Могут ли главы регионов демонстрировать признаки нарушения консолидации власти?

Могут ли главы регионов демонстрировать признаки нарушения консолидации власти?

14 мая 2015, 22:56
Политика
Считается, что выстроенная в стране вертикаль власти обеспечивает высокий уровень управляемости региональных процессов и формирует конфигурацию по образу суперпрезидентской власти. В то же время долги регионов перед центром постоянно растут, а их бюджеты просто не в состоянии выдерживать финансовую нагрузку, которая вызвана социальными обязательствами руководства страны перед населением. Сложившийся дисбаланс признают не только эксперты и политологи, но и сами губернаторы. Похоже, у них появляется свой идеолог, призывающий к кардинальным изменениям практик регионами.

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев – опытный и уважаемый регионал, хорошо знающий федеральную структуру власти. В свое время он работал заместителем председателя правительства и долго занимал пост федерального министра сельского хозяйства. В текущих рейтингах губернаторов положение г-на Гордеева устойчиво (АПЭК – 20-е место; ЦИК «Рейтинг» - 8-ая позиция, рейтинг политической выживаемости фонда «Петербургская политика» Гордеев получил «5-»). К его сильным сторонам относится умение побеждать на выборах, лоббистские ресурсы, а к слабым – наличие влиятельных оппонентов-федералов.

В конце апреля 2015 года Гордеев в очередной раз выступил с критикой методов работы федеральной власти с регионами. В частности, губернатор заявил, что регионами предметно никто не занимается, а в правительстве «не представляют, что конкретно происходит на местах». С точки зрения Гордеева губернаторы и главы – это политики, так как они в отличие от федеральных министров проходят сито выборов. Здесь Гордеев не совсем прав, так как среди нынешних губернаторов много назначенцев (на текущий момент 35 губернаторов избраны всенародным голосованием, 35 назначены и 15 имеют статус временно исполняющих обязанности). Однако тенденция замещения практики назначения всенародным голосованием в России действительно существует. Нет никакого сомнения в том, что к 2018 году (выборы президента России) Кремль постарается сделать так, чтобы все главы и губернаторы были избранными, а не назначенными.

Гордеев также сообщил, что не стремится стать лидером протеста регионалов, однако именно это происходит de-facto. Характерно, что эксперты и политологи моментально обрушились с критикой на фронду Гордеева, обвинив его в том, что он, таким образом, привлекает внимание к себе, хотя на самом деле речь идет не о системном противоречии центра и регионов, а о внутриэлитной борьбе и кулуарных процессах. А некоторые пошли еще дальше и попытались навесить на Гордеева ярлык коррупционера. Аналогичные приемы применяются, как известно, в отношении Алексея Навального - «как он может бороться с коррупцией, когда сам коррупционер».

В экспертном сообществе России очень мало классных регионалистов, что формирует очевидные лакуны в оценках в общественном мнении эффективности региональной власти.

Естественно, что в администрации президента России критика Гордеева пришлась не по вкусу. Логика чиновников такова, что губернаторы и главы регионов не имеют права демонстрировать признаки нарушения консолидации власти. Такие признаки отчетливо в последнее время демонстрирует Рамзан Кадыров, но он, как известно, на особом положении. Тогда как анализ высказываний других глав и губернаторов свидетельствует, что позиция Алексея Гордеева находит у них понимание и поддержку.

В выстроенной вертикали власти количество чиновников-федералов зачастую превышает количество чиновников-регионалов. О системной работе с регионами Москвы также можно говорить лишь в общем приближении. Характерно, что Министерство регионального развития просуществовало с 2004 по 2014 годы и было упразднено.

На январском семинаре руководства страны премьер Дмитрий Медведев высказывался в том ключе, что центр должен задавать общую линию, а регионы осуществлять полномочия. Однако даже беглый анализ текущего положения дел свидетельствует, что эта модель не реализуется.

75-85 процентов бюджетной нагрузки по «социалке» несут именно регионы. Особенно тяжелой для них стала ситуация с реализацией майских указов Владимира Путина, денег на которые нет. Общий долг регионов перед федеральным центром составляет свыше 2 триллионов рублей, а не имеющих долгов перед федеральным центром можно пересчитать по пальцам.

Неприятие региональных элит может вызвать и готовящиеся ограничения на внешние контакты субъектов федерации. Модель «R2R» («регион с регионом») позволяет субъектам федерации оперативнее и эффективнее, чем центр налаживать контакты с инвесторами и торговыми партнерами.

Экономическое и финансовое положение регионов вызывает тревогу. За последние девять лет в России вдвое сократилось число регионов-доноров (Башкирия также за этот период благодаря продаже ТЭК АФК «Система» перестала быть донором).

О претворении в жизнь положения, при котором федеральный центр на постоянной основе должен делить с субъектами федерации доходы в пропорции 50 на 50 приходится только мечтать. Между тем, именно регионы несут на себя всю нагрузку, в том числе и экологическую, которую производят мощные индустриальные предприятия, в том числе и в сфере ТЭК.

Все это позволяет сделать вывод о том, что ассиметричное распределение ресурсов между федеральным центром и регионами ведет к политизации этого вопроса. Артикуляция его в публичном дискурсе, скорее всего лишь начальный этап этого движения.

Федеральная власть ставит в качестве одного из своих главных достижений – купирование проявлений сепаратизма. Однако здоровый и справедливый регионализм, это нечто другое. Эта продуманная и конструктивная позиция, имеющая право быть в сложной палитре политико-управленческих конфигураций. Предпосылки для ее институционализации очевидны.

Дмитрий МИХАЙЛИЧЕНКО.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter