Posted 15 мая 2007,, 18:07

Published 15 мая 2007,, 18:07

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Где деньги, Минфин? Игорь Левитин: «Давайте не будем торговаться»

15 мая 2007, 18:07
Глава Минтранса России Игорь Левитин, побывав на минувшей неделе в столице Башкирии, сделал для себя несколько неприятных открытий. Чиновнику во всеуслышание пришлось признать, что Минтранс и Минфин РФ не торопятся прислать республике 2 млрд. рублей, запланированные на реконструкцию федеральных трасс М-5 и М-7 в 2007 году, которые, кстати, регион уже вовсю ремонтирует и строит на собственные средства.

- Деньги придут уже в конце мая, - оправдался Игорь Евгеньевич на правительственном совещании, прошедшем в башкирском Белом доме в минувшую пятницу. – Так бывает, - успокоил собравшихся глава Минтранса. – Это общефедеральная проблема, когда выделенные деньги приходится спешно осваивать в конце года.

- В конце года нам уже не надо будет, - робко заметили министру.

Действительно, реконструкция федеральных магистралей включены в план строительства объектов, которые должны быть сданы к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России в сентябре нынешнего года.

Напомним, что на совещании по подготовке к празднику федерального значения в августе прошлого года, где присутствовал глава российского Минфина Алексей Кудрин, республиканский министр строительства, архитектуры и транспорта, вице-премьер башкирского правительства Хамит Мавлияров потребовал от Минтранса средства, запланированные на проведение земляных работ на трассе М-5 «Урал», на что представитель «Росавтодора» Анатолий Чабунин флегматично заметил:

- Куда торопиться? Сдать дорогу к торжествам вы все равно не успеете.

Кудрин взял на себя роль учителя, разнимающего школьников-спорщиков.

- Дорога ложка к обеду, — напомнил министр финансов русскую пословицу, обращаясь к г-ну Чабунину. — Так что давайте успевать. Не хотел бы, чтобы Минтранс стал причиной задержки. И необходимые деньги следует перечислить как можно быстрее.

Однако несмотря на выговор первого лица министерства финансов, деньги в республику так и не поступили и появятся ли в конце мая – большой вопрос. По крайней мере, эти средства Игорь Левитин обещал еще в 2005 году, но, по словам г-на Кудрина, «обещания не выполнил». На минувшей неделе Игорь Евгеньевич заверил руководство Башкирии, что в 2008-10 годах республике будут выделены субсидии из федерального бюджета на реконструкцию дорожной сети, а насчет дополнительного финансирования от федерального дорожного агентства распространяться не стал.

Тем не менее, Левитин попытался подсластить горькую пилюлю, выданную им башкирскому правительству:

- Трассы федерального значения во всей России разбиты, и только на территории Башкирии они поддерживаются в приемлемом состоянии, за что мы вам очень благодарны, - сделал глава Минтранса реверанс в сторону руководителя Башкортостана.

Муртаза Рахимов пожал плечами:

- Делаем, что в наших силах. Мы не делим трассы на федеральные и республиканские. Мы исходим из того, что дороги нужны, и они, без всякого сомнения, будут реконструированы, построены и сданы в срок, — заключил глава региона. – Мы соблюдаем все согласованные с Минтрансом графики работ.

И действительно, Северные и Южные обходы Уфы с Демского КПП до деревни Зинино и продления общенациональной дороги М-7 в объезд уфимского микрорайона Затон, несмотря на отсутствие средств, активно строятся. Но словам г-на Мавлиярова, для того, чтобы закончить все проектные работы, потребуется не менее полтора миллиардов рублей, которых у республики нет.

- Да, - согласился г-н Левитин. – Практически все выделенные средства до республики не дошли. – Мы благодарны башкирскому правительству за то, что стали вкладывать собственные деньги, иначе бы не выполнили поставленные перед нами задачи.

