Если минфин станет отстранять губернаторов, то какова будет цена всенародных выборов?

Если минфин станет отстранять губернаторов, то какова будет цена всенародных  выборов?

Если минфин станет отстранять губернаторов, то какова будет цена всенародных выборов?

14 июля 2015, 00:55
Политика
Федеральный центр прорабатывает механизм персональной ответственности губернаторов за рискованную долговую политику регионов. Минфин устами заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова на закрытом совещании с представителями территориальных финансовых органов предложило отстранять губернаторов от должности в качестве меры восстановления платежеспособности регионов. Справедлива ли такая постановка вопроса, или мы имеем дело с очередным витком давления центра на регионы, разбирался Александр Красовский.

Впервые норма о персональной ответственности глав субъектов появилась в подписанном главой правительства РФ Дмитрием Медведевым. Пока не были озвучены ни критерии, ни механизмы оценки, позволяющие запустить процесс отстранения «должника». Непонятно, например, как вообще собираются отстранять законно избранных глав и губернаторов от должности.

Уже в сентябре 2015 года в России количество избранных глав и губернаторов будет превышать назначенных. Тренд на выборность, а не назначаемость руководителей регионов очевиден, и является частью масштабных трансформаций в политической системе страны в преддверии 2018 года. Предполагается, что к выборам президента страны все главы и губернаторы будут выборными.

Минфин собирается опираться на результаты нового мониторинга, который будет ранжировать субъекты. Территории в зависимости от рисков по долгам будут разбиты на три зоны: зеленая, желтая и красная. Большинство российских регионов попадают во вторую группу и могут брать новые кредиты только на рефинансирование старых займов. Наращивание госдолга для таких регионов означает автоматическое перемещение их в список неблагонадежных территорий и, соответственно, запрет на получение новых обязательств (например, государственных инвестиционных проектов). Кроме того, как заявляется, региону придется подписать с Москвой соглашение о восстановлении платежеспособности.

В бюджетном кодексе РФ есть статья, которая делит все регионы по степени дотационности. Минфин выступает за разделение субъектов РФ по показателям долговой нагрузки, но за сохранение главы о временной финансовой администрации. Как заявляют эксперты, сейчас этот инструмент не применяется, так как достаточно политических рычагов давления на губернаторов и глав.

Итак, возможно предложение минфина и оправданно. Необходимо умерить пыл рачительных глав и губернаторов, только в этом вопросе есть несколько «но».

Сначала выясним, почему регионы производят долги? Да, случай с Хорошавиным, коррупция в региональных администрациях имеет место быть. А что, спрашивается, ее нет в федеральном центре? Очевидно, проблема не в этом. Понятно, что в условиях сверхцентрализации об экономической самостоятельности регионов говорить приходится очень избирательно. Регионы генерируют долги, прежде всего, потому, что значительная часть социальных обязательств (80-85 процентов) приходится именно на их плечи, а значительную (!) часть их доходов забирает центр. Зачастую на выполнение майских указов Путина и других популярных в народе обещаний главы государства в субъектах федерации просто нет денег.

Долги, как известно, порождают долги, вот и получается, что по итогам 2014-го. только два (!) региона не имеют долговой нагрузки перед Москвой. За весь прошлый год уровень долговой нагрузки сократился только у 12 регионов. Наверное, в этих условиях логично было бы предположить, что речь идет скорее о структурных диспропорциях во взаимоотношениях центра и регионов, а не о субъективном факторе в виде плохой работы губернаторов и глав.

В последнее время фирменным стилем членов правительства Медведева стало обвинение во всех проблемах регионалов. Такими филиппиками отличались чуть ли не все члены нынешнего правительства. Эти обличительные речи просто демагогия, которая с точки зрения логики управленческого процесса - абсурдна. Все основные полномочия находятся у центра, а в плохом экономическом положении или ухудшающееся ситуации в сфере здравоохранения, с точки зрения членов медведевского правительства, оказываются виноваты регионалы.

Безусловно, правительство пытается создать как можно больше точек контроля над регионами, для того чтобы продолжить сверхцентрализацию ресурсов. В условиях, когда правительство не способно решится на структурные реформы в экономике, а санкционное давление на страну продолжается, центру крайне необходимы средства для позиционирования себя на мировой арене, что, по мнению нынешнего руководства страны, означает необходимость увеличение расходов на оборонную промышленность.

Кстати, к вопросу о мировой арене. Только за последние 12 месяцев Россия списала долги Кубе в размере 30 млрд $ и Узбекистану в размере 3 млрд $. Совокупные долги всех российских регионов центру равняются 2 триллионам рублей, то есть 35 млрд $. Понятно, что внешняя политика важна, но хочется заметить: от того, что Москва списала Ташкенту миллиарды долларов, Ислам Каримов, как плевал на планы России по евразийской интеграции, так и плюет. По поводу «геополитического веса» Кубы также не стоит драматизировать ситуацию.

Сложившаяся в России модель взаимоотношения центра и регионов не способствует их нормальному взаимодействию. У центра отработаны только политические механизмы воздействия на регионы, которые позволяют держать ситуацию на относительно стабильном уровне, но не позволяют регионам развиваться. Когда члены медведевского правительства своими неумелыми действиями и высказываниями пытаются вмешаться в этот процесс, получается еще хуже.

Глав и губернаторы в России (крупнейшая территория в мире) должны избираться гражданами, проживающими на этой территории. Если минфин получит возможность отстранять губернаторов, то какова будет цена голосов граждан? Сверхцентрализация в таких административно-территориальных условиях вызывает все больше вопросов в условиях глобализации, создающих отличные возможности для развития регионов.

Сам по себе механизм контроля финансовой деятельности глав и губернаторов необходим, только нужно учитывать, что финансовая деятельность не единственный параметр оценки деятельности глав и губернаторов, которые остаются фигурами политическими даже в нынешней сверхцентрализованной конфигурации.

Если Минфин сможет жестко и прозрачно проводить такую политику, это будет неплохим стимулом для работы губернаторов и глав. Однако посмотрев на список и объем региональных должников, можно увидеть, что, например, Чечня находятся среди лидеров. Интересно, решится ли минфин и Алексей Лавров лично предложить отстранить от должности главу Чечни Рамзана Кадырова за то, что он делает «плохие долги»?

Александр КРАСОВСКИЙ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter