Posted 13 августа 2013,, 07:32

Published 13 августа 2013,, 07:32

Modified 10 ноября 2022,, 18:49

Updated 10 ноября 2022,, 18:49

На автовокзалах, планируя рейсы, сверяются с календарем религиозных праздников

13 августа 2013, 07:32
Вот уже 13 лет Ирина Курамшина трудится в башкирском производственном объединении автовокзалов и автостанций ГУП «Башавтотранс». За эти годы дама доросла до старшего билетного кассира, научившись досконально разбираться в маршрутах, тарифах, марках автобусов и психологии людей. Лето – традиционно сезон садоводческой кампании. В этом году дачников ожидало нововведение – автобусные билеты на пригородные направления в здании Южного автовокзала можно приобрести в любой из десяти касс.
Свободная касса!


- Дело в том, что во всем здании вокзала есть множество точек продаж - даже в камере хранения: билетная система ведь одна, - говорит Ирина Андреевна.

Кассир окончила Уфимский автотранспортный техникум по специальности «организация перевозок», но призналась, что все нюансы профессии познавала на практике.

- Только на рабочем месте можно узнать, на какие направления растут продажи билетов в зависимости от сезона, ведь это своего рода секреты производства, - говорит Ирина Курамшина. – Ну, например, летом хит сезона - Соль-Илецк: туристы едут на озера, а в православные праздники – в Красноусольск, в период сабантуев – по районам. К каждому празднику нужно запрашивать в автопредприятиях «Башавтотранса» дополнительные автобусы, ориентируясь на календарь религиозных дат.

По словам Ирины Курамшиной, сегодня, по сравнению с началом 90-х годов, когда наблюдался пик перевозок, сократился поток пассажиров-садоводов. В то время народ больше уповал на подсобное хозяйство, и почти каждая семья имела земельный надел за городом.

- Помню, что автобусы только одного 120-го маршрута в то время совершали по восемь рейсов за день с почти 15-минутным интервалом, - отмечает старший кассир.

По мнению Ирины Курамшиной, спад случился по нескольким причинам.

- И дело не только в том, что овощи в магазинах сегодня гораздо дешевле результата ручного труда, - рассуждает она. - На улицах стало больше личного автотранспорта: количество машин, взятых в кредит, после кризиса возросло в разы. Да еще нелегалы переманивают пассажиров на подходе к автовокзалу, а мы теряем до пятидесяти процентов клиентов. Однако нелегал не несет за пассажиров никакой ответственности, не отвечает за безопасность своей машины и не выплатит страховку, в случае чего.

До последнего времени на башкирских автовокзалах действовало правило возврата денег за билет: только через пять суток после написания заявления. Сегодня эту процедуру упростили.

- Транзитным пассажирам нет времени ждать пять суток, чтобы вернуть деньги, - говорит Ирина Курамшина. - Доходило до того, что мы посылали людям средства вдогонку по почте, поэтому это правило было скорректировано: теперь деньги возвращаются сразу же после обращению клиента.

При этом г-жа Курамшина призвала клиентов междугородних и пригородных рейсов с пониманием отнестись к работе тех, кто помогает им по ту сторону кассового окошка.

- Молодежи не нравится работа кассира, - вздыхает Ирина Андреевна. - Дело даже не в том, что приходится постоянно находиться в небольшом помещении. Очень тяжело общаться с людьми: с каждым годом все больше озлобленных, грубых клиентов. А ведь кассиру нужна лаконичная информация – откуда-куда, дата и время, ведь за этим пассажиром стоят еще люди, которые тоже хотят, чтобы их поскорее обслужили, а задержки порождают нервозность. Посмотрите на ситуацию со стороны – сколько нужно терпения, чтобы обслужить клиента. Намного будет проще, если пассажир будет подходить к окошку уже с необходимым набором сведений, а оператор сам подберет и предложит возможные маршруты.


За стеклом


А вот на жалобы пассажиров на глухие бронированные стекла-перегородки в кассах, старший кассир замечает, что это вынужденная мера.

- Почему-то среди пассажиров нас принято сравнивать с отделениями банков, где внедряют новый «безбарьерный» способ общения с клиентами. Но в кредитных учреждениях намного меньше траффик, а через нас ежечасно проходят тысячи человек.

Другая причина в том, что иногда кассиры имеют дело и с пьяными, и откровенными хулиганами. А стоит начаться эпидемии гриппа, и все мои кассиры уйдут на больничный, - объясняет она. - Так что стекло нужно для защиты операторов от инфекций, а не для того чтобы отгородиться от пассажиров.

Ирина Курамшина сетует, что платежные терминалы, интернет-кошельки и расчет по безналичным картам делают ее ремесло исчезающим. Но она согласна с тем, что будущее – за современными технологиями.

- Нельзя тормозить прогресс в пассажирских перевозках, ведь автовокзалам Башкирии сейчас приходится вести неравный бой с нелегальными извозчиками, а значит, улучшать свой сервис, обслуживание и набор предложений, - рассуждает Ирина Андреевна.

Старший кассир уверена, что отрасль пассажирских перевозок - самая быстроменяющаяся и технологичная.

- Еще только десять лет назад мы на билете писали дату, время и вручную заполняли ведомость, указывая водителя, номер маршрута, сумму, - говорит она. - А потом появились компьютеры, специальное программное обеспечение, и словно произошел технологический рывок. На моих глазах случилась эволюция кассовой техники: все начиналось с допотопных аппаратов «Ока». Многие кассиры и продавцы знают это «чудо» постсоветской промышленности: сколько над ним было пролито слез!

Новые технологии появляются не только в сфере продажи билетов, но и по ту сторону кассового окошка.

- Все рано или поздно придет к карточкам и интернету, - считает старший кассир. - В перевозках будущего на перронах будут терминалы, где можно будет купить билет, как за наличность, так и по карточкам. Впрочем, уже сейчас место на ближайший рейс можно забронировать через интернет. Это как с сотовой связью: вспомните, пять-восемь лет назад были непомерные тарифы и дубовые аппараты, а сейчас через современные смартфоны разве только общаться с холодильником нельзя. Безналичные карты сильно облегчили жизнь кассирам – не надо отсчитывать сдачу.

Но при этом руководитель «билетного» подразделения Южного автовокзала уверена, что без персонала все равно не обойтись.

- Перронные кассиры останутся в любом случае - кто-то же должен отправлять автобусы. Даже если вы покупаете билеты через интернет, кассир должен сравнить его с ведомостью. Так что кассир на посадке - вечная профессия. Ведь человек, открывающий путь в автобус - единственный арбитр во всех спорах между пассажирами.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"