Posted 13 января 2009,, 17:49

Published 13 января 2009,, 17:49

Modified 10 ноября 2022,, 19:01

Updated 10 ноября 2022,, 19:01

Чекистская школа. Генерал Черноков уходит на повышение

13 января 2009, 17:49
Властям Башкирии представили нового главу УФСБ по РБ 52-летнего Виктора Палагина, назначенного на этот пост главой государства Дмитрием Медведевым еще 23 декабря. А на последнем оперативном совещании правительства перед Новым годом экс-руководитель башкирских чекистов 58-летний Игорь Черноков уже попрощался с членами республиканского Кабмина. Причем генерал-майор сообщил, что на пенсию не собирается, а намерен продолжить работу на благо родины.

Впрочем, ничего удивительного здесь нет – огромный опыт Игоря Витальевича, свыше 30 лет отдавшего органам госбезопасности, может пригодиться государству в любой сфере. Пост главы УФСБ по РБ Игорь Витальевич занял в 2002 году и за эти неполные семь лет лет успел зарекомендовать себя как жесткий, но очень вдумчивый руководитель.

Кстати, учитывая, что ни один из начальников региональных спецслужб не провел в этом кресле более пяти лет, Чернокова можно считать старожилом. Больше Игоря Витальевича занимали должность руководителей органов госбезопасности Башкирии за всю историю существования ведомства только один человек – Вадим Мищенко, который провел на посту главного башкирского чекиста восемь лет – с декабря 1979 года по сентябрь 1987-го.

Работа генерала Чернокова на посту руководителя башкирского УФСБ останется в истории республики как представителя настоящей чекистской школы.

В спецслужбы Игорь Черноков пришел лейтенантом, окончив Красноярский институт цветных металлов. Перспективным молодым человеком «органы» заинтересовались еще в период учебы в вузе, поскольку сразу после получения диплома инженера Игорь Витальевич начал трудиться в спецслужбе. В молодости Черноков был в числе воинов-интернационалистов, и правительство Афганистана наградило его орденом своей страны «Слава», а советское правительство - орденом «За военные заслуги» и медалью «За боевые заслуги». Однако техническое образование сыграло свою роль в жизни Игоря Чернокова – ко всем операциям госбезопасности генерал подходил не только как инженер человеческих душ, но и как специалист с техническим складом ума.

Игорь Черноков возглавил башкирское Управление федеральной службы безопасности в трудное время – в республике множились организации экстремистского и националистического толка, радикальной оппозиции и религиозных сект, а эмиссары иностранных террористических ячеек уже вовсю растили себе смену. За время работы Игоря Витальевича на посту главного чекиста Башкирии они поутихли. И было от чего. С экстремистской заразой Черноков боролся непримиримо.

Глубокое проникновение

Из-за обычной двери с фанерной филенкой полетели пули, ранив сразу двух милиционеров, в августе 2008 года пришедших с ордером на обыск в дом № 69 на Бельской улице в поселке Малый Аллагуват, что располагается под Салаватом. В стражей порядка стрелял 38-летний Павел Дорохов, не желая сдаваться спецслужбам. В квартире, которую мужчина снимал, позже нашли целый арсенал: тротил, автомат Калашникова с магазином, снаряженным патронами калибра 7,62 мм, обрез охотничьего ружья, патроны, прибор для бесшумной стрельбы, карты Башкирии, тетради с рукописными записями тактики проведения взрывов и ведения боя. Дорохов оказался диверсантом, заброшенным в Салават террористическим движением «Талибан». Павел прошел боевую подготовку, воевал на стороне талибов в пакистано-афганской зоне, но его кураторы посчитали, что большую пользу он принесет, если вернется на бывшую родину (Дорохов родился в Баймакском районе) и займется подрывной деятельностью. Исламские террористы, мечтающие о распространении небезопасной доктрины по всему миру, поставили своему засланцу задачу – вербовка новых членов в вооруженное формирование «Булгарский джамаат» (подразделение «Талибана», состоящее из выходцев России) и проведение диверсионных актов. Именно поэтому Дорохов обзавелся тротилом.

