Толкачев растолковал

Толкачев растолковал

13 июля 2005, 00:36
Политика
Завершившаяся на минувшей неделе весенняя сессия Госсобрания Башкирии, без всякого сомнения, стала одной из самых памятных за всю историю республиканского парламентаризма. Обычное ее течение на старте прервал громкий скандал, разразившийся в феврале («МК» в свое время подробно рассказывал об этом). Некрасивую ситуацию, сопровождаемую самобичеванием некоторых депутатов, разрулили при вмешательстве президента Рахимова. И, по крайней мере внешне, работа Курултая возвратилась в прежнее, спокойное русло.
Те, кто следит за деятельностью башкирского парламента, обратили внимание на четыре отставки, имевшие место нынешней весной — одну принудительную и три добровольных. Напомним, на этой сессии за прогулы депутаты лишили полномочий своего коллегу Азата Курманаева. Еще четыре парламентария — Ильдар Исхаков, Рашит Мухутдинов, Леонард Садыков и Ринат Тухтеев — внезапно расхотели называться народными избранниками и ушли из Курултая по собственному желанию. Тогда они заявили "МК", что вынуждены оставить законотворческую работу для того, чтобы сосредоточиться на основной — производственной — деятельности.Огромной потерей стала внезапная смерть Владимира Кашулинского, одной из самых заметных фигур в Госсобрании РБ……Подводя итоги работы парламента в весеннюю сессию, его спикер Константин Толкачев, не стал концентрировать внимание на неприятных и негативных моментах. На самом заключительном заседании и созванном на следующий день брифинге для журналистов он заметил, что КПД депутатского корпуса необходимо рассчитывать по результатам законотворческой деятельности, и сразу перешел к цифрам.В весеннюю сессию состоялось 8 заседаний Госсобрания, на которых рассмотрено 100 законопроектов, 66 из них приняты в виде законов, а 50 уже подписаны президентом Рахимовым. Из этой "золотой сотни" 49 внесло в парламент республиканское правительство, 46 подготовили представители Курултая (45 — в комитетах, 1 — группой депутатов), 4 внес президент РБ и один — ЦИК Башкирии.Если распределить рассмотренные проекты по тематике и нагрузке по профильным комитетам, то получится следующая картина: по труду — 20; по образованию — 17; по аграрным вопросам — 14; по законодательству, по промышленности, по вопросам местного самоуправления — по 13; по бюджету — 10.В Госдуму из Курултая отправились 9 законодательных инициатив по внесению проектов федеральных законов. Подсчитаны и "входящие письма": 309 поступило от субъектов Федерации, 413 — из комитетов нижней палаты российского парламента, а 1623 — от граждан и организаций республики.Закончив со статистикой, Константин Толкачев акцентировал внимание, как он выразился, на "крупном массиве" республиканских нормативных актов, "принятых для реализации положений федеральных законов" о местном самоуправлении (МСУ) и монетизации льгот.По мнению спикера, ход реформы местного самоуправления должен быть предсказуемым, для того чтобы во второй раз не наступить на одни и те же грабли. Константин Борисович напомнил, что в начале этого года непродуманность и поспешность так называемого закона о монетизации льгот привела к негативным последствиям. Таких моментов быть не должно.— Реформа в Башкортостане идет согласно срокам, установленным федеральным законом о МСУ, — сказал председатель Госсобрания. — Тем не менее, остается много неясных вопросов, требующих решения.Константин Толкачев процитировал путинскую фразу о том, что реформа местного самоуправления не должна зависать между этажами власти. В качестве примера нерешенных проблем башкирский спикер отметил, что гражданское законодательство не в полной мере регулирует вопросы совместной собственности муниципальных образований. До сих пор нет механизма разграничения на федеральные, региональные и муниципальные земли. Он не стал повторять слова председателя комитета Курултая по вопросам местного самоуправления Зуфара Еникеева, сказанные им накануне, о том, что финансовая основа МСУ в целом по стране не сформирована, а источники доходов муниципальных образований практически отсутствуют. Но дал понять, что согласен с этим мнением, а подобных проблем огромное множество, и решать их нужно последовательно и планомерно. Таким образом, г-н Толкачев растолковал четверговое постановление Госсобрания, поддерживающее инициативу группы депутатов Думы о переносе вступления в силу закона о МСУ (или, как его еще называют, "закона Козака") с 2006 на 2008 год. В то же время руководитель парламента РБ заявил, что депутаты готовы, если понадобится, откорректировать те положения законов о местном самоуправлении, которые не вписываются в жизненные реалии.Остановился башкирский спикер и на темах, касающихся федерального устройства. К идее объединения регионов, часто высказываемой в последнее время, Константин Толкачев относится двояко. Он признал, что в России существуют искусственно созданные образования. Например, недоумение вызывают целых три административных территории бурятов. Председатель Госсобрания Башкирии не исключил того, что в их объединении есть рациональное зерно. Однако даже там, где население высказалось за слияние субъектов (например, Пермский край), укрупнение происходит сложно. Что же касается популистских высказываний о возможности присоединения Башкортостана к соседним областям или, наоборот, их — к республике, то, по твердому убеждению Константина Борисовича, такие идеи не только нецелесообразны, а даже вредны. Спикер не допускает такой возможности ни при каких обстоятельствах. А если представить такую перспективу в каком-нибудь фантастическом сне, она неизбежно будет сопровождаться политическими, идеологическими и межэтническими конфликтами, а также приведет к экономической нестабильности.Зато глава законодательной власти Башкирии обеими руками "за" возвращение в Совет Федерации руководителей субъектов РФ и региональных парламентов. Константин Толкачев напомнил то время, когда первые лица российских территорий присутствовали в Совфеде. Тогда они по-настоящему отстаивали интересы регионов, а практика реализация законов в республиках, краях, областях, автономных округах, а также городах федерального значения выявляла как позитивные, так и негативные последствия, что позволяло последние купировать. Он предположил, что если б верхняя палата Федерального Собрания была сформирована по-старому, оказалось бы невозможным принятие столь жесткого по сути закона о монетизации льгот. Действующий корпус Совфеда г-н Толкачев заподозрил в ангажированности, формализме и оторванности от жизни. На памяти спикера парламента Башкирии, по его собственному признанию, нет ни одного случая, когда нынешние сенаторы отклоняли законы, принятые Госдумой. Двухпалатная система Федерального Собрания, по мнению Константина Толкачева, нивелирована, а так не должно быть.Заметим, что слова о возвращении в Совфед руководителей регионов все чаще и чаще раздаются из регионов. Сергей Миронов, возглавляющий российский "сенат", такие предложения считает неприемлемыми, а Владимир Путин их пока игнорирует, будто бы не слышит.Ильдар РАХМАТУЛЛИН.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter