаконить новый, эксклюзивный договор о разграничении полномочий между РФ и Татарией. Вертикаль власти неожиданно прогнулась. Напомним, что в 2003-м, когда строительство путинской вертикали шло полным ходом, был принят федеральным закон, который отводил «разграничительным» договорам два года жизни. Впрочем, заключать новые не запретили — лишь прописали новую, более сложную процедуру их появления (срок действия — не больше 10 лет, обязательное утверждение парламентом). Башкирия тут же начала работать над созданием нового документа, разграничивающего полномочия между регионом и центром. В сентябре 2005-го Курултай РБ направил обращение главе государства с предложением инициировать процесс обновления договора. Его проект подготовлен и проходит необходимые согласования. Уфа не переставала надеяться, что рано или поздно документ с Кремлем будет подписан.

И информацию о возможном заключении аналогичного договора между Москвой и Казанью в Башкирии могли бы только приветствовать. Кремль, например, согласился с тем, что порядок “использования и охраны” земли, недр и других природных ресурсов на территории Татарстана “будет определяться особыми соглашениями органов власти региона и Центра” или закрепил практику вкладышей на татарском языке в российские паспорта, выдаваемые в республике, и обязательное требование к кандидату на пост президента республики — знать не только русский, но и татарский язык.

Схожие предложения на протяжении всех последних лет поступали в Первопрестольную и из Уфы. Поэтому, повторимся еще раз, Башкортостан такое развитие событий могло бы устраивать. Но, как известно, политика не терпит сослагательных наклонений.

Благое начинание восстановления федеративных отношений в стране было фактически дезавуировано последовавшими практически незамедлительно словами первого вице-спикера Госдумы Олега Морозова, который заявил, что "только два субъекта могут претендовать на договорные отношения с федеральным Центром - Татарстан и Чеченская Республика", исключив такую перспективу для остальных регионов.

Стало быть, у матушки-России лишь два любимых чада Татария и Чечня, остальные – либо падчерицы, либо пасынки.

Реакция Уфы, впрочем, последовала сразу же, и что любопытно, не у властей, а у общественности. Сразу несколько негосударственных организаций, среди которых Региональная марийская национально-культурная автономия "Эрвел Марий" РБ, центр украинцев РБ, Национально-культурная автономия немцев РБ, Ассамблея народов РБ, Башкирское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России", Общественное политическое движение "Вся Россия" РБ, Башкирское региональное отделение политической партии Мира, Союз юристов РБ, Общественный фонд "Диалог культур", Башкирское народно-патриотическое движение, БНЦ "Урал", Союз башкирской молодежи, Союз татарской молодежи РБ "Азатлык" учредили новое общественное движение "За федеративную Россию". Его председателем избран директор Института права Башкирского государственного университета Олег Полстовалов.

По словам лидера движения, основной задачей организации является отстаивание федеративного принципа государственного устройства страны, закрепленного в Конституции России. Г-н Полстовалов отметил, что движение «За федеративную Россию» замыслено как республиканское, но в случае необходимости сможет выступить в качестве консолидирующей общественной структуры российского масштаба.

— Сегодня не только Башкортостан находится в ущемленном положении по сравнению с федеральным центром, но и другие регионы, в частности Республика Алтай, положение которой сведено к уровню национальной автономии, — пояснил он.

Впрочем, его соратники в оценках были еще более категоричны и на учредительной конференции движения приняли весьма резкое заявление, в котором федерализм называется основополагающим принципом государственного устройства, дающим гарантии для укрепления единства многонациональной и многоконфессиональной страны, позволяющим учитывать особенности российских регионов и предоставляющим им равные права для развития.

Слова Олега Морозова члены движения назвали фактическим отказом большинству субъектов Федерации в заключение договоров о разграничении полномочий, что по сути является игнорированием Основного Закона России, конституционного принципа равноправия субъектов.

«Россия - должна быть страной подлинного федерализма, с равноправными регионами, без отдельных субъектов, отмеченных особыми привилегиями в силу каких-либо неоднозначных исторических «заслуг», - пытаются достучаться до верховной власти авторы заявления. - «Тем не менее, в нашей стране есть немало партий, государственных деятелей, политиков, посягающих на федерализм, желающих построить унитарное государство. Деятельность унитаристов разных мастей уже привела к тому, что бюджетный федерализм стал фикцией и большинство финансов, как и в советские времена, стекаются в Москву. Регионы лишаются возможности проводить эффективную социальную политику и зачастую становятся заложниками непопулярных решений, принимаемых на федеральном уровне».

Обвинения в унитаристской деятельности созданное движение адресовало прежде всего первому думскому вице-спикеру.

Официальная Уфа в отличие от общественности повела себя более дипломатично.

Так, например, председатель Госсобрания Башкирии Константин Толкачев весьма аккуратно подбирал слова, будто бы делал внешнеполитическое заявление:

— Позиция уважаемого мной первого заместителя председателя Государственной Думы России Олега Николаевича Морозова представляется не совсем аргументированной и далека от реалий современного российского государствоведения. С большим уважением относясь к конституционному праву Республики Татарстан и Чеченской Республики на заключение двусторонних договорных отношений с федеральным Центром, тем не менее, нельзя согласиться с мнением видного политика, пытающегося в нарушение Конституции Российской Федерации на словах лишить такого же права другие субъекты России, - сказал он.

Дал собственную оценку происходящему и президент РБ Муртаза Рахимов:

— Действия представителей общественности Башкортостана, объявивших о создании движения, которое будет защищать принципы российского федерализма, вполне объяснимы. Действительно, вызывают недоумение слова отдельных крупных государственных деятелей о том, что в стране существуют регионы, которым позволено больше, чем остальным. Я так же считаю, что субъектам Федерации должны предоставляться равные права для развития, - заявил глава региона.

При этом он счел нужным заметить, что власти республики скорее всего абстрагируются от поддержки акций общественного движения "За федеративную Россию".

— Считаю, что для уточнения нашей позиции по указанной политической проблеме нам ни к чему организовывать массовые акции, - обосновал свою позицию башкирский лидер.

Муртаза Рахимов назвал реакцию общественности Башкортостана на заявления «излишне эмоциональной» и напомнил принципиальную позицию Владимира Путина, выступающего гарантом Конституции РФ: положения Основного Закона страны незыблемы и пересмотру не подлежат.

— Это означает, что все конституционные права всех без исключения регионов страны будут реализовываться в полной мере, - выразил уверенность президент Башкирии.

Радик ИШЕМГУЛОВ.

"