Posted 15 октября 2006,, 18:29

Published 15 октября 2006,, 18:29

Modified 10 ноября 2022,, 19:08

Updated 10 ноября 2022,, 19:08

Юрий Гейко: “Я не продавался иностранному автопрому”

15 октября 2006, 18:29
Автомобилисту имя Юрия Гейко скажет многое. Юрий Васильевич — кандидат в мастера спорта по автоспорту. Автор книг автомобильной публицистики и лауреат премии “Лучший автомобильный журналист России”. В 1989 году объехал земной шар по 40-й параллели за рулем “Москвича-2141”, читатели центральных изданий знают его как автомобильного колумниста. Пять лет назад передача “Автоликбез” появилась и на “Авторадио”, а в этом году Гейко вновь отравился вокруг света, планируя завершить маршрут за 80 дней. В столице Башкирии участники кругосветки оказались на третий день путешествия.

— То, что мы делаем, это не сколько отвага, сколько очень тяжелый труд. Тысячи, десятки тысяч водителей колесят по дорогам России, профессионалы-дальнобойщики, и едут не на легковых машинах, а на фурах с грузом, страдают от поборов гаишников, несут ответственность за груз — поверьте, им гораздо тяжелее, чем нам, — скромничает Юрий Гейко. — Мы каждый день преодолеваем по 600-700 километров, бываем в трех-четырех городах. Огромный объем работы, отдыхать некогда совсем: по ночам пишу материал, утром передаю его на “Авторадио” в прямом эфире и для записи.

Спонсорами экстремального путешествия стала авторадийная программа “Автоликбез” и компания “SOKIA”, владеющая ижевским автозаводом.

Кругосветные километры Гейко наматывает на автомобиле “Kia Spectra”.

— Почему именно этот автомобиль? — Гейко разводит руками. — Потому что это моя личная машина, и я не собираюсь ее рекламировать. Но я профессионал, а не авантюрист, а этот автомобиль проявил себя с лучшей стороны. За машину отдал девять тысяч долларов, своих собственных, кровных, хотя мне и сделали скидку, в свободной продаже она стоит 15 тысяч. В конце прошлого года мне позвонил один из руководителей компании “KIA” — Юрий Васильевич, не хотите ли купить “Kia Spectra”? Я посмеялся, потому что у меня стояла “Ауди А3”, турбированная, которую я сам для себя выбрал и из Литвы пригнал. Я ответил, мол, разве только за полцены. И через два месяца снова звонок: “Мы согласны”.

— Какие еще автомобили прошли через ваши руки?

— Первый мой автомобиль был “Москвич 2140”, появившийся у меня в 1979 году. Денег, естественно, не было, взял его битый вдребезги. Я тогда работал приемщиком в автосервисе: кузов ему поменял, сам же фактически его и собрал. После у меня был еще один, такой же, затем — один из первых “Москвичей 2141”, в конце 1986 года они только-только появились. Мне смуглые люди на перекрестках предлагали: “Слюшай, дарагой, продай такой машина!” Но я не продал. Потом пошли “десятки”, и меня прозвали “певцом отечественного автопрома”. После чего была опелевская модель “ВАЗа”, так называемая “21106”, но ее угнали. Шикарная машина: 150 лошадиных сил, гидроуселитель руля, дисковые тормоза, нафаршированная серебристая красавица. Вложил в нее все деньги, что в то время были в доме. После нее уже “Ауди”, и вот теперь “Киа”. В Нижнем Новгороде на перекрестке в нашу “Kia” врезалась “девятка”, причем удар был достаточно сильный. Первой моей мыслью было: “Все, приехали!” Как потом выяснилось, в “девятку” врезался “Москвич”, и она отскочила в нас. К моему удивлению, благодаря амортизировавшему бамперу, на “Kia” вообще не было заметно следов удара! Волею судьбы рядом на стоянке оказалась новенькая “Kia” точно такого же цвета — мы сфотографировали обе машины — не видно никакой разницы!

