Posted 14 января 2007,, 22:53

Published 14 января 2007,, 22:53

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Патологоанатомы НТВ. Как препарировать чувства приговоренных людей

14 января 2007, 22:53
Телезрители «с превеликим удовольствием» посмотрели передачу цикла «Профессия - репортер» - «Достучаться до небес» на канале НТВ, героиней которой стала и 15-летняя Диана Сиразитдинова из Башкирии. Мы уже рассказывали об этой отважной школьнице – девочка, которой поставили страшный диагноз «Рак глаза», не смирилась с заболеванием, а решила доказать, что всем нужно жить так, как будто остался один день. Донести до людей необходимость отказаться от корыстных и агрессивных побуждений Диана сумела в книге, которую и назвала «Жить осталось день». По мнению самоотверженного подростка, люди слишком меркантильны, а на «тот свет богатство не заберешь». Самоотверженности школьницы можно только позавидовать, болезнь ее не сломила – даже полученные в качестве приза деньги она пожертвовала в фонд онкобольных детей.

- Кому-то мои деньги помогут выжить, - заявила 15-летняя девушка.

За шесть лет стойкая школьница пережила химиотерапию и несколько операций. Отсутствующий глаз она закрывает шикарной челкой, и уверяет, что если бы у нее была возможность изменить судьбу, она бы снова выбрала собственную жизнь.

Сейчас Диана пишет новую книгу, в которой намерена рассказать о «справедливости в этом несправедливом мире».

Для человека с таким тяжелым диагнозом, каждодневный труд по заполнению убористым почерком толстой тетради – подвиг. Но автор так не считает.

- Я смогла доказать всем, что в любой ситуации нельзя опускать руки, надо бороться, - объясняет Диана.

Однако вовсе не философские воззрения Дианы, и не ее мужество заинтересовало репортеров НТВ. Телевизионщики решили препарировать чувства приговоренного ребенка, который знает, скоро его не станет.

За основу передачи, названную «Достучаться до небес» телекулинары взяли известный немецкий фильм режиссера Томаса Яна, снятый в 1997 году. Сюжет ленты заключается в том, что два молодых пациента, которым осталось жить неделю, сбегают из больницы, чтобы осуществить свои мечты. Один надеется увидеть море, второй – подарить маме шикарный автомобиль. Юноши, угоняют гангстерское авто с миллионом долларов в багажнике и преследуемые бандитами и полицией, все-таки приезжают к морю умирать. На наш взгляд кино – настоящий шедевр, способный разбудить в зрителях неподдельные чувства. А вот передача НТВ, суть которой свелась к тому, что тележурналисты принялись исполнять мечты реальных людей со смертельными диагнозами, оказалась жестокой подделкой. Понятно, что само телевидение, по сути цинично, в погоне за прайм-таймами и рейтингами главное привязать зрителя к экрану, зацепить так, чтобы не позволить переключиться на другой, конкурирующий канал. Однако крючок в виде препарированных переживаний приговоренных людей, показанных с разных ракурсов, можно считать верхом бесчеловечности.

Парень, обколотый наркотиками, не способный даже говорить – к нему приносят кассету Юрия Гальцева, который объясняет съемку на видео свое занятостью и обещает встречу в апреле, в то время как передача снимается в ноябре. Юноша умирает, и телевизионщики с удовольствием констатируют этот момент – мол, он ушел счастливым, посмотрев на любимого артиста. Четырехлетний мальчик, больной циррозом печени, его плачущая мама, которая рассказывает, как будет жить, когда маленького сына не станет. Ребенок шепчет на ухо Деду Морозу, которого, как комментируют за кадром, мечтал увидеть перед смертью: «Ты можешь сделать меня здоровым?». И интимный шепот обреченного малыша, доверенный ряженному в ноябре в шубу Мороза артисту, транслируется в каждом доме, усиленный мощной телетехникой. Девушка, которая мечтала помириться с бабушкой и телерепортеры готовы были заснять счастливый момент единения семьи. Да вот незадача – болезнь душит героиню накануне съемок, но камера фиксирует и плачущую бабушку и не остывшее тело несчастной, не успевшей исполнить заветную мечту. Тракторист, которому эскулапы отмерили жизни три месяца, вывезенный из далекой деревни, чтобы посмотреть на Красную площадь. Мужик выдавливает из себя скупые слова благодарности, топчась на брусчатке, и становится понятно, что его единственное желание – послать подальше съемочную группу вместе с камерой, которая тупо лезет в его простую душу.

