Posted 13 июля 2015,, 19:55

Published 13 июля 2015,, 19:55

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Если минфин станет отстранять губернаторов, то какова будет цена всенародных выборов?

13 июля 2015, 19:55
Федеральный центр прорабатывает механизм персональной ответственности губернаторов за рискованную долговую политику регионов. Минфин устами заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова на закрытом совещании с представителями территориальных финансовых органов предложило отстранять губернаторов от должности в качестве меры восстановления платежеспособности регионов. Справедлива ли такая постановка вопроса, или мы имеем дело с очередным витком давления центра на регионы, разбирался Александр Красовский.

Впервые норма о персональной ответственности глав субъектов появилась в подписанном главой правительства РФ Дмитрием Медведевым. Пока не были озвучены ни критерии, ни механизмы оценки, позволяющие запустить процесс отстранения «должника». Непонятно, например, как вообще собираются отстранять законно избранных глав и губернаторов от должности.

Уже в сентябре 2015 года в России количество избранных глав и губернаторов будет превышать назначенных. Тренд на выборность, а не назначаемость руководителей регионов очевиден, и является частью масштабных трансформаций в политической системе страны в преддверии 2018 года. Предполагается, что к выборам президента страны все главы и губернаторы будут выборными.

Минфин собирается опираться на результаты нового мониторинга, который будет ранжировать субъекты. Территории в зависимости от рисков по долгам будут разбиты на три зоны: зеленая, желтая и красная. Большинство российских регионов попадают во вторую группу и могут брать новые кредиты только на рефинансирование старых займов. Наращивание госдолга для таких регионов означает автоматическое перемещение их в список неблагонадежных территорий и, соответственно, запрет на получение новых обязательств (например, государственных инвестиционных проектов). Кроме того, как заявляется, региону придется подписать с Москвой соглашение о восстановлении платежеспособности.

В бюджетном кодексе РФ есть статья, которая делит все регионы по степени дотационности. Минфин выступает за разделение субъектов РФ по показателям долговой нагрузки, но за сохранение главы о временной финансовой администрации. Как заявляют эксперты, сейчас этот инструмент не применяется, так как достаточно политических рычагов давления на губернаторов и глав.

Итак, возможно предложение минфина и оправданно. Необходимо умерить пыл рачительных глав и губернаторов, только в этом вопросе есть несколько «но».

Сначала выясним, почему регионы производят долги? Да, случай с Хорошавиным, коррупция в региональных администрациях имеет место быть. А что, спрашивается, ее нет в федеральном центре? Очевидно, проблема не в этом. Понятно, что в условиях сверхцентрализации об экономической самостоятельности регионов говорить приходится очень избирательно. Регионы генерируют долги, прежде всего, потому, что значительная часть социальных обязательств (80-85 процентов) приходится именно на их плечи, а значительную (!) часть их доходов забирает центр. Зачастую на выполнение майских указов Путина и других популярных в народе обещаний главы государства в субъектах федерации просто нет денег.

Долги, как известно, порождают долги, вот и получается, что по итогам 2014-го. только два (!) региона не имеют долговой нагрузки перед Москвой. За весь прошлый год уровень долговой нагрузки сократился только у 12 регионов. Наверное, в этих условиях логично было бы предположить, что речь идет скорее о структурных диспропорциях во взаимоотношениях центра и регионов, а не о субъективном факторе в виде плохой работы губернаторов и глав.

В последнее время фирменным стилем членов правительства Медведева стало обвинение во всех проблемах регионалов. Такими филиппиками отличались чуть ли не все члены нынешнего правительства. Эти обличительные речи просто демагогия, которая с точки зрения логики управленческого процесса - абсурдна. Все основные полномочия находятся у центра, а в плохом экономическом положении или ухудшающееся ситуации в сфере здравоохранения, с точки зрения членов медведевского правительства, оказываются виноваты регионалы.

Безусловно, правительство пытается создать как можно больше точек контроля над регионами, для того чтобы продолжить сверхцентрализацию ресурсов. В условиях, когда правительство не способно решится на структурные реформы в экономике, а санкционное давление на страну продолжается, центру крайне необходимы средства для позиционирования себя на мировой арене, что, по мнению нынешнего руководства страны, означает необходимость увеличение расходов на оборонную промышленность.

Кстати, к вопросу о мировой арене. Только за последние 12 месяцев Россия списала долги Кубе в размере 30 млрд $ и Узбекистану в размере 3 млрд $. Совокупные долги всех российских регионов центру равняются 2 триллионам рублей, то есть 35 млрд $. Понятно, что внешняя политика важна, но хочется заметить: от того, что Москва списала Ташкенту миллиарды долларов, Ислам Каримов, как плевал на планы России по евразийской интеграции, так и плюет. По поводу «геополитического веса» Кубы также не стоит драматизировать ситуацию.

Сложившаяся в России модель взаимоотношения центра и регионов не способствует их нормальному взаимодействию. У центра отработаны только политические механизмы воздействия на регионы, которые позволяют держать ситуацию на относительно стабильном уровне, но не позволяют регионам развиваться. Когда члены медведевского правительства своими неумелыми действиями и высказываниями пытаются вмешаться в этот процесс, получается еще хуже.

Глав и губернаторы в России (крупнейшая территория в мире) должны избираться гражданами, проживающими на этой территории. Если минфин получит возможность отстранять губернаторов, то какова будет цена голосов граждан? Сверхцентрализация в таких административно-территориальных условиях вызывает все больше вопросов в условиях глобализации, создающих отличные возможности для развития регионов.

Сам по себе механизм контроля финансовой деятельности глав и губернаторов необходим, только нужно учитывать, что финансовая деятельность не единственный параметр оценки деятельности глав и губернаторов, которые остаются фигурами политическими даже в нынешней сверхцентрализованной конфигурации.

Если Минфин сможет жестко и прозрачно проводить такую политику, это будет неплохим стимулом для работы губернаторов и глав. Однако посмотрев на список и объем региональных должников, можно увидеть, что, например, Чечня находятся среди лидеров. Интересно, решится ли минфин и Алексей Лавров лично предложить отстранить от должности главу Чечни Рамзана Кадырова за то, что он делает «плохие долги»?

Александр КРАСОВСКИЙ.

"