В поход Юрий Васильевич отправился вместе со штурманом, обозревателем журнала “За рулем” Евгением Калугиным. Встречать путешественников отправилась почетная команда: сотрудники ДПС, экипаж “Авторадио-Уфа”, журналисты, официальный дилер “Kia Motors” — “Акцент Моторс”.

— Первая кругосветка была организована итальянцами на пике интереса к тогда еще Советскому Союзу, — рассказывает журналистам Гейко. — Мы проехали точно такой же маршрут, за исключением отрезка Чита-Хабаровск, который пролетели на транспортных военных самолетах. В Америку прибыли в город Портленд, на север Западного побережья, и дальнейший путь полностью совпадает. А идея нынешнего путешествия появилась после майского путешествия по Франции, куда я ездил в отпуск с женой и друзьями. За 20 дней проехали 10 тысяч километров, великолепно отдохнули, а я обязался сделать для “Авторадио” два репортажа. Но когда сел писать, то репортажей получилось семь! В итоге по времени мои передачи шли дольше, чем длилось само путешествие. И главное, люди писали и требовали продолжения! Совершенно неожиданно для меня слушателям это показалось интересно.

— Как вы оцениваете уровень придорожного сервиса?

— Уровень российского сервиса стремительно выравнивается. Конечно, до Европы нам как до Луны, потому что в Европе на любой автозаправке можно принять душ, а у нас на редкой работает туалет. Но, тем не менее, проблем с продуктами, гостиницами и бензином сейчас на российских дорогах нет.

— В 2002 году в статье “Автоменталитет россиян” вы писали, что жителям нашей страны намеренно внушают ненависть к отечественным автомобилям…

— Вы хотите сказать, Гейко продался иностранному автопрому, потому что пересел на заграничные машины? Я много ездил на “десятках” и говорил, что соотношение цена-качество у них очень неплохое, но я никогда не утверждал, что “десятка” лучше “Мерседеса”. Конечно, отечественный автопром должен быть. И “ГАЗ”, и “ВАЗ” должны остаться и жить, делать дешевые машины. То, что мы называем “совместное производство”, производство вовсе не совместное. Это их производство на нашей земле. И мы получаем от такого производства минимум прибыли и минимум рабочих мест. “Совместных” иномарок едва набирается 100 тысяч. Это быстрый способ удовлетворить спрос платежеспособной части российского населения. Платежеспособной! А вся Россия ездит на простых автомобилях, которые должны производиться и в дальнейшем, нужно просто сделать их более качественными.

— Верите ли вы, что наша родная промышленность еще способна разработать и выпускать конкурентоспособный отечественный автомобиль?

— Даже если вы соберете наших лучших конструкторов и завалите их миллионами долларов, “Мерседес” они не переплюнут. Дело в другом: невозможно просто перепрыгнуть пропасть технологического и эстетического уровня, она может быть преодолена только трудом. У нас будет хороший конкурентоспособный автомобиль, когда у нас будет достойный жизненный уровень. Возьмите любую страну: Турцию, Бразилию, Японию, Америку, Францию — какой в стране жизненный уровень, такой в ней и автомобиль, вот и все.

— Что вас заставляет вести программу “Автоликбез” на “Авторадио”?

— Гигантское удовольствие. Я вообще держусь за эту работу руками и зубами потому, что за пять лет мне ни разу не было сказано: “Вот это нельзя, а вот это надо, вот этого не трогай, а того можно”. Ни разу! Для меня это бесценно.

— Кем вы себя сейчас ощущаете сильнее — радиожурналистом или писателем?

— В первую очередь — журналистом. Когда-то писал повести, рассказы, причем все они были напечатаны в “Новом мире”, выходили отдельными книжками, но слава Богу, мне хватило ума понять, что я не писатель, а если писатель, то автор одной вещи. Повесть “Сайга” — это лучшее, что я написал. Я по жизни журналист, я не могу сидеть в кабинете годами и придумывать истории, коллизии. Я должен крутиться, общаться, жить здесь и сейчас.

Екатерина ГАГИНА.

"