Дорожный патруль. Валерий Куликов: «Главное – безопасность людей»

Дорожный патруль. Валерий Куликов: «Главное – безопасность людей»

Дорожный патруль. Валерий Куликов: «Главное – безопасность людей»

12 августа 2008, 23:11
Политика
Ведомство, призванное надзирать за деятельностью автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в Башкирии существует давно. Однако лишь с недавнего времени о работе республиканского Госавтодорнадзора заговорили всерьез. В конце декабря прошлого года главой управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан был назначен Валерий Куликов. С приходом молодого и энергичного руководителя ведомство и начало новую жизнь.

По признанию сотрудников управления, с появлением нового начальника изменился не только ритм работы, но и задачи. Куликов действительно озабочен соблюдением законодательства в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства и требует выполнения правовых норм от всех, независимо от рангов и должностей.

- В управлении пришлось многое поменять, - уверяет г-н Куликов. – Ушли люди, которые не отвечали требованиям, предъявляемым к государственным служащим, а к нам вернулись профессионалы. 

Любопытно, что комплексная ревизия комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проверившая деятельность башкирского управления за минувший год, обнаружила массу недостатков в сфере лицензирования и нарушений федерального законодательства.

Так что Валерию Куликову было, где развернуться. Требовалось не только устранить выявленные комиссией недоработки, но и уделить внимание профилактике дорожно-транспортных происшествий. 

- Раньше здесь к выдаче лицензий на право перевозки пассажиров был не совсем правильный подход, - говорит Валерий Вячеславович. – За год выдавались свыше двухсот лицензионных разрешений частным предпринимателям, причем никто не проверял, действительно ли эти коммерсанты способны оказывать качественные и безопасные транспортные услуги населению. И недобросовестные перевозчики стали причиной резко выросшей статистики аварийности на пассажирском автотранспорте.

Надо сказать, что только за первую половину 2008 года число выданных лицензий сократилось ровно вполовину, и почти 100 предпринимателям отказано в выдаче лицензионных документов.  

- Теперь мы допускаем на рынок автоперевозок только квалифицированных и добросовестных коммерсантов, - уверяет начальник управления.

И сетует: - Ведь в том, что сейчас происходит на башкирском поле пассажироперевозок в Башкирии отчасти виновато и наше ведомство, раздававшее разрешительные документы без необходимой проверки.  

Кандидатуру Куликова на пост главного транспортного инспектора Башкирии утверждали в трех инстанциях – руководстве республики, полномочном представительстве президента РФ в ПФО и Минтрансе России. И, похоже, с этим назначением не прогадали. 

- Мало выдавать разрешительные документы, - уверен Валерий Вячеславович. – Для того, чтобы быть уверенным в безопасной работе автоперевозчиков, важно постоянно контролировать их.

Всего лишь за полгода управление провело 798 проверок, обнаружив почти две тысячи нарушений и выдав 226 предписаний. 

Да и за восемь месяцев, пока Куликов находится у рычагов управления республиканского Госавтодорнадзора, здесь многое изменилось. Ведомство стало инициатором проведения двух профилактических операций «Автобус». Правительство республики и УГИБДД МВД по РБ поддержали Госавтодорнадзор.   

Специалисты управления поставили себе задачу – обеспечить безопасность на регулярных автобусных перевозках. В итоге по искам управления башкирские суды привлекли к ответственности 56 фирм и 110 частных предпринимателей и должностных лиц. В рейде принимали активное участие и сотрудники налоговой инспекции. 

Куликов всерьез взялся и за проверку организации предрейсовых медосмотров водителей.  Известно, что многие частники ездят с проштампованными справками эскулапов в кармане, готовые в любой момент предъявить эту бумагу проверяющим. 

- Если такие документы вызывает у наших сотрудников сомнения, мы проводим проверку их достоверности, - рассказывает Куликов. – Ведь оказывать услуги по проведению предрейсового медосмотра можно только при наличии лицензии на подобную медицинскую деятельность.

 

Тише едешь – дальше будешь

 

Недавно сотрудники Госавтодорнадзора приняли участие в конкурсе по распределению маршрутов в Стерлитамаке. После этого тендера с рынка пассажироперевозок во втором по величине городе Башкирии были вынуждены уйти автопредприятия, имеющие в собственности экологически небезопасные «ГАЗели». По этому же пути намерена пойти мэрия Салавата, отдавая при проведении конкурсов предпочтения тем коммерсантам, которые имеют в своем парке комфортабельные автобусы, оснащенные двигателями европейского стандарта. В Белорецке после обращений Госавтодорнадзора в мировые суды сразу четыре перевозчика лишились права перевозить пассажиров.