Спасибо на хлеб не намажешь

Кстати, и новый терминал уфимского аэропорта полностью возведен на республиканские средства. Правительство республики обратилось к Минтрансу с просьбой перевести международный аэропорт «Уфа» из федеральной в республиканскую собственность. Игорь Левитин с этим предложением с легкостью согласился.

- Будем здание аэропорта переводить во владение республики.

Однако ловко ушел от ответа, как будут распределяться доли в открытом акционерном обществе аэровокзального комплекса.

- Эти вопросы находятся в ведении Минимущества.

Кстати, Башкирия станет собственницей только самого аэровокзала и прилегающих территорий, взлетно-посадочные полосы и перрон останутся федералам. По словам главы Минтранса, Башкирии вряд ли под силу будет содержать зону вылета, да и так будет надежнее.

Интересно, что взлетно-посадочные полосы, одна из которых составит 3200 метров, а вторая 2500 метров, тоже строятся силами региона.

- Республика много вложила в здание и прилегающую инфраструктуру, поэтому давайте не будем торговаться, - пошутил г-н Левитин. - А то еще придется компенсировать построенное вами…

Известно, что в каждой шутке есть доля шутки – остальное правда. О скаредности федерального правительства, раздувающего Стабфонд, скоро будут складывать анекдоты.

- Мы согласны забрать терминал бесплатно, не требуя ничего взамен, - уверил российского чиновника президент Башкирии.

- Но на эту тему еще будут вестись дискуссии, - тут же вернул свои слова обратно глава Минтранса.

Обещанного три года ждут

В республике надеются, что смогут увеличить пассажиропоток в уфимском аэропорту до одного миллиона человек в год и сделать владение аэровокзалом прибыльным для региона.

- Для этого вам понадобится грамотная управляющая компания, способная инвестировать и строить на территории аэропорта гостиницы и другую инфраструктуру для комфорта столь большого числа пассажиров, - менторски посоветовал г-н Левитин. – Только при уверенности в должном финансировании мы можем гарантировать передачу вам здания.

- Республика готова вкладываться в создание пограничного комплекса, стоянок и отелей, - заверил министра председатель башкирского правительства Рафаэль Байдавлетов.

Складывается впечатление, что российские чиновники уверены в бездонности и неисчерпаемости ресурсов региона-донора, коим является Башкортостан.

Кроме того, выяснилось, что и ведомство российских железных дорог, с которым было еще в прошлом году республикой подписано соглашение о совместном финансировании реконструкции уфимского железнодорожного вокзала, ОАО «РЖД» не перечислило Башкирии ни копейки. В то время как регион уже истратил на строительство нового здания 465 миллионов рублей.

- Завершение реконструкции вокзала может быть сорвано из-за отсутствия финансирования, - твердо заметил вице-премьер Хамит Мавлияров.

Игорь Левитин пообещал обсудить эту проблему на заседании правления РЖД и включить затраты на уфимский комплекс в инвестиционную программу российских железных дорог.

Башкирских чиновников эти обещания вряд ли успокоили. И действительно: если существует подписанное сторонами официальное соглашение, для чего поднимать эту тему на заседании правления? Чтобы взывать к совести управленцев? Если же пристыженные менеджеры включат средства необходимые на реконструкцию вокзала в инвестиционную программу развития акционерного общества, то вряд ли нужные деньги моментально окажутся в республике. Обещанного, говорят, три года ждут, а вокзал нужно сдавать уже в сентябре.

Строители, возводящие железнодорожные ворота республики, находясь в режиме экономии, вынуждены отходить от важных архитектурных решений в пользу более экономичных вариантов. В частности, здесь уже решили не возводить левое крыло здания и отказаться от выпуклой кровли, заменив ее обычной плоской крышей. Фасад также претерпел изменения, и вряд ли будет соответствовать дорогому проекту.

- Трудно нам, - признался глава региона Муртаза Рахимов. – Однако, несмотря на проблемы, мы свои обещания выполняем.

