Posted 15 марта 2015,, 15:41

Published 15 марта 2015,, 15:41

Modified 10 ноября 2022,, 18:44

Updated 10 ноября 2022,, 18:44

В Европе никогда не было, нет и не будет союзников России

15 марта 2015, 15:41
Есть ли у России союзники в Европе? Даже краткий экскурс в историю свидетельствует о том, что внятных и – главное – надежных союзников у России никогда и не было. Как нет их и сейчас, и поэтому нынешнюю ситуацию нельзя назвать исключительной. На протяжении веков французы, англичане, немцы, австрийцы – все в разной степени – стремились использовать Россию в качестве орудия для достижения своих целей.В 18 веке Россию использовали в Семилетней войне, причем тогдашние военно-политические союзники в лице Франции и Австрии не забывали «подставлять» русскую армию при каждом удобном случае, отказывая ей в поддержке и снабжении.

В 19 веке Александр I спас Европу от Наполеона, и следствием этого явилось создание на западных границах Российской империи могучих Германии и Австро-Венгрии. Дед Александра III Николай I послал русскую армию в Венгрию для подавления революции 1848 года и восстановления Габсбургов на венгерском престоле, и в благодарность за эту услугу император Франц-Иосиф потребовал себе политических компенсаций за свое невмешательство во время Крымской войны. Император Александр II остался в 1870 году нейтральным, сдержав, таким образом, слово, данное императору Вильгельму I, а восемь лет спустя на Берлинском конгрессе Бисмарк лишил Россию плодов ее побед над турками.

- Ситуация повторилась еще раз в годы Первой Мировой войны, когда союзники по Антанте, фактически совершат акт предательства по отношению к России, – считает военный аналитик Владимир Безбородов. – Дождавшись пока ситуация в нашей стране дойдет до революции, они сразу же примутся за попытки ее разделения на сферы влияния.

Казалось бы, после окончания Второй Мировой войны, у СССР наконец-то появились настоящие друзья в виде государств «восточного блока», но на поверку оказалось, что вся эта «дружба» в большей степени была односторонней, в интересах Венгрии, ГДР, Болгарии, Польши и Чехословакии.

- Стоило Советскому Союзу оказаться в кризисной ситуации к середине 80-х годов, как все эти союзники сразу же направились строить отношения с ЕС и НАТО, – замечает Белобородов. – Причем некоторые из них сейчас являются главными рупорами антироссийской политики в Европе.

Даже Белоруссия и Казахстан – казалось бы два основных партнера нашей страны – предпочитают занимать выжидательную позицию в споре между Россией и Западом, уже вылившегося в масштабную экономическую войну и политическое противостояние.

Сегодня вопрос звучит так: может ли Россия осуществлять свою внешнюю политику и защиту своих интересов, полагаясь исключительно на свои собственные силы и резервы? Как свидетельствует практика, в современном сложном мире, уже давно поделенном глобальными корпорациями по военному, политическому и экономическому принципам – государства-«одиночки» либо обречены (особенно если они имеют ресурсную базу, представляющую интерес для крупных геополитических игроков), либо вынуждены жертвовать своими интересами, покорно обитая в условиях зависимости от воли тех же глобальных политических корпораций.

Что касается России, то нынешний внешнеполитический и экономический кризис, который она переживает, показал, что наша страна в принципе может отвечать на угрозы самостоятельно, однако такой курс дается ей с огромным трудом. В отсутствии должной политической поддержки, нам нелегко отстаивать свои интересы в ООН. Без военной поддержки российские вооруженные силы будут уступать объединенным силам НАТО в Европе, достижение военного паритета будет связано с необходимостью быстрого наращивания своей мощи, что ведет к усилению нагрузки на экономику со всеми негативными последствиями, присущими гонке вооружений.

И это в условиях, когда в одиночку невозможно решить сложнейшие проблемы экономики, промышленности и финансовой сферы.

Даже такая страна, как Китай наращивает свою экономику путем тесного сотрудничества с Западом и США, размещая у себя производственные мощности крупных иностранных компаний и экспортируя готовую продукцию.

Как считают эксперты, все же России обойтись без союзников и заменить их в современной ситуации армией и флотом, уже не получится. Главная проблема сегодня заключается в том, где их найти? И вот здесь мнения экспертов расходятся.

