Posted 12 ноября 2006,, 19:05

Published 12 ноября 2006,, 19:05

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Кровавая война за пассажира. На частных извозчиков нет управы

12 ноября 2006, 19:05
Пьяным водителем маршруток уже никого не удивишь – сотрудники ГИБДД Уфы при каждом рейде обнаруживают нетрезвых шоферов за рулем частных автобусов. Только в результате одной проверки 29 драйверов, везущих пассажиров, пойманы подшофе. Казалось бы – дичайшие случаи, но на фоне хаоса, торжествующем на рынке автоперевозок, выходящими из ряда вон не считаются. Однако недавняя ревизия Госнаркоконтроля в башкирском Октябрьском заставила схватиться за головы уже ко всему привыкших стражей порядка. Из 114 частных извозчиков шестеро оказались… в состоянии наркотического(!) опьянения.

Кусок пирога ценой в миллиарды

Обыватель, уверенный, что государство обязано заботиться о его здоровье, пожмет плечами.

- Неужели нельзя проконтролировать в каком состоянии водитель садится за руль?

Нельзя. Потому что законодатели, преследуя благородную цель – развитие конкуренции на рынке пассажироперевозок, ответственность за жизни пассажиров переложили на плечи собственников автобусов. Теоретически они обязаны не только заставить своего водителя пройти перед рейсом медицинский контроль, но требовать строго следовать путевому листу. На практике предпринимателю, работающему на свой карман, выгодно выгонять машины в часы пик, причем выбирая рентабельные маршруты, заботиться о комфорте и здоровье пассажиров у него желания нет.

С одной стороны всем понятно, что пассажироперевозки – ответственное, и самое главное, небезопасное дело. Однако, как выясняется, за жизнь людей никто не отвечает. Безумные гонщики, торопясь собрать сливки с прибыльных рейсов, отчитываются только перед своим рачительным хозяином, каждый день ожидающего навара.

- Законодательство, регламентирующее пассажироперевозки, весьма размыто, - объясняет депутат Курултая Дмитрий Купцов. – В обстановке правовой неопределенности рынок перевозок превратился в настоящую войну за пассажира.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Война идет не за пассажира, а за бешеные деньги, которые собирают хозяева частных «ГАЗелек». Ни для кого не секрет, что рынок пассажироперевозок – суперприбыльный, только в столице Башкирии ежемесячные чистые доходы частных перевозчиков эксперты оценивают в 0000. Упускать эти деньги коммерсанты не собираются. Ведь для того, чтобы получать звонкую монету достаточно закупить подержанные машины и нанять водил, которые будут горбатиться за процент от собранных с горожан средств. Частники не думают ни о ежедневном ТО для своих автобусов, ни о враче, должном выпускать шоферов на линию, ни уж тем более об удобствах для своих работников на стоянках. Напротив, в погоне за прибылью, маршрутки создают стихийные «автовокзалы» на рынках и у торговых центров столицы Башкирии, чадя моторами, мешая жителям окрестных домов и создавая проблемы городскому движению. Любопытно, что частным перевозчикам мэрия предложила участвовать в долевом строительстве «цивилизованных» стоянок, причем, при инвестировании коммерсанты получили бы отстойники с мойками и точками общепита в собственность. Однако ни один (!) из частных извозчиков не согласился вложиться в нужное для них самих дело. Для тех, кто пришел на рынок ради сиюминутных барышей, нет смысла вкладываться в будущее. Надо ли говорить, что и настоящее временщиков не заботит?

По данным уфимского ОГИБДД, 60% всех аварий с участием пассажирского транспорта совершаются водителями частных маршруток. Только в этом году были запрещены к эксплуатации 2340 автобусов, которые представляли опасность для пассажиров и передвигались по городу с неисправной тормозной системой и рулевым управлением. При том, что гаишники наказывают практически каждого второго водителя частных автобусов, транспортная инспекция привлекла к административной ответственности лишь 336 фирм, претендовавших на перевозки пассажиров.

- Согласно закону мы можем проверить перевозчиков только в случае получения жалобы, - развел руками заместитель руководителя управления Росавтонадзора Владимир Варицкий. – Других механизмов нет.

Как выяснилось, представители ГАИ могут оштрафовать извозчика в случае нарушения им дорожных правил или неисправности машины, но этот штраф не превышает 500 рублей. При том, что с каждой маршрутки частник получает по 30000 рублей чистой прибыли в месяц, смешной штраф никого испугать не может.

