Posted 15 мая 2007,, 18:07
Published 15 мая 2007,, 18:07
Modified 10 ноября 2022,, 19:05
Updated 10 ноября 2022,, 19:05
- Деньги придут уже в конце мая, - оправдался Игорь Евгеньевич на правительственном совещании, прошедшем в башкирском Белом доме в минувшую пятницу. – Так бывает, - успокоил собравшихся глава Минтранса. – Это общефедеральная проблема, когда выделенные деньги приходится спешно осваивать в конце года.
- В конце года нам уже не надо будет, - робко заметили министру.
Действительно, реконструкция федеральных магистралей включены в план строительства объектов, которые должны быть сданы к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России в сентябре нынешнего года.
Напомним, что на совещании по подготовке к празднику федерального значения в августе прошлого года, где присутствовал глава российского Минфина Алексей Кудрин, республиканский министр строительства, архитектуры и транспорта, вице-премьер башкирского правительства Хамит Мавлияров потребовал от Минтранса средства, запланированные на проведение земляных работ на трассе М-5 «Урал», на что представитель «Росавтодора» Анатолий Чабунин флегматично заметил:
- Куда торопиться? Сдать дорогу к торжествам вы все равно не успеете.
Кудрин взял на себя роль учителя, разнимающего школьников-спорщиков.
- Дорога ложка к обеду, — напомнил министр финансов русскую пословицу, обращаясь к г-ну Чабунину. — Так что давайте успевать. Не хотел бы, чтобы Минтранс стал причиной задержки. И необходимые деньги следует перечислить как можно быстрее.
Однако несмотря на выговор первого лица министерства финансов, деньги в республику так и не поступили и появятся ли в конце мая – большой вопрос. По крайней мере, эти средства Игорь Левитин обещал еще в 2005 году, но, по словам г-на Кудрина, «обещания не выполнил». На минувшей неделе Игорь Евгеньевич заверил руководство Башкирии, что в 2008-10 годах республике будут выделены субсидии из федерального бюджета на реконструкцию дорожной сети, а насчет дополнительного финансирования от федерального дорожного агентства распространяться не стал.
Тем не менее, Левитин попытался подсластить горькую пилюлю, выданную им башкирскому правительству:
- Трассы федерального значения во всей России разбиты, и только на территории Башкирии они поддерживаются в приемлемом состоянии, за что мы вам очень благодарны, - сделал глава Минтранса реверанс в сторону руководителя Башкортостана.
Муртаза Рахимов пожал плечами:
- Делаем, что в наших силах. Мы не делим трассы на федеральные и республиканские. Мы исходим из того, что дороги нужны, и они, без всякого сомнения, будут реконструированы, построены и сданы в срок, — заключил глава региона. – Мы соблюдаем все согласованные с Минтрансом графики работ.
И действительно, Северные и Южные обходы Уфы с Демского КПП до деревни Зинино и продления общенациональной дороги М-7 в объезд уфимского микрорайона Затон, несмотря на отсутствие средств, активно строятся. Но словам г-на Мавлиярова, для того, чтобы закончить все проектные работы, потребуется не менее полтора миллиардов рублей, которых у республики нет.
- Да, - согласился г-н Левитин. – Практически все выделенные средства до республики не дошли. – Мы благодарны башкирскому правительству за то, что стали вкладывать собственные деньги, иначе бы не выполнили поставленные перед нами задачи.
Спасибо на хлеб не намажешь
Кстати, и новый терминал уфимского аэропорта полностью возведен на республиканские средства. Правительство республики обратилось к Минтрансу с просьбой перевести международный аэропорт «Уфа» из федеральной в республиканскую собственность. Игорь Левитин с этим предложением с легкостью согласился.
- Будем здание аэропорта переводить во владение республики.
Однако ловко ушел от ответа, как будут распределяться доли в открытом акционерном обществе аэровокзального комплекса.
- Эти вопросы находятся в ведении Минимущества.
Кстати, Башкирия станет собственницей только самого аэровокзала и прилегающих территорий, взлетно-посадочные полосы и перрон останутся федералам. По словам главы Минтранса, Башкирии вряд ли под силу будет содержать зону вылета, да и так будет надежнее.
Интересно, что взлетно-посадочные полосы, одна из которых составит
- Республика много вложила в здание и прилегающую инфраструктуру, поэтому давайте не будем торговаться, - пошутил г-н Левитин. - А то еще придется компенсировать построенное вами…
Известно, что в каждой шутке есть доля шутки – остальное правда. О скаредности федерального правительства, раздувающего Стабфонд, скоро будут складывать анекдоты.
- Мы согласны забрать терминал бесплатно, не требуя ничего взамен, - уверил российского чиновника президент Башкирии.
- Но на эту тему еще будут вестись дискуссии, - тут же вернул свои слова обратно глава Минтранса.
Обещанного три года ждут
В республике надеются, что смогут увеличить пассажиропоток в уфимском аэропорту до одного миллиона человек в год и сделать владение аэровокзалом прибыльным для региона.
- Для этого вам понадобится грамотная управляющая компания, способная инвестировать и строить на территории аэропорта гостиницы и другую инфраструктуру для комфорта столь большого числа пассажиров, - менторски посоветовал г-н Левитин. – Только при уверенности в должном финансировании мы можем гарантировать передачу вам здания.
