Posted 14 февраля 2007,, 20:52

Published 14 февраля 2007,, 20:52

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Опиум для народа. Монетизация льгот обходится все дороже

14 февраля 2007, 20:52
Фармацевтическая компания «Биотэк» не поставила в Башкирию лекарств на сумму в миллиард рублей, а 12% или 20 тысяч федеральный льготников не могут получить необходимые им средства по льготным рецептам. Поставки лекарств в регионы сбоят, перечень препаратов менялся за действия знаменитого 122 закона «О монетизации льгот» шесть раз. Причем в список вносились дорогостоящие лекарства, а пользующиеся популярностью у населения и недорогие, исключались. ГУП «Башфармация» пыталась обеспечить несчастных льготников из резервных запасов, и понесло убытки из-за разницы цен. В результате фармацевтический дистрибьютор «Биотэк» должен государственному предприятию 142 миллиона рублей. Прощать столь крупную дебиторскую задолженность в республике не намерены – Кабинет министров Башкортостана готовит обращение в правительство России о возврате долга.

Медикаментозный бред

В минувший вторник в правительстве Башкирии прошло заседание координационного совета по реализации положений печально известного федерального закона № 122. Члены высокого собрания пришли к неутешительному выводу, что за три года действия реформы ситуация не улучшается, а напротив – меняется к худшему.

В Кремле объясняют «пробуксовку» нежеланием регионов сотрудничать. Однако вокруг программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) происходит столько странностей, ответственность за которые трудно возложить на местные власти. Во всех областях, по предложению Минздравсоцразвития России, выкраивают средства из своей казны на закупку лекарств для федеральных льготников. Дотационным субъектам было предложено использовать деньги, выделенные на программу ДЛО на второй и третий кварталы. Как полагают аналитики, ситуация зашла столь далеко, что во многих регионах грозит бюджетными банкротствами.

Но, например, и в благополучном Санкт-Петербурге задолженность по лекарствам 1,8 миллиарда рублей и 200 тысяч отсроченных рецептов. В Башкирии, регионе-доноре - миллиард.

Так что же происходит? Государство заложило в бюджет энную сумму на обеспечение льготников лекарствами, честно выплачивает эти деньги поставщикам, но медикаментов нет на прилавках как во времена тотального дефицита. И почему регионы вынуждены на федеральную программу расходовать свои бюджеты, где и так каждая копейка на счету?

Реформа провалилась, это очевидно. Несмотря на все старания государства, лишь 10% льготников считают, что ситуация «улучшилась», 90% уверены, что монетизация льгот понадобилась, чтобы сжить их со свету.

- Да что б вы сдохли, сволочи! – все проклятья пенсионеров достаются аптечным барышням, которые с философской выдержкой не обращают внимания на злобную очередь к окошку бесплатных лекарств.

- Этого нет, зайдите через 10 дней, - вежливо отправляют бабушек фармацевты.

- Через 10 дней рецепт будет недействительным, - справедливо возражают пожилые.

За окошком лишь пожимают плечами.

- Не к нам вопрос, к федеральному правительству.

К примеру, из уфимской 314-й аптеки, обслуживающей крупнейшую в городе 21-ю больницу и психоневрологический диспансер, бесследно исчезли психотропные препараты клопиксол-депо и циклодол, входящие в социальный пакет и получаемые льготниками бесплатно. И если клопиксол - дорогое средство, то циклодол стоит копейки – отсутствие и недешевого и копеечного лекарств не поддается никакой логике. А ведь и тот и другой препарат крайне необходим душевнобольным, поскольку только они поддерживают человека на грани реальной жизни. Если больной с психическим расстройством перестает принимать ежедневно эти средства, то уже через неделю-другую становится пациентом сумасшедшего дома. Надо ли говорить, что недопоставки лекарств очень дорого обходятся как самим несчастным, так и их родственникам? Слава Богу, если близкие в состоянии развернуться и обратиться в платное окошко, где, о, чудо, и то и другое есть в наличии, но за деньги. А если таких родственников нет? Вряд ли человек, который привык воспринимать жизнь в искаженной реальности способен тратиться на свое здоровье, каждый шизофреник в силу специфичности недуга уверен, что лечение ему не требуется. В Башкирии в списке федеральных льготников таких больных 10 тысяч. Отсутствие нужных препаратов становится первоочередной проблемой психиатров, не удивительно, что в республиканской специализированной клинике давно нет мест.

К сожалению, есть и другая сторона этой трагедии. Все инвалиды, и не только психически больные, но и имеющие «цивильные» диагнозы, как сердечные заболевания и диабет, старые и немощные люди. В нашей стране старость – синоним бедности, и повернуться к платному окошку, они, увы, не могут…

Дайте эфиру!

Обеспечение лекарствами гарантировано больным законом, однако их не предупредили, что государство сядет в лужу и окажется не в состоянии дать своим гражданам необходимое. В Минзравсоцразвития сейчас тоже идут напряженные совещания, но кроме желания нагнуть регионы, дельных мыслей у российских чиновников не появляется. Простого же человека, попавшего в список федеральных льготников, заморочки недальновидного правительства не волнуют. Но объяснить им, что происходит, никто не потрудился.

Больные восприняли как настоящее издевательство отмену в январе декабрьских рецептов. Очередной циркуляр Минздравсоцразвития запретил выдавать в первом месяце года лекарства по рецептам, выданным даже 31 декабря. Что значит для хронического больного очередное посещение врача только для получения нужной бумажки? Что значит для медиков очередь в кабинеты, тех, кого они казалось бы, уже обеспечили всем необходимым? Многие считают, и небезосновательно, что повышенная бюрократизация, оборачивающаяся плевком в душу льготников, может привести к отказу людей от лечения вообще, а в итоге к увеличению инвалидизации и смертности в стране.