Партизаны в городе

Известно, что лицензию на пассажироперевозки может получить любой желающий, представив в транспортную инспекцию необходимые документы. Мэрия проводит конкурс, где разыгрывает конкретные городские маршруты между так называемыми операторами и на этом контроль за перевозчиками заканчивается. Проверить, где и как бомбят частники, у чиновников нет ни сил, ни средств, да это и не входит в их обязанности. В Уфе 12 фирм и один индивидуальный предприниматель имеют право на обслуживание городских и пригородных маршрутов. Однако, по словам представителя Росавтонадзора на руках уфимских автобизнесменов сейчас находится 2478 лицензий на пассажироперевозки. Еще 61 лицензия была выдана в 2006 году. Даже если представить, что у всех обладателей лицензий лишь по одному автобусу, получается, что под «крышей» 13 операторов калымят около трех тысяч машин. На каких маршрутах они толкутся и сколько пассажиров перевозят, не скажут даже эксперты. На самом деле, извозчики заключив договор с победителями муниципального конкурса, ездят как Бог на душу положит, выбирая себе дороги поинтереснее. Потому и выстраиваются стада «ГАЗелей» на остановках у Телецентра и улице Ленина, в то время как к Северному автовокзалу едут лишь государственные автобусы. Начни проверять частных извозчиков, выяснится, что большая часть из них не имеет права вообще обслуживать пассажиров.

Начальник отдела транспорта и связи управления по обеспечению жизнедеятельности уфимского муниципалитета Николай Плотников называет нелегальных перевозчиков «партизанами».

- Есть нелегалы, которые считают, что заключать договора с городской администрацией смысла нет, достаточно получить лицензионную карточку в транспортной инспекции, и не только возить людей по существующим маршрутам, но и открывать свои, «параллельные», - возмущается начальник отдела транспорта и связи уфимской мэрии.

Нельзя сказать, что чиновники опустили руки и не стремятся обуздать стихийный рынок.

В уфимском горсовете провели депутатские слушания по проблеме пассажирских перевозок, заставив отчитаться руководителей ведомств, призванных контролировать извозчиков. Ответственные лица разводили руками:

- Есть федеральный закон, который регламентирует пассажироперевозки, большего сделать мы не в силах.

Недавно кассационная инстанция в Екатеринбурге оставила в силе решения башкирского арбитражного суда, запретившие работать на городских линиях одному частнику-нелегалу и фирме под названием «Омнибус». Коммерсанты посчитали, что имеющаяся лицензия и статус частого предпринимателя дает им право выезжать по любому маршруту. Фемида их разочаровала, встав на сторону городской администрации – право на пассажироперевозки имеют лишь победители городского конкурса.

Однако сам факт, что частники пошли биться за свои права в суды, говорит о том, что законодательство, даровавшее любому желающему возможность перевозить пассажиров, на стороне «партизанов».

Не святое писание

В этой войне миров странной выглядит позиция антимонопольного ведомства, которое свято оберегает право частных извозчиков на свободную конкуренцию, всякий раз одергивая государство, которое, по мнению антимонопольщиков, не в меру прижимает коммерсантов. Однако наличие в любой отрасли свободы предпринимательства подразумевает, что существуют строгие контролеры, способные остановить бизнесменов, увлекшихся вольной волей. Но российский рынок перевозок, как выясняется, существует сам по себе в обстановке правовой неопределенности, а потому ревизировать его не имеют права ни Росавтонадзор, ни автоинспекция, ни местные чиновники. Есть, правда, 238-я статья Уголовного кодекса, подразумевающая, что уличенные в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, могут загреметь на решетку на срок до двух лет. Но в практике надзорного ведомства еще не было случая, чтобы водитель, катающийся на неисправной машине и подвергающий опасности жизнь пассажиров, ответил перед судом.

Башкирские парламентарии также озаботились проблемой частных перевозок и, собравшись на первой после каникул сессии, предложили депутатам Госдумы внести поправки в Кодекс об административных нарушениях. В частности, народные избранники требуют ужесточить ответственность за нарушение правил пассажироперевозок и штрафовать граждан-нарушителей в размере от 500 до 2000 рублей, должностных лиц - от 10000 до 50000, юридических лиц - от 100 до 300. Парламентарии считают, что административное взыскание в 300 тысяч рублей должно остановить вакханалию на рынке перевозок. Однако, на наш взгляд, и это не выход.

Транспорт относится к средствам передвижения повышенной опасности, а когда речь идет о жизни людей, слова о свободе предпринимательства звучат, по меньшей мере, глупо. Многие европейские страны в свое время пережили свободный рынок пассажироперевозок, но благоразумно остановились на государственной монополии. Оно и понятно. Любое правительство считает жизнь людей главной ценностью, а потому и не доверяет судьбу своих граждан «дикарям», заботящимся лишь о собственном кармане. Государству не только проще выстроить профессиональные перевозки, но и жестко их контролировать.

Законодатели уверяют, что с 2007 года порядок лицензирования пассажироперевозок изменится. Теперь, для того, чтобы получить право перевозить пассажиров, частник должен будет представить в Росавтонадзор договор на работу на маршруте, постоянный адрес для дислокации автобусов и существующий диспетчерский контроль. Парламентариям кажется, что второй круг лицензирования 80% нынешних перевозчиков не пройдут, поскольку ничего подобного никогда не имели и иметь не будут. Однако всем известно, что если что-то нельзя купить за деньги, то это можно приобрести за большие деньги. Скорее всего, частники примутся заключать за определенную мзду фиктивные договора с транспортными предприятиями и снова выходить на маршрут, не думая ни о ТО, ни о медицинском контроле, ни о безопасности пассажиров.

Игорь ТРЕГУБОВ.

.

"