Бойня в провинциальном населенном пункте убедила последних скептиков, что международный терроризм - не выдумки спецслужб, а реальность, от которой следует защищать мирных жителей. А диверсанты мирового экстремизма легко проникают на территории, далекие от внешних рубежей страны и горячих точек. Недаром г-н Черноков считал борьбу с терроризмом главным приоритетом в работе контрразведчиков.

Задолго до того, как зверь в облике человека Павел Дорохов проник в республику, генерал Черноков, блестяще проанализировав многие факторы, в том числе и национальный состав населения региона, заявлял: «Башкирия давно находится в прицеле террористов всех мастей».

- Интерес к республике различных экстремистских группировок вполне понятен, - объяснял Игорь Витальевич нашему корреспонденту еще в 2005 году. - Есть целый ряд международных организаций, имеющих сетевую, многоуровневую структуру, которые декларируют сходную цель — разрушение существующих государств для того, чтобы объединить все территории, населенные мусульманами, независимо от их желания и создать всемирный халифат, где власть и закон будут не светскими, а клерикальными.

По словам Чернокова получалось, что Башкирия, где многие молодые люди проявляют интерес к исламу, но не всегда имеют возможности получить духовные знания – идеальная площадка для вербовщиков террористов.

- Вербовщики могут предложить небогатому сельскому пареньку зарплату в несколько тысяч долларов за то, чтобы поехать за границу (в Ирак, Афганистан) или, например, в Чечню, «бороться с неверными», - рассказывал генерал Черноков. - Таким образом, достигается двойная цель — добывается «пушечное мясо», а прошедший через систему боевой, идеологической подготовки возвращается на родину с промытыми мозгами и навыками диверсанта, чтобы ждать команды из-за кордона.

Очень скоро время подтвердило правоту главного башкирского чекиста. Лишь профессионализм и умелые навыки спецслужб не позволили завербованным террористами зомби разыграть трагедии на территории республики. Они пытались подорвать трансформатор в окрестностях села Старо-Калмашево Чекмагушевского района, заложить взрывное устройство под ЛЭП на Рязанской улице в Уфе, строили планы по взрывам в многолюдных местах типа Центрального рынка в столице Башкирии, но благодаря четкой работе работников ФСБ все ячейки доморощенных боевиков были уничтожены в зародыше. За последние три года были привлечены к уголовной ответственности и осуждены свыше 30 членов экстремистской, запрещенной на территории России организации «Хизб-ут-Тахрир-Ислами», свившие опасные гнезда в Уфе, Салавате, Сибае, Баймаке и поселке Зирган Мелеузовского района. Такого количества «хизбуттахрировцев» не ловили ни в одном регионе страны.

Игорь Черноков, благодаря непримиримости к любым проявлениям экстремизма, часто становился мишенью оппозиционеров. Называющие себя правозащитниками обвиняли генерала в ущемлении прав человека, но тот твердо стоял на своем: «Экстремистская деятельность должна караться по закону».

Впрочем, после того как в прошлом году в Стерлитамакском районе молодые ваххабиты посреди бела дня расстреляли из автоматов участковых милиционеров и мирных сельчан, даже активные борцы за права человека прикусили языки, воочию убедившись, насколько могут быть опасны парни с промытыми эмиссарами мозгами.

Безопасный ход

Игорь Черноков отлично понимает, что в охране государственных интересов не может быть «мелочей». В частности, чекисты за последние пять лет изъяли на территории республики свыше 660 килограммов героина, что почти в три раза больше, чем другие силовые ведомства вместе взятые. Такого количества порошка хватило бы, чтобы подсадить на иглу все население республики. И дело вовсе не в том, что сотрудники УФСБ по РБ намеревались «уесть» коллег, просто чекисты уверены, что мировой терроризм напрямую связан с наркобизнесом, и если остановить распространение наркотиков – можно ударить по карману врагов страны.

- Главным источником поступления в страну одного из самых опасных наркотиков — героина — сейчас является Афганистан, - объяснял Черноков. - После того, как США ввели туда свои войска, для того, чтобы покончить с режимом талибов, поток наркотиков оттуда возрос во многие разы. Башкортостан – находится в центре путей наркотрафика и сидеть, сложа руки, нам ни в коем случае нельзя.