- Республика готова вкладываться в создание пограничного комплекса, стоянок и отелей, - заверил министра председатель башкирского правительства Рафаэль Байдавлетов.
Складывается впечатление, что российские чиновники уверены в бездонности и неисчерпаемости ресурсов региона-донора, коим является Башкортостан.
Кроме того, выяснилось, что и ведомство российских железных дорог, с которым было еще в прошлом году республикой подписано соглашение о совместном финансировании реконструкции уфимского железнодорожного вокзала, ОАО «РЖД» не перечислило Башкирии ни копейки. В то время как регион уже истратил на строительство нового здания 465 миллионов рублей.
- Завершение реконструкции вокзала может быть сорвано из-за отсутствия финансирования, - твердо заметил вице-премьер Хамит Мавлияров.
Игорь Левитин пообещал обсудить эту проблему на заседании правления РЖД и включить затраты на уфимский комплекс в инвестиционную программу российских железных дорог.
Башкирских чиновников эти обещания вряд ли успокоили. И действительно: если существует подписанное сторонами официальное соглашение, для чего поднимать эту тему на заседании правления? Чтобы взывать к совести управленцев? Если же пристыженные менеджеры включат средства необходимые на реконструкцию вокзала в инвестиционную программу развития акционерного общества, то вряд ли нужные деньги моментально окажутся в республике. Обещанного, говорят, три года ждут, а вокзал нужно сдавать уже в сентябре.
Строители, возводящие железнодорожные ворота республики, находясь в режиме экономии, вынуждены отходить от важных архитектурных решений в пользу более экономичных вариантов. В частности, здесь уже решили не возводить левое крыло здания и отказаться от выпуклой кровли, заменив ее обычной плоской крышей. Фасад также претерпел изменения, и вряд ли будет соответствовать дорогому проекту.
- Трудно нам, - признался глава региона Муртаза Рахимов. – Однако, несмотря на проблемы, мы свои обещания выполняем.
«В отличие от других» - не прозвучало, но г-н Рахимов уже неоднократно высказывался по поводу прижимистости центра.
На прошедшем в апреле президентском совете глава Башкирии с горечью признавался, что часто слышит фразы: «регионам деньги давать не надо, все равно украдут», и его это возмущает.
- Видимо, некоторые по себе судят, - горько говорил президент. - Вполне можно добиться, чтобы государственные деньги не разворовывались. Ведь можно с утра до вечера с важным видом проводить совещания, а можно чаще бывать на объектах. В месяц я «наматываю» не одну тысячу километров по республике. Дело не в том, что я не доверяю своим сотрудникам, но если лично не знаешь полную картину действительности, какой же ты руководитель? Поэтому на каждом хоть сколько-нибудь значимом объекте, в который вложены государственные деньги, бываю постоянно.
Нетрудно догадаться, в каком жестком напряжении живет республика, изыскивая собственные средства на ударные стройки, которые запланировано сдать к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России.
Римма УРАЗБАХТИНА.
Куда не дошли российские деньги
Строительство терминала аэропорт «Уфа»
Стоимость реконструкции, по оценке инвестиционной компании «Финам», - более 400 миллионов рублей. От правого крыла аэропорта остались только опорные конструкции и перекрытия крыши, здание практически построено заново. Оно станет единым комплексом с левым крылом и международным терминалом. Площадь нового аэровокзала увеличилась более чем вдвое и составила около 13 тысяч квадратных метров. Полы из гранита выложены в виде мозаики, колонны покрыты мраморными плитами. Здесь появилась новая система видеонаблюдения, эскалаторы и телескопические трапы, позволяющие пассажирам переходить из здания прямо в салон самолета.
Трасса Уфа-Аэропорт
К августу окончательно обновится 15-километровая трасса, связывающая столицу Башкирии с аэропортом, сейчас здесь уже сделано две трети работ. К концу августа строители возведут три новых путепровода: Демский, Зубовский и поворот на аэропорт, которые разведут потоки движения, идущие в разные стороны. Это позволит убрать светофоры и снизить количество аварий.
Объездная дорога «Южный обход Уфы с выходом на М-5»
Проектная стоимость 4,5 млрд. рублей. Четырехполосный автомобильный мост соединит берега Уфимки у Каменной переправы. Автолюбители смогут выезжать на Челябинский тракт прямо из города, минуя аэропортовскую дорогу, что позволит сократить не менее
Объездная дорога «Северный обход Уфы с выходом на М-7»
Длина новой трассы Уфа-Шакша, которая протянется между железнодорожными путями и старой колеей, и выйдет на магистраль М-7, составит
Железнодорожный вокзал Уфы
Сметная стоимость – 2 млрд. рублей. В обновленном здании уже приступили к облицовке подземных переходов, украсив их мрамором белого и зеленого цвета с национальным орнаментом. Строители готовы к возведению «воздушного» перехода, призванного соединить платформы, сам вокзал и остановочные павильоны. В мае закончатся работы на уникальном стеклянном куполе. Новшеством станут эскалаторы и траволаторы, по которым люди смогут направляться к центру вокзала.