Posted 11 мая 2008,, 20:29

Published 11 мая 2008,, 20:29

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Какие наши роды. Башкирская законодательница Римма Утяшева радеет за здравоохранение

11 мая 2008, 20:29
Ее называют главной повитухой Уфы. Скольким помогла появиться на этот свет – она уже и не помнит. Но без преувеличения можно сказать, что за тридцать с лишним лет врачебной практики акушер-гинеколог Римма Утяшева стала второй мамой для тысяч детей Башкирии. Про ее самоотверженность и преданность делу будущие родители рассказывают легенды, а те, кто сумел обзавестись потомством, пишут на асфальте под окнами четвертого роддома Уфы – «Спасибо Римме Амировне!» Профессионалы называют ее лучшим акушером-гинекологом столицы Башкирии. Рожать у Утяшевой стремились жены и дочери многих влиятельных персон. Но она не стала придворной матроной, все роженицы для нее равны, несмотря на толщину кошельков их родителей. Во многом благодаря Римме Утяшевой, работавшей замглавврача, обычный городской роддом превратился в перинатальный центр, где оказывают помощь беременным со всей республики. Сюда отправляют женщин на сносях со сложными патологиями и в родильном заведении берутся спасать каждых малыша и мамочку.

Поэтому когда партия «Единая Россия» выдвинула г-жу Утяшеву по списку в башкирский парламент, а депутаты Госсобрания доверили ей пост заместителя председателя комитета по бюджету, налогам, финансам и вопросам собственности, для многих это стало шоком.

- На кого вы нас покинули? – зароптали роженицы.

- Я имею право преподавать, консультировать молодых врачей, - просит не расстраиваться будущих родителей Римма Амировна. - Тем более, в роддоме остались верные коллеги, с которыми мы долгие годы служили людям. И, несмотря на мой уход, они продолжают следовать принципу традиционного классического акушерства – не вреди беременной, а помоги чем сможешь. Так что работа продолжается.

Тужьтесь, господа депутаты!

Сегодня вместо медицинских справочников на столе Риммы Амировны двухтомник «История парламентаризма», «Бюджетный кодекс» и две Конституции – российская и республиканская.

- Как-то непривычно видеть вас без белого медицинского халата, - обращаемся мы к законодательнице. - А каково вам самой ощущать себя в новом статусе?

- Ловлю себя на мысли, когда идут заседания, что краешком сознания ставлю диагнозы коллегам-депутатам. Так что, похоже, бывших врачей не бывает. Если человек мне знаком, потом подхожу и спрашиваю: «Как себя чувствуешь-то?»

- И какие заболевания у депутатов Курултая?

- Врач не имеет права разглашать любую информацию, касающуюся больного, - говорит Римма Амировна. - Думаю, что пройдет время, я вернусь и продолжу врачебную практику.

Г-жа Утяшева уверена, что принесет больше пользы своим пациентам, находясь в депутатском кресле.

- Мне кажется, что имеющийся у меня опыт организаторской работы, видение задач, стоящих перед медициной помогут решать проблемы и в области здравоохранения, и в социальной сфере, - говорит она.

По мнению Утяшевой, недостаточно ратовать за новые медицинские технологии, нужно уделять внимание и профилактике болезней.

- Предупреждать заболевания следует с детства, - уверена депутат Госсобрания. – Разве можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым, если семьдесят процентов школьников курят? Мы должны в республике возродить традиции здорового образа жизни. Сделать так, чтобы забота о здоровье стала мерилом престижа. Заболевания сердца, ожирение, гиподинамия – все связано с нашим неправильным образом жизни.

Законодательная деятельность не в новинку для Риммы Утяшевой. До выборов в Курултай она являлась депутатом уфимского горсовета. Но продолжала практиковать в роддоме и обучать студентов теории в медуниверситете. С утра – роды, днем – преподавательские и депутатские заботы, потом прием избирателей. Такая жизнь привычна для деятельной женщины.

Римма Амировна и сейчас начинает рабочий день, навещая бывших коллег и никуда не исчезающих пациентов.

- Врач остается врачом всегда, - говорит парламентарий Утяшева.

- А как родные отреагировали на ваше решение заняться законодательной деятельностью?

- Когда в семье узнали, младший сын спросил: «Мама, ты что, не будешь больше помогать больным?» Я его успокоила: «Буду-буду». Старший сын удивлен был. Но не горевали: раз мама решила – значит, мама права.

В роддоме, когда узнали, что я ухожу в Курултай, испытали шок. Как?! Как мы будем? Мы даже немножечко поплакали.