Испытывая сочувствие к киношным героям, публика понимает – ситуация вымышленная, телевидение же посчитало возможным не только рассказать страшные истории смертельно больных, но и донести до зрителей их эмоции во время стресса, исполняя «на камеру» их желания. Мы не первый раз убеждаемся, что для ТВ эксплуатация самых низменных инстинктов человечества – занятие из привычных, однако никакие сексуальные эскапады не могут сравниться с удовлетворением любопытства телезрителей к таинству смерти. Подсознательный страх перед возможной гибелью испытывает каждый, но желание наблюдать, как умирают другие – патология. Однако телевизионный ящик с легкостью удовлетворяет даже патологические чувства – хотите знать, что чувствует человек перед смертью? Что думает, перед тем, как уйти в мир иной? Как себя ведет? Пожалуйста, мы для вашего счастья разыскали стоящих на пороге небытия по всей стране – наслаждайтесь. Чтобы вам проще было понять, как нелегко смириться со смертью, мы поместим умирающих в обстоятельства, где они наиболее полно смогут раскрыть свои душевные переживания – для вашего удовольствия и нашего рейтинга.

За Диану было особенно больно и обидно. Телевизионщики нашли героическую девочку благодаря публикации, где мы рассказали о том, что школьница, несмотря на приговор, надеется жить долго, но пока не определилась с выбором профессии.

- Я хотела быть актрисой, хотела бы писать книги, а еще желала бы стать режиссером и поставить фильм «Вероника решает умереть» по одноименной книге современного португальского автора Пауло Коэльо, - признавалась нам десятиклассница.

И это при том, что даже врачи не скажут, сколько Диане отмерено времени. Страшный диагноз девочке поставили, когда ей было девять лет, но сильный духом ребенок борется с болезнью, а мама надеется, что недуг отступит.

- Мы боимся верить в чудо, - говорит Светлана Сиразетдинова. – Но надеемся вместе с врачами, что рак можно победить.

А вот у телевизионщиков никаких сомнений, в том, что Диане осталось жить один день, нет. Исполнять мечту Дианы они решили с особой жестокостью. Сиразетдиновой-младшей устроили встречу с Николаем Караченцовым. Актер чудом выжил в аварии, но за свое чудесное спасение лишился речи, получив тяжелую травму мозга. Караченцов, с трудом ходит, у него не двигается одна рука, взрослый мужчина пытается складывать звуки в слова как трехлетний ребенок. Снимки, которые в последнее время слишком часто появляются на страницах бульварной прессы, ясно дают понять даже человеку, не имеющему медицинского образования, что актер не только уже никогда не станет блистать на сцене, но и вряд ли сможет когда-либо себя самостоятельно обслуживать. Супругу Караченцова Людмилу Поргину, выводящую мужа-инвалида в свет и на телевидение, понять можно – артисту требуется ежедневно дорогостоящее лечение, а средства на докторов и массажи она может извлекать лишь из демонстрации супруга-калеки. Ведь ни для кого не секрет, что за участие громкого имени в передаче телевизионщики выкладывают немалые деньги. Вот и появляется бывшая звезда сцены с лишенным мысли, потухшим взглядом то в эфире, то на обложке желтых газет, вызывая искренне сочувствие и гнев на тех, кто тиражирует чужое несчастье у нормальных людей и больное любопытство у обделенных интеллектом. Режиссеры НТВ пошли еще дальше, эксплуатируя нездоровые чувства своих зрителей, решив «добавить драйва» в и без того некрофильскую передачу. Телепублика могла сполна насладиться трагедией встречи актера, который уже никогда не выйдет на сцену и девочки, мечтающей о подмостках.

Авторы программы настаивают: всем нашим героям жить недолго, перебивая сюжеты заупокойными кадрами уже случившихся смертей – любуйтесь, каково это – перед уходом в мир иной пережить последнюю радость. И исполнение «последних желаний» еще живущих и надеющихся на чудо людей приобретает дурной, омерзительный вкус. Надо ли говорить, что так беспощадно по нервам зрителей еще не били? Таинство смерти всегда было прерогативой священников, телевизионщики же предложили духовный стриптиз толпе, чтобы потом констатировать: рейтинги были на высоте.

Диана все-таки появляется на сцене, исполняя партию Юноны из оперы «Юнона и Авось».

«Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь», - пела десятиклассница для Марка Захарова. А тот, сидя в пустом зале, ждал, когда телевизионные съемки, наконец, закончатся.

Патологоанатомическое шоу удалось на славу.

- Я ощущаю, что мне не 15 лет, а все 100, - признавалась нам Диана Сиразетдинова. – Но ведь в моей жизни было и много хорошего.

Телерепортерам НТВ стоит поучиться мудрости у 15-летней девочки, чьи обнаженные чувства они представили на потребу публике.

Римма УРАЗБАХТИНА.

"