«В отличие от других» - не прозвучало, но г-н Рахимов уже неоднократно высказывался по поводу прижимистости центра.

На прошедшем в апреле президентском совете глава Башкирии с горечью признавался, что часто слышит фразы: «регионам деньги давать не надо, все равно украдут», и его это возмущает.

- Видимо, некоторые по себе судят, - горько говорил президент. - Вполне можно добиться, чтобы государственные деньги не разворовывались. Ведь можно с утра до вечера с важным видом проводить совещания, а можно чаще бывать на объектах. В месяц я «наматываю» не одну тысячу километров по республике. Дело не в том, что я не доверяю своим сотрудникам, но если лично не знаешь полную картину действительности, какой же ты руководитель? Поэтому на каждом хоть сколько-нибудь значимом объекте, в который вложены государственные деньги, бываю постоянно.

Нетрудно догадаться, в каком жестком напряжении живет республика, изыскивая собственные средства на ударные стройки, которые запланировано сдать к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России.

Римма УРАЗБАХТИНА.

Куда не дошли российские деньги

Строительство терминала аэропорт «Уфа»

Стоимость реконструкции, по оценке инвестиционной компании «Финам», - более 400 миллионов рублей. От правого крыла аэропорта остались только опорные конструкции и перекрытия крыши, здание практически построено заново. Оно станет единым комплексом с левым крылом и международным терминалом. Площадь нового аэровокзала увеличилась более чем вдвое и составила около 13 тысяч квадратных метров. Полы из гранита выложены в виде мозаики, колонны покрыты мраморными плитами. Здесь появилась новая система видеонаблюдения, эскалаторы и телескопические трапы, позволяющие пассажирам переходить из здания прямо в салон самолета.

Трасса Уфа-Аэропорт

К августу окончательно обновится 15-километровая трасса, связывающая столицу Башкирии с аэропортом, сейчас здесь уже сделано две трети работ. К концу августа строители возведут три новых путепровода: Демский, Зубовский и поворот на аэропорт, которые разведут потоки движения, идущие в разные стороны. Это позволит убрать светофоры и снизить количество аварий.

Объездная дорога «Южный обход Уфы с выходом на М-5»

Проектная стоимость 4,5 млрд. рублей. Четырехполосный автомобильный мост соединит берега Уфимки у Каменной переправы. Автолюбители смогут выезжать на Челябинский тракт прямо из города, минуя аэропортовскую дорогу, что позволит сократить не менее 20 километров добирающимся из столицы республики на федеральную магистраль М-5. На выезде из города ведется строительство девятикилометровой четырехполосной автотрассы, которая соединит новую дорогу с Челябинским трактом. Около деревни Жилино появится двухуровневая развязка, которая разгрузит движение на магистрали общенационального значения.

Объездная дорога «Северный обход Уфы с выходом на М-7»

Длина новой трассы Уфа-Шакша, которая протянется между железнодорожными путями и старой колеей, и выйдет на магистраль М-7, составит 5,3 километра и станет четырехполосной. Дорога сможет похвастаться самым длинным автомобильным мостом в городе – 350 метров. Магистраль Уфа-Шакша прошла через садоводческие товарищества, поэтому городская казна раскошелилась на трехмиллионную компенсацию владельцам участков. Всего из республиканского бюджета выделено 900 миллионов рублей, 400 из которых уже истрачены на новый мост. Ожидается, что в августе дорога вместе с путепроводом будут сданы в эксплуатацию.

Железнодорожный вокзал Уфы

Сметная стоимость – 2 млрд. рублей. В обновленном здании уже приступили к облицовке подземных переходов, украсив их мрамором белого и зеленого цвета с национальным орнаментом. Строители готовы к возведению «воздушного» перехода, призванного соединить платформы, сам вокзал и остановочные павильоны. В мае закончатся работы на уникальном стеклянном куполе. Новшеством станут эскалаторы и траволаторы, по которым люди смогут направляться к центру вокзала.

"