Но потом решили, что я буду приезжать как обычно в семь утра. Консультировать, подсказывать. Да и надо опыт передавать необходимо. Должна быть преемственность. Поэтому, на все сто процентов из роддома не ушла, я там. И вечером возвращаюсь. Даже водители уже запомнили. В роддом? В роддом.

Недетские проблемы

Римма Амировна намерена заниматься законотворчеством не только в своем комитете. Она надеется, что поможет коллегам комитета по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи разработать положения о системе воспитания.

- Неплохо было бы начать преподавать на телевидении уроки нравственности, культуры вместо того, чтобы рекламировать глупость, белиберду, показывать страшные фильмы, - мечтает законодательница. - Может, пора уже обратить внимание на нравственность? Чтобы с детства люди понимали: курить – это плохо. Нам нужно одномоментно бросить пить, курить и материться. Я уверена, что тогда будет меньше патологий, меньше болезней, люди будут радоваться своему здоровью. Ведь проще предотвратить болезнь, чем ее лечить.

- «Ваши» экс-младенцы, повзрослев, навещают «родные» стены?

- Непременно. Навещают, фотографии приносят, поздравляют. Более того, бывает так, что и рожать приходят, так что я еще и «бабушка». Я горжусь ими, горжусь, что они у нас родились. Ведь каждого конкретного человека пропускаешь через свое сердце. Как говорил Луначарский: «Врача прокормит народ». И наши пациенты подтверждают эти слова добрым отношением. Я спрашиваю тех, кто приходит ко мне и желает здоровья: «Неужели я так плохо выгляжу»? Нет, отвечают, просто мы хотим, чтобы вы как можно дольше работали. Эти слова дорогого стоят.

- А недовольные? Явно же есть и такие.

- Бывают, конечно, и у нас ошибки. Каждый может их совершить, все мы люди. Тут главное – вовремя исправить ситуацию. Но если, кто-то остается недоволен нашей работой, очень переживаю, до боли в сердце. Ночами не сплю. Мы, врачи, всегда занимаемся самобичеванием: да, виноваты, да не получилось. У нас в России у врача больше обязанностей, чем прав. А главная обязанность – заботиться о пациентах. Мы изо всех сил стараемся следовать этому принципу.

По словам Риммы Амировны, в профессию она попала «удивительным образом».

- Нас в семье было четверо детей, - вспоминает она. – И все хотели стать учителями, как мама. И двое стали. Младший брат, пять лет как его нет, и младшая сестра, она сейчас преподает в Москве. Средняя сестра - домохозяйка, мама троих сыновей. В нашей буздякской школе был талантливый учитель истории – Мансур Галеевич Гареев. Мы все обожали его предмет, и я мечтала преподавать эту науку. Однажды Мансур Галеевич заболел, и мы всем классом отправились навещать его в больницу. Впервые оказавшись в клинике, была поражена атмосферой. Все белое, красивое. Выходя оттуда, я уже знала, что стану врачом. Ну и потом, когда уже училась на медика, повезло с наставниками. Прошлым летом отмечали сто лет Ханифы Хафизовны Бахтияровой. Она настолько увлекла меня акушерством, что на четвертом курсе я твердо приняла решение стать именно акушером-гинекологом. Сначала был роддом в Ярмекеево, потом семнадцатый уфимский роддом, затем первый, дальше уж четвертый. В последнем я проработала тридцать лет.

- Помните, как в первый раз принимали роды?

- Да. На пятом курсе. Для меня это был ужас. Так было страшно. Прежде всего, я боялась за рожавшую женщину. Помню ее глаза, когда, появившись, ребенок не закричал. Но когда он издал крик, ее улыбка… не могу описать свои ощущения… Фамилии той пациентки не помню. Я вообще не запоминаю имен. Когда меня спрашивают: «Кого родили?», отвечаю: «Живой, доношенный». Мальчик или девочка – бывает не помню. Главное, чтобы и мама, и ребеночек были живы-здоровы.

Римма Амировна уверена, что нужна законодательная политика и в воспитании подрастающего поколения.

- В нашей семье не было большого достатка, - рассказывает она. – Я врач, муж – педагог. Жили в однокомнатной квартире. Но каждый выходной супруг водил обоих сыновей на стадион, в театры. Они выросли здоровыми и физически, и духовно. И сейчас, наблюдая, как старший сын - Тимур - воспитывает моего внука, радуюсь. Конечно, время другое, но физкультура, литература, театр не ушли из наших семейных традиций.

Я думаю, когда младший сын женится, уроки папы и мамы не останутся просто в воспоминаниях. Детям в семье должно быть комфортно. И этот комфорт можно обеспечивать и без высокой зарплаты. А то ведь некоторые говорят: «Нам денег не хватает свозить ребенка в Турцию!». Зачем так далеко ездить? Можно путешествовать по Башкирии. Или даже к себе на родину, в деревню, ребенка свозите – это уже хорошо.