И здесь Игорь Витальевич опять попал в точку. Искусные наркодилеры изобретали немыслимые способы, чтобы доставить тяжелые наркотики в республику. Чекисты изымали огромные партии афганского героина из запаянных экскаваторных ковшей, вылавливали зелье в почтовых посылках, находили порошок, замаскированный под миндальные орехи и хурму. И за каждой из этих побед над наркобизнесом стоит кропотливая работа оперативников УФСБ по РБ, незаметных людей в штатском, главное для которых – наша безопасность.

Отменный аналитик Черноков для себя вывел формулу, способную противостоять терроризму.

- Чем благополучнее живут люди, тем меньше почвы для различных негативных явлений, тем выше иммунитет от экстремизма, - уверен он.

И радовался экономическим успехам региона, хорошо понимая, что достаток граждан - отличная защита от искусов агентов иностранных боевиков. При этом чекисты бдительно наблюдали и за представителями государственной власти. По мнению Чернокова, продажные чиновники и правоохранители могли навредить безопасности России намного больше, чем зарубежные агенты.

- Борьбу с коррупцией мы считаем задачей государственной важности, делом чести, - уверен Черноков. - Сейчас настало время особого спроса с государевых людей — мимо фактов коррупции среди ответственных чиновников мы никогда не проходили.

Немногим известно, что за громкими делами, касающимися мздоимцев, стоят чекисты.

- А ведь привлекаются к ответственности люди, которые по долгу службы находятся на переднем крае антитеррористического фронта, обязанные не допустить проникновения в страну криминальных элементов, - сетовал Черноков. – Это можно назвать предательством.

Чего стоит дело профессора Оскара Кайбышева, ради собственной наживы продавшего Сеулу военные аэрокосмические технологии!

Ученый муж с мировым именем не постеснялся за 100 тысяч долларов, которые рвущиеся в космос корейцы перечислили на его счет в зарубежном банке, выдать чужой стране засекреченные разработки института сверхпластичности металлов. Над технологиями титановых жаропрочных сплавов коллектив научного учреждения трудился 20 лет с советских времен, тратя средства Минобороны и Минавиапрома. А алчный руководитель ИПСМ РАН запросто отдал собственность российского государства Южной Корее, как раз в это время официально заявившей, что разрабатывает ракету, способную доставлять боеголовки весом 500 килограммов дальностью до 300 километров. Жадность одного государственного мужа могла поставить под угрозу жизни тысяч людей, но, к счастью, корейцы, вывозившие закрытые технологии, были задержаны чекистами в уфимском аэропорту.

Зарубежные правозащитники и здесь принялись клевать Чернокова, обвиняя его в зажиме ученой мысли, однако Верховный суд согласился с доводами обвинения – Оскар Кайбышев мог подорвать обороноспособность страны - и приговорил профессора, учитывая его преклонный возраст, к шести годам лишения свободы условно, запретив занимать какие-либо посты в научно-исследовательских организациях. Впрочем, даже этот условный приговор заставил стать осторожнее эмиссаров, посягающих на военные секреты. По крайней мере, теперь у России появился имидж страны, умеющий охранять свои тайны.

Но, наверное, многие зарубежные охотники за российскими технологиями призадумались и после других громких приговоров, прозвучавших в Башкирии. В позапрошлом году на скамье подсудимых оказались 17 контрабандистов, воровавших узлы к двигателю боевого самолета «Су-27» прямо из цехов УМПО и переправлявших их на Украину. Многие из них уже мотают реальные сроки. Попался с поличным начальник представительства Минобороны на заводе «Гидравлика» при попытке сбагрить заинтересованным иностранцам свыше 500 изделий военного назначения. Разоблачили чекисты сразу троих злоумышленников, толкавших за рубеж комплектующие турбореактивных авиационных двигателей. Ими оказались военный представитель Минобороны на НПП «Мотор» и два высокопоставленных работника оборонных производств.

Так что, без сомнений можно сказать, что опыт Игоря Чернокова в такой специфической сфере как обеспечение безопасности государства, будет востребован на любой государственной должности.

"