Posted 13 декабря 2010,, 15:16

Published 13 декабря 2010,, 15:16

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Анатолий Бондарук: «Складывается впечатление, что чиновникам не нужны инвестиционные проекты»

13 декабря 2010, 15:16
В последнее время много говорят о возрождении лесопереработки в республике. Но, в основном, в прессе появляется множество статей о том, как зубастые олигархи зарубают республиканский лесофонд и не думают о лесовосстановлении. Так ли это, мы решили поговорить с президентом группы компаний «Селена» Анатолием Бондаруком, под чьим руководством в Башкирии осуществляется крупный инвестиционный проект по глубокой переработке древесины.

— Что за проект вы разрабатываете в Белорецком районе Башкирии?

— В конце 2006 года от республиканских властей поступило предложение разработать инвестиционный проект по глубокой переработке древесины под Белорецком. Причем сделать так, чтобы лесная отрасль со временем стала существенной доходной частью бюджетов всех уровней. В течение 2009 года мы занимались проектированием, и уже в 2010 году приступили непосредственно к реализации проекта. На сегодняшний день уже вложено свыше 250 миллионов рублей собственных средств, а проектом занимается одна из наших компаний ООО «Лесопромышленная компания «Селена»», входящая в группу компаний «Селена».

— На что идут инвестиции?

— Во-­первых, мы приобрели в Тирляне бывший цех Белорецкого металлургического комбината, площадью 15 тысяч квадратных метров. Закупили сушилки, котлы, линии по производству вагонки, оцилиндрованного бруса, поддонов, барабанов, высококачественной доски. Это только первая часть проекта, в который до середины 2011 года планируем вложить дополнительно еще 300 миллионов рублей. Эти инвестиции также пойдут на закупку оборудования по глубокой переработке древесины. Но здесь необходимо сказать, что эти инвестиции станут реальностью, если государство выделит все обещанные 400 тысяч кубов леса. Это тот минимальный объем леса, при котором можно оправдать озвученные инвестиции.

— Получается, что вам еще недодали обещанные кубы?

— Совершенно верно, сейчас от государства мы получили на освоение объем размером в 170 тысяч кубов. Еще 150 тысяч кубов находится на экспертизе, и остается найти 80 тысяч, чтобы довести общий объем до запланированных 400 тысяч кубов.

— В чем причина такой задержки?

— Сначала нам выделили объем в 400 тысяч кубов, но, оказалось, что половина этого леса уже находится в аренде у «Башкирской лесопромышленной компании». Все это наложило свой отпечаток на проект с точки зрения сроков реализации.

— Но если посмотреть с точки зрения обывателя, вызывает удивление, как в огромной Белорецкой тайге две крупные компании не могут поделить лесные угодья?

— Делить мы ничего не собираемся и тем более - претендовать на чужое. Проблема в том, что, как может показаться многим странным, если я скажу, что в Башкирии не очень много деловой древесины, то есть хвойного леса, в основном, здесь растет низкосортная листва. Хотя лесами республика богата.

— Тогда надо переключатся на переработку низкосортной листвы?

— Совершенно правильно, но этой темой в республике толком пока никто не занимался. И наша «Лесопромышленная компания «Селена», надеюсь, в скором времени будет первопроходцем по переработке низкосортной древесины. Это уже второй этап нашего инвестпроекта, который запланирован на 2012-­2015 годы. А это еще до 1,5 миллиарда рублей инвестиций и полный цикл безотходного производства плит МДФ, ДСП, ОСБ.

— Какие еще проблемы испытывает ваша компания по реализации своих планов?

— Нам непонятна позиция местных властей.

— Белорецкого района?

— Да. Сложилось впечатление, что проект вообще им не нужен. Сейчас мы сталкиваемся с информационной атакой на нашу деятельность в районе. В ряде республиканских изданий и сайтов появляется информация якобы, что «Лесопромышленная компания «Селена» незаконно вырубает леса, не занимается лесовосстановлением. Это полная чушь, которая на руку тем, кто на самом деле незаконно вырубает леса и не занимается высаживаем новых деревьев. Только в этом году при попустительстве местных надзорных органов на наших площадях незаконно вырубили свыше 25 тыс. кубов леса, и этот лес куда­то пошел, причем из него в районе можно было построить целую деревню: 280 новых домов. Но что­то их не видно, это говорит о том, что весь незаконно вырубленный лес ушел за пределы республики. Мы выявили одну закономерность, как только мы делаем попытку подобрать для переработки недостающие лесные площади, сразу поступает команда из министерства лесного хозяйства в район, и эти площади незаконно и усиленно вырубаются.

— Значит, вы кому-­то серьезно мешаете, чиновники на совещаниях говорят одно, а делают совсем другое?

— Так оно и есть. Придя в район и работая по «белому», то есть, работая прозрачно, мы перешли дорогу многим, особенно тем, кто не платил налоги, а тем более не думает о лесовосстановлении. Поэтому через жалобы в СМИ и в органы власти всеми правдами и неправдами нечистые на руку люди пытаются остановить нас, ведь мы лишаем их незаконного заработка. Кто не верит мне на слово, пусть приедет в Белорецкий район, и мы покажем, как работаем, и какой комплекс по переработке древесины возводит компания «Селена». Хочется отметить, что в районе с нами заключили договоры около 30 частных предпринимателей, которым за работу мы отдаем треть леса. Все они, как и мы, платят налоги и участвуют с нами в лесовосстановлении. Именно через небольшие заготовительные и пиломастерские идет возрождение малого бизнеса в районе.

— Также в СМИ, правда, не очень популярных, появилась информация, что государство якобы без аукциона отдало вам лесные угодья?

— Да, без аукциона. Есть постановление министра промышленности РФ Виктора Христенко от 2009 года, который придал нашему проекту статус приоритетного, так как он нацелен на глубокую переработку древесины. Согласно федеральному законодательству, если вы занимаетесь не только заготовкой леса, но и еще инвестируете в глубокую переработку, то вам даются определенные преференции, и необходимый лесофонд вам предоставляют без аукциона. Ведь мы не занимаемся просто вырубкой леса, как считают некоторые, а на самом деле вкладываем серьезные деньги и в будущем создадим до 500 новых рабочих мест в районе.

— Есть ли еще инвесторы, готовые прийти в отрасль?

— Уверен, что помимо нас найдутся еще инвесторы, готовые вложить немалые средства в отрасль, просто им надо создать необходимые условия и принять на уровне республики целевую программу по переработке древесины. Хочу сказать, что необходима системная работа на всех уровнях и проработка всех вопросов на долгие годы вперед. Тогда казна республики будет зависеть не только от добычи нефти и продуктов ее переработки, но и от других инновационных отраслевых проектов, коим является глубокая переработка древесины.

Илья АМЛАДОВ.

"