- Мощно вы взялись за автоперевозчиков…

- Считаю главным в сфере автотранспортных перевозок – соблюдение законодательства, - разводит руками Валерий Куликов. –  Мы применяем к недобросовестным перевозчикам административные меры не потому, что они нам не нравятся, а потому что они, нарушая закон, рискуют жизнями людей. Приезжаем с рейдом в тот же Салават, и выясняется, что там на рынке перевозок творится настоящая вакханалия. Частные автофирмы считают, что имеют право ездить по маршрутам, как хотят и когда хотят, ни с кем не согласовывая свою деятельность. Получается, что салаватские пассажиры ежедневно рискуют жизнью, садясь в автобусы недобросовестных перевозчиков. Совсем недавно один из салаватских «ГАЗелистов», не имевший при себе предусмотренных законодательством путевых и лицензионных документов и соответственно не имевший права выезжать на линию, оказался участником аварии, но к счастью, обошлось без серьезных жертв. Наша задача  в пределах своих полномочий пресечь нарушение законов на рынке пассажироперевозок. По данным Госавтоинспекции 25% ДТП совершают именно те перевозчики, которые не согласовывают свою деятельность с местными администрациями. И только в Уфе по вине таких автофирм совершается 70% аварий. 

К слову, салаватские автобизнесмены попытались обжаловать наш отказ в выдаче лицензионных документов в Арбитражном суде Башкирии, но в исковых требованиях им отказали. А руководство Госавтодорнадзора и прокуратура республики признали наши действия правильными и законными.

- Не опасаетесь, что вас завалят жалобами?

- Задача нашего ведомства надзирать за законностью в автотранспортной сфере, и мы, на мой взгляд, ее выполняем. Перевозчики прекрасно понимают, что мы не можем остановить их деятельность, если на то не серьезных оснований. Считаю, что те, кто стремится работать и зарабатывать на этом рынке однажды придут к мнению, что проще соблюдать все требования и работать по правилам, чем нарушать закон. Понимаю, что на это потребуется время, но и время стихийного рынка ушло, предприниматели должны будут или подчиниться законодательству или покинуть этот бизнес.

- Депутаты башкирского парламента сейчас готовят «транспортный закон», призванный упорядочить работу частных перевозчиков…

- Я обоими руками за появление республиканского законодательства в этой сфере. Это очень хорошая инициатива. Нам, несомненно, станет проще работать на этом поле, поскольку законопроект, с которым мы тоже знакомились и вносили свои предложения, четко оговаривает все правила игры на рынке пассажироперевозок.

А сейчас у населения жалоб много: и на хамство водителей частных маршруток, и на грязь в салонах, и на неисправные автомобили, нарушение скоростного режима, несоблюдение графика движения и маршрутов. По каждому обращению мы работаем – выезжаем с проверками на автопредприятия, составляем протоколы об административных правонарушениях и выдаем предписания. Если наши требования не выполняют – обращаемся в суд с требованием о привлечении к ответственности, в том числе и о дисквалификации нарушителей и запрете возить людей. Чем быстрее сможем навести порядок, тем раньше перевозчики поймут, что, соблюдая закон, работать проще.

 

В ответе за людей

 

У сотрудников управления Госавтодорнадзора теперь появится свой пост контроля на КПМ на трассе Оренбург-Уфа. Только в отличие от патрульных ГАИ, которые следят за всем потоком машин, транспортных инспекторов будут заботить международные перевозки грузов и пассажиров. Работники управления кроме наличия разрешительных документов станут проверять и соблюдение транспортными компаниями международных договоров и межправительственных соглашений. Скоро стационарные пункты весового контроля башкирского Госавтодорнадзора появятся и на федеральных трассах М-5 «Урал» и М-7 «Волга». 

Кстати, Госавтодорнадзор по РБ с апреля этого года выдает спецразрешения на международную перевозку опасных грузов.

- Нам доверили важную и ответственную деятельность, - поясняет Куликов. – Этот документ подтверждает, что перевозчик способен выполнять требования международного законодательства, регламентирующего перевозку опасных грузов. Наши сотрудники обязаны быть уверенными, что предприятие, получающее спецразрешение, представило достоверные документы и согласовало с компетентными органами маршруты, по которым будут идти опасные грузы. Не меньшее внимание нужно уделить квалификации и стажу водителей, которые ответственны за непростой груз. 

Инспекторы Госавтодорнадзора не оставляет без должного внимания и контроль за деятельностью фирм, отвечающих за техническое состояние дорог.

- Мы работаем, прежде всего, в интересах республики, - говорит Куликов. – И одним из приоритетных направлений считаем обеспечение безопасных условий движения на дорогах Башкортостана. 

Сейчас транспортные инспекторы, перед началом учебного года взялись за проверку школьных автобусов. Профилактическая операция «Школьник» призвана выявить в предприятиях и организациях, имеющих право на перевозку детей, неисправные транспортные средства и заставить людей, ответственных за безопасность учащихся организовать свою работу в соответствии с законодательством.

Теперь без сотрудников Госавтодорнадзора не обходятся и муниципалитеты.

- Закон обязывает районные и городские администрации организовывать транспортные перевозки и мэрии проводят конкурсы по распределению конкретных маршрутов, - рассказывает Куликов. – Чтобы провести такой тендер требуются профессионалы, способные оценить качество транспортных услуг. Мы принимаем участие в конкурсных комиссиях, давая оценку конкурсантам.

По словам Валерия Вячеславовича, работа башкирского управления Росавтодорнадзора направлена на обеспечение безопасных и качественных перевозок пассажиров и грузов.

- Мы осознаем, что от нашего добросовестного труда зависит жизнь и здоровье людей, - говорит Куликов.

Радик ИШЕМГУЛОВ. 

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter