Posted 15 июля 2008,, 17:40

Published 15 июля 2008,, 17:40

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Езда дальнего следования. Информацию о платных дорогах будут хранить как «секреты Генштаба»

15 июля 2008, 17:40
В минувшую пятницу в Уфе совещались по поводу технического состояния и развития федеральной трассы М-5 «Урал». Министр транспорта России Игорь Левитин лично проехался на двухэтажном спецавтобусе по «дороге смерти», как он сам назвал эту магистраль. В планах же российского правительства превратить М-5 в международный транспортный коридор «Транссиб», на комплексную реконструкцию столь важной артерии государство выделило 140 миллиардов рублей. На эти деньги не только расширят и облагородят саму дорогу, но и обеспечат ее нужными знаками и разметкой. Из столицы Башкирии Игорь Евгеньевич по этой же магистрали отправился в Челябинск, подхватив губернатора региона Петра Сумина, который принял участие в уфимском совещании. На границе Башкортостана и Челябинской области ресторанные повара, вызванные из областной столицы, прямо на трассе накормили утомившегося долгой ездой Игоря Левитина вкусной едой, привезенной из города металлургов в судках.

Бизнес на большой дороге

- Это главная проблема всех федеральных трасс – отсутствие придорожного сервиса, - заметил присутствовавший на совещании вице-премьер российского правительства Сергей Иванов.

По словам г-на Иванова, дорога «не просто полотно», а сложнейший комплекс инфраструктуры по пути следования – заправки, гостиницы, медпункты, стоянки и центры техпомощи.

- Малый и средний бизнес нужно вывести на большую дорогу, но заставить предпринимателей действовать по определенным правилам, чтобы не превратить дорогу в торговые ряды и не создавать препятствий скоростному движению, - рассуждает г-н Иванов. - А то у нас могут возвести на трассе кафе, но забыть про парковку и машины, создают заторы, выстраиваясь на обочинах.

Сергей Борисович рассказал, что экскурсию по М-5 через пол-России совершил не только министр транспорта, но и представители МЧС, МВД и Минсоцздравразвития, чтобы «почувствовать все в кавычках прелести этой дороги на своей шкуре».

- Думаю, что теперь впечатления о путешествиях по российским дорогам отличаются от кабинетных, - заметил г-н Иванов.

Вместе со столь статусной делегацией путешествуют три лаборатории, изучающие состояние «дороги смерти». Уже сейчас на трассе выявлено 188 участков повышенной аварийности, где неизбежны лобовые столкновения.

Как рассказал вице-премьер, М-5 находится в «ужасающем состоянии», она погубила в прошлом году 669 человек и 2000 ранила.

- По признанию дальнобойщиков, они проходят в день по скоростной трассе не больше 250 километров, - возмущается Сергей Борисович. – В то время как на любой европейской трассе фуры накручивают за сутки около 600 километров.

- Да нашим дальнобойщикам медали нужно давать за езду по таким магистралям, - заявил глава департамента безопасности дорожного движения ГИБДД России Виктор Кирьянов.

На совещании обсуждалась возможность появления в России платных дорог для грузовых автомобилей.

- Это мировая практика, когда люди, зарабатывающие на перевозке грузов, платят за передвижение по хорошей дороге, - заявил глава Минтранса Игорь Левитин. – В Европе берут 120 евро за 700 километров трассы.

- А мы пока поддерживаем отечественных перевозчиков, - засмеялся Иванов. – Но, возможно, в будущем и у нас появятся платные магистрали.

Интересно, что Сергей Борисович отказался назвать журналистам, где ожидать это смелое нововведение.

- Как только об этом станет известно, сразу начнется ажиотаж по скупке земли, - сказал Сергей Борисович. – Поэтому информацию о платных дорогах надо хранить в тайне как секреты Генштаба.

Большой сбор

В Башкирии трасса М-5, возведенная в 60-х годах прошлого века, простирается на 325 километров. И при пропускной способности дороги в 7000 машин здесь ежедневно пробегает 24000. Эксперты прогнозируют, что к 2015 году число автомобилей, выезжающих на эту федеральную трассу, вырастет до 40 тысяч в сутки.

Кстати, расширение М-5 на участке Чишмы-Уфа до трех полос резко снизило число аварий.

В правительстве России надеются, что выделенные на реконструкцию трассы деньги преобразят всю дорогу до неузнаваемости.

- Государственное финансирование нужно использовать с умом, - говорит г-н Иванов. – Транспортный коридор «Транссиб» станет дорогостоящим сооружением, обязанным служить десятилетиями.

Сергей Борисович уверен, что появление европейской трассы зависит от согласованности действий всех 11 регионов, по которым проходит маршрут магистрали и Минтранса, оплачивающим затраты на возведение М-5. Но в Башкирии хорошо известно, что обещания федерального ведомства выдерживаются не всегда.

В Туймазинском районе Башкирии на участке 1295-1308 км трассы М-5 ведется реконструкция дороги, стоимость которой определена, по данным инвестиционной компании «Финам», в 307 миллионов рублей. Однако в двухполосные эти 13 километров превратятся не скоро – из бюджета поступило пока только 178 миллионов рублей. Недостаток финансирования второй год тормозит возведение моста у Каменной переправы, который входит в план Южного обхода Уфы при реконструкции М-5. Стоимость работ оценена в 3 миллиарда рублей, однако с 2006 года освоено чуть больше миллиарда. Всего на 40-километровый участок, который будет выводить машины из Уфы напрямую на челябинскую трассу, запланировано до 2009 года потратить 13,5 миллиардов рублей. А в будущем понадобится еще шесть миллиардов рублей на вторую очередь реконструкции транспортного коридора близ Уфы.

Любопытно, что Башкирия из собственного бюджета, не дожидаясь федеральных денег, уже потратила из собственной казны на строительство дорог общего пользования 4 млрд. 580 млн. рублей.

Между тем, на совещании Игорь Левитин пожаловался, что стоимость стройматериалов растет с ужасающей быстротой. За последние полгода цены увеличились: на арматурную сталь – на 23%, на битум – на 22%, металлопрокат и дизельное топливо – на 21%, железобетон подорожал на 19%, щебень – на 15% и песок – на 13%.

- Это существенно превышает коэффициенты, заложенные в программу реконструкции, -сказал г-н Левитин.

- Башкортостан готов выполнить все взятые на себя обязательства по реконструкции М-5, - отпрапортовал глава республики Муртаза Рахимов.

Дело за центром?

"