Одни из них полагают, что глупо рассматривать современную Европу как перспективного союзника России в глобальном плане, поскольку там никогда не было нет, и не будет друзей России, предлагая взамен укрепление взаимовыгодных партнерских отношений с Китаем, странами БРИКС и ШОС. Другие считают, что в условиях фактического противостояния Запада и России вопрос влияния России в Европе становится все более актуальным, и следовательно, усилия по поиску надежных партнеров здесь крайне важны.

Так, эксперт Центра научной мысли и идеологии (Центр Сулакшина) Наталия Шишкина в числе таковых называет Сербию, ссылаясь на то, что это православная страна, отказавшаяся поддерживать санкционный режим по отношению к России, открыто заявляющая, что Россия – ее исторический союзник. Визит в Белград в октябре прошлого года российского президента Владимира Путина показал, что простые сербы питают самые добрые чувства к России, ее лидеру. В то же время в этом вопросе сербская элита ведет себя более чем осторожно, ориентирована на евроинтеграцию, а недавнее назначение бывшего английского премьера Тони Блэра советником главы правительства Сербии может свидетельствовать о стремлении Запада вовлечь эту страну в орбиту противостояния с Россией.

Возмутителем спокойствия в консолидированном подходе Запада к России на какое-то время стала Венгрия. Выдвинутая главой венгерского правительства Виктором Орбаном концепция «нелиберальной демократии», предполагающая проведение его страной более независимого внешнеполитического курса, включает и развитие добрососедских отношений с Россией. Несмотря на то, что в последний момент Венгрия все же заявила о своей приверженности и верности НАТО, что несколько успокоило страны Запада, несомненным плюсом для России является идеологическая позиция сильного лидера этой страны. Орбан считает, что, во-первых, никто в мире не обладает единственно правильным рецептом демократии, отмечает Шишкина, во-вторых, Венгрия – это союзник, а не заложник НАТО, и в-третьих, США постепенно теряет свое влияние в мире.

И все же, являясь членом НАТО, Венгрия не может не испытывать сильное давление своих европейских и заокеанских союзников, о чем свидетельствует развернутая Вашингтоном кампания против руководства Венгрии, которая, по оценкам ряда экспертов, может перерасти в очередную «цветную революцию». К тому же в условиях нестабильности на энергетическом рынке, эта страна не намерена заключать долгосрочных соглашений с Россией в этой сфере, являющейся фундаментом прочности венгеро-российских экономических отношений, тем самым фактически дезавуировав итоги переговоров по газовой теме между Путиным и Орбаном в Будапеште.

По мнению Натальи Шишкиной, еще две европейские страны – Чехия и Словакия – не желают портить отношения с Россией, хотя обе и являются членами НАТО. Руководство этих стран отказалось поставлять оружие и оказывать военную поддержку властям Киева, с самого начала вместе с Венгрией выступило против антироссийских санкций. В то же время, как замечает эксперт, чешские СМИ, наоборот, дают крайне негативную оценку России, обвиняя Европу в недостаточной жесткости, а Словакия, хотя и считается одной из наиболее русофильских стран Европы, тем не менее организует реверсные поставки газа на Украину, от которых в свое время отказалась Венгрия. Все эти страны, некогда входившие в «советский блок» сегодня в ценностном отношении принадлежат современной проамериканской Европе и проявляют к России исключительно экономический интерес как к поставщику энергоресурсов.

- Как только США смогут захватить рынок Европы – или, как они сами это называют, спасти Европу от зависимости от России, – пишет Шишкина. – И Чехия, и Словакия от России скорее всего отвернутся.

Что касается таких стран как Греция и Кипр, то их политический и экономический вес сегодня крайне мал, чтобы Запад учитывал их мнение при выработке стратегических решений. И даже приход к власти в Греции коалиции «СИРИЗА», давший толчок к активному обсуждению в России возможности союзнических отношений с Грецией, ситуации коренным образом не изменил.

Как отмечает эксперт, Греция всегда симпатизировала России и, в отличие от других западных стран, поддерживала Россию в вопросах присоединения Крыма и кризиса на Украине, выступала решительно против введения санкций. Сегодня новое греческое правительство занимает более умеренную позицию по отношению к России, которая не располагает ресурсами для оказания Греции достаточной финансовой помощи.

Как замечает Шишкина, достаточно неожиданным для многих стало предложение Кипра разместить на своей территории российские военные базы, однако это еще не говорит о сближении двух стран. Речь идет не о создании полноценных баз, а о дополнительной базе, предназначенной исключительно для эвакуации российских граждан из зон конфликта на Ближнем Востоке.