Не менее важной законодательница считает заботу о здоровье матерей.

- Не зря в народе говорится: мама должна быть здоровой, сестра богатой. У нас же, мамы больные.... Прежде чем родить ребенка, нужно подготовиться и морально, и материально, и физически. Семья обязана ответственно относиться к появлению новой жизни, забыть про сигареты и спиртные напитки. Оптимальный возраст для родов с 22 до 28 лет. А у нас на первом курсе учатся и уже женятся. Потом рождаются слабенькие детки.

- Недавно Василий Якименко, лидер движения «Наши», выступил за ранние браки.

- Мне было дико слушать такое. Я против его инициативы. Он какой вуз закончил? Какой-то машиностроительный… Заявление этого молодого человека – большая ошибка. Есть физиологический возраст, когда можно рожать – после восемнадцати лет. Есть, конечно, страны, где женщины рожают и в более молодом возрасте, но это их ментальность, их выбор. У нас в России должны придерживаться нормы. Раньше восемнадцати лет ни морально, ни физически люди не готовы быть родителями.

Взрослые решения

По мнению г-жи Утяшевой, наше общество весьма потребительски относится к государству.

- Чуть что, бегут в собес – давайте, выделяйте. Мы в этом плане эгоистичны – дайте, дайте, дайте. Государство старается помочь, но не всегда успевает. А мы, как часть государства, что делаем, чтобы хорошо жить? Государство тогда станет крепким, когда его ячейки, семьи, будут беречь себя, свой дом. Вот, я поражаюсь, у нас в подъезде молодежь пьет, курит, мусорит. Сколько раз я им замечания делала. С утра люди полы помыли, а они грязь разводят. И кто в этом виноват? Опять президент?

Римма Амировна привыкла занимать активную жизненную позицию, однако отлично умеет работать и в команде. По ее словам, даже роды – «командная работа».

- Один в поле не воин, - цитирует парламентарий. - Коллектив – прежде всего. То, что нашей клинике доверяют - это уважение ко всем сотрудникам. Оно складывается из многолетнего труда, из постоянного обучения, из крепкой, слаженной команды.

- Устаете?

- Работа никогда не приносила мне усталости, - уверяет она. – Работа врачом дисциплинирует, тем более, что и ночью могут позвонить, вызвать. За эти годы я поняла: хочешь быть врачом, нужно отдаваться работе полностью.

- Как семья воспринимает ваш «трудоголизм»?

- Благо, мой муж это тоже понимает. Всю тяжесть воспитания сыновей он взял на себя. Он настоящий педагог и семьянин. Никогда не высказывал претензий к моему рабочему графику. У нас некоторые женщины боятся задерживаться на работе, мол, муж будет ругаться, а я не понимаю, как такое может быть. Мой супруг никогда не закатывал истерик, когда я задерживалась или уезжала в командировку. Он не сердился, что приходилось есть позавчерашний борщ. Более того, он сам научился готовить простенькие блюда – картошку, рисовую кашу. Поэтому дети не были голодными без мамы.

- Дайте рецепт такой крепкой, надежной семьи, Римма Амировна.

- Трудно сказать. Главное должна быть любовь. Нам с мужем повезло, что мы встретились. Хотя он старше меня почти на двенадцать лет. Мы никогда не делим обязанности на «твои» и «мои». Я никогда не спрашиваю, какая у него зарплата, как он тратит деньги. Но я знаю, что в семье глава – мужчина. Крепкая семья бывает там, где жена уважает мужа, а муж оберегает жену. Надо воспринимать человека таким, какой он есть. Когда ему трудно, быть рядом с ним. Воспринимать все его «болячки», все его проблемы. Мой муж – настоящий папа. Он очень любит наших сыновей, не стесняется ласкать. Он до сих пор переживает, если не успел младшенького, Тагира, покормить, когда тот приезжает на обед. Я ему говорю, мол, Тагир сам уже умеет есть, но муж все равно волнуется, переживает.

- Если бы была возможность вернуться в прошлое, вы бы что-нибудь поменяли в своей жизни?

- Ничего бы не стала менять. Кроме одного дня, первого марта 2003 года, когда умер мои брат… Я бы хотела, что он жил… Извините, вспоминая брата, у меня всегда слезы наворачиваются…старею, наверное… Жизнь, как зебра, полоса белая, полоса черная. Несмотря ни на что, наверное, я счастливый человек. Меня всегда окружают добрые люди. Я счастлива, что у меня есть семья, есть пациенты, коллеги, студенты. Желаю всем, чтобы нас окружали только добрые люди. Добрые и здоровые.

Булат БАШИРОВ.

"