Понятно, что любой дефицит – благодатная почва для злоупотреблений, нисколько не удивимся, если выяснится, что программа дополнительного обеспечения лекарственными средствами породила медицинскую мафию, наживающейся на больных. Что мешает врачам «помогать» нуждающимся в обязательных препаратах и из-под полы снабжать пациентов нужными средствами за полцены?

Однако возможные злоупотребления медиков, стонущих под многочисленными приказами и разнарядками, спускаемыми сверху, не идут ни в какое сравнение с тем, что может твориться в самом российском Минзравсоцразвития, распределяющим бюджетные деньги на обеспечение лекарствами льготников.

Для этого стоит вспомнить скандал, разразившейся в ведомстве в ноябре прошлого года. Генпрокуратура арестовала членов фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), обвинив чиновников, занимающихся программой ДЛО в коррупции и хищении бюджетных денег. Идет следствие и на суде выяснится, какое отношение имели обвиняемые к «пробуксовке» закона № 122. Но не трудно догадаться, что государственные чиновники приложили руку к неконтролируемому потоку дензнаков, отпущенных правительством на обеспечение льготников бесплатными лекарствами. А потому стоит ли удивляться, что стоимость выписанных рецептов уже к осени 2006 года превысила годовой лимит бюджета на 20 миллиардов? Неудивительно, что многие называют программу дополнительного лекарственного обеспечения провальной, и понятно почему 29,09 млрд рублей, выделенные из бюджета на 2006 год, закончились уже в июле. Недоброжелатели главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова обвиняли министра в лоббировании подконтрольных фирм, оказавшихся дистрибьюторами лекарств для всей страны. Осенью Зурабова отстоял президент, заявив, что тот со своими обязанностями справляется хорошо. Однако при нынешнем аховом положении с ДЛО вопросы к главе ведомства возникают снова.

Многие начинают вопрошать, какими судьбами избранные фармацевтические дистрибьюторы получили столь крупный госзаказ обеспечения льготников лекарствами? Почему именно эти фирмы, оказались способными справиться со столь громадным объемом работы? Весь Приволжский федеральный округ, да еще и Ростовскую область обслуживает «Биотэк», задолжавшая не только Башкирии. «Биотэку» пришлась настолько по душе государственная программа, что льготные поставки составляют 65% ее оборота. Аппетит приходит во время еды, а потому ссылки дистрибьюторов на то, что они работают на условиях товарного кредита с полугодовой отсрочкой платежа, несостоятельны. Выгода коммерсантов, нашедших гарантированный рынок сбыта огромного объема медикаментов очевидна. Надо полагать, что задуманный государством глобальный социальный проект для фармкомпаний оборачивается успешным бизнес-предприятием.

Больной скорее мертв

Интересно, что в коммерческих аптеках, которые сами закупают лекарства из свой прибыли, препараты, находящиеся в льготном списке на порядок дешевле. А значит фармацевтические дистрибьюторы, мягко говоря, обманывают государство, преднамеренно завышая стоимость льготных медикаментов. Впрочем, они коммерсанты и ход их мыслей понятен. А вот почему чиновники не задают вопросов фармацевтическим бизнесменам? Вывод здесь может быть только один – молчать выгоднее.

Регионы никто не слушает, и не желает слушать. Г-н Зурабов пообещал еще полтора года назад составить персонифицированный список льготников, позволяющий вести строгий учет выданных препаратов, но сделано этого не было. В Башкирии сами посчитали льготников и подробный список составили, составили, да что толку? Лекарства из Москвы по-прежнему спускают «от балды» никак не учитывая потребности региона. По мнению министра здравоохранения республики Андрея Евсюкова, формирование качественного и количественного объема препаратов должно происходить, исходя из интересов субъекта. Но вряд ли региональный министр сможет достучаться до чиновников Минздравсоцразвития.

В Ульяновской области пошли на кардинальные меры – на минувшей неделе депутаты законодательного областного собрания направили Путину письмо, в котором прямо заявили, что «непрофессионализм» г-на Зурабова привел к сокращению медицинской помощи, оказываемой льготникам региона.

Оказывается чиновники, рассчитывая программу, не учли, что фармкомпании станут накручивать на свои поставки торговые надбавки. В Тамбове, например, они сегодня составляют 30%, а в Мурманской области – 53% - государству никаких денег не хватит, чтобы обеспечить запросы коммерческих поставщиков. Стоимость одного рецепта превысила «психологический порог» в 500 рублей и в той же Ульяновской области составила 700 целковых, а в Башкирии - 712,5 рубля и по сравнению с 2005 годом увеличилась почти в 3 раза. При том, что Минздравсоцразвития ограничивает цену одного рецепта в среднем 300 рублями. А это значит, что программа ДЛО очевидно летит в черную яму, засасывая как региональные деньги, так и спешно изыскиваемые федеральные.

На 2007 год на программу ДЛО уже запланировано выделить 42 млрд. Как уверяют эксперты, если до «монетизации» льготники расходовали 150 миллиардов бюджетных средств, то в 2005-м на «монетизированные льготы» было истрачено 350 миллиардов.

Интересно, что монетизация льгот была навязана российскому правительству молодыми реформаторами для того, чтобы… сократить расходы государства на социальную сферу. Хотели как лучше? А получилось, как получилось.

Римма УРАЗБАХТИНА.

"