Что касается Болгарии, то, как мы видели в ситуации с «Южным потоком», она не смогла противостоять диктату Евросоюза и НАТО в вопросах выстраивания отношений с Россией. Запад располагает широким арсеналом средств, позволяющих легко менять правительства и политиков в восточно-европейских странах каждый раз, когда с их стороны замечены даже робкие попытки сближения с Россией.

К сожалению, Кремль ничего противопоставить этому не может.

- Самое печальное, что, действительно, кроме газа – уже 25 лет ничего по большому счету Россия не предлагает, – пишет Шишкина. – Ни ценности, ни смысла, ни идеи. С Запада же собственные и смысл, и ценность, и идея звучат… Во многом поэтому долго и с большим успехом противостоять западному давлению они не смогут, вынуждены подчиняться, что делает интересы России в Европе практически не представленными, а позиции – слабыми.

И все же, возвращаясь к нашему вопросу, есть ли в Европе союзники России? По мнению целого ряда зарубежных и российских экспертов, Москва в своем противостоянии Западу может рассчитывать на союз с европейскими правыми партиями.

Приведем выдержку из The Washington Post: «Национально-ориентированные партии выступают категорически против усиления роли наднациональных объединений в жизни государств Европы. Прежде всего, речь идет о Европейском союзе и НАТО: Евросоюз отобрал у европейских народов право распоряжаться своей внутренней политикой, а Североатлантический альянс – внешней. Многие правые партии настаивают на выходе своих стран из состава этих организаций, причем такие настроения характерны и для богатых, и для бедных государств: первые не хотят «кормить» всю Европу, а вторые считают, что могли бы лучше разобраться со своими проблемами, если бы в их дела не вмешивались разные “доброжелатели”. Разрыв отношений с НАТО и Евросоюзом становится все более популярной идеей в среде избирателей, разочарованных политикой евросоциалистов, христианских демократов, технократов и других толерантно-либеральных партий… Кроме правых, политику Европейского союза критикуют так называемые евроскептики – партии и отдельные политики, считающие, что ради стабильного развития их страны необязательно должны подчиняться Брюсселю… Россия из сложившейся ситуации может извлечь выгоду: противостояние на Украине пойдет на спад, как только один из основных игроков прекратит нагнетать обстановку и займется решением своих внутренних проблем. Европейские государства не смогут выступить единым фронтом против России, поскольку каждое из них начнет вести по-настоящему независимую политику. Голос слаборазвитой Латвии больше не будет приравниваться к голосу сильной Германии. Представители Польши, Румынии и стран Прибалтики больше не смогут диктовать свою волю развитому западноевропейскому сообществу, желающему углубления сотрудничества с Россией».

Европейские правые крайне положительно относятся к нашей стране, видя в ней свой идеал – стабильное государство, ориентированное на национальные интересы. Лидеры многих европейских партий, не представленных во власти, восхищаются решительными действиями России в Крыму и на Украине. Так, руководитель австрийской Партии свободы Ханс-Кристиан Штрахе, считающийся у себя в стране «интересным политиком и правильно мыслящим государственником», заявил, что референдум в Крыму являлся абсолютно законным волеизъявлением народа, который должен быть признан Вашингтоном и Брюсселем. В свою очередь, лидеры венецианской организации «Правительство Венето» и итальянской партии «Лига Севера», выступающие за получение независимости от Италии, предложили Москве стратегическое партнерство. О поддержке выбора крымчан в пользу России выступили венгерская партия «Йоббик», правящая болгарская партия «Атака» и ряд других. Их представители в качестве наблюдателей участвовали в крымском референдуме.

Но, пожалуй, наиболее важным для России и Европейского союза является мнение, высказанное Марин Ле Пен – лидером Национального фронта Франции, имеющей шансы побороться за президентское кресло на предстоящих выборах во Франции. По ее словам, «народ, живший в страхе, бросился в объятия родной страны». С каждыми новыми выборами эта партия набирает все больше голосов избирателей. Сегодня ее представители возглавляют мэрии в 13 относительно крупных городах Франции, а общее количество муниципальных депутатов от Национального фронта достигло 1381 человек. По оценкам экспертов, в случае победы Марин Ле Пен, Париж может стать одним из главных партнеров Москвы в Западной Европе.

Как видим, Европа далеко не монолитна в отношении с Россией, в ней уже есть и еще вызревают силы, видящие в нашей стране мощного союзника и партнера. Важно только с ними правильно работать.

Вячеслав ПЕТРОВ,

кандидат философских наук

"