Posted 11 декабря 2006,, 20:11

Published 11 декабря 2006,, 20:11

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Маршрут на тот свет. Салаватские частные извозчики превратили рынок перевозок в базар

11 декабря 2006, 20:11
Настоящую войну развязали частные извозчики в Салавате. Три фирмы, оказывающих местному населению пассажирские услуги, единым фронтом выступили против контролирующих органов, не желая подчиняться ни решениям суда, ни транспортной инспекции, ни городской администрации. В крупном промышленном башкирском городе попытались навести порядок на рынке пассажироперевозок, и на головы местных чиновников обрушился шквал обвинений. Городская администрация, по мнению частников, не только зажимает предпринимателей, нарушая принцип свободной конкуренции, но и делает это для того, чтобы подмять рынок перевозок под себя. На самом деле все оказалось проще, и, коммерсанты отстаивали вовсе не свободу предпринимательства, а, вольную волю для себя лично. Автобизнесмены не пожелали выполнять предписания транспортной инспекции, запретившей им возить пассажиров до тех пор, пока не будут устранены все нарушения. Нарушений оказалось предостаточно. Но самое главное, судя по документу, выданному управлением государственного автодорожного надзора по РБ, салаватские извозчики вообще не имели права когда-либо выходить на маршруты.

Кто в доме хозяин?

Росавтонадзор еще в июле потребовал от частных извозчиков второго промышленного города Башкирии «незамедлительно» исполнить предписание и начать соблюдать элементарные требования безопасности пассажирских перевозок. То есть коммерсанты, согласно закону, обязаны были в кратчайшие сроки обзавестись врачом, выпускающим водителей на линию, диспетчерской и охраняемой автостоянкой, где могли бы обслуживаться машины и отдыхать водители, согласовать маршруты с городскими властями, а также обеспечить движение микроавтобусов в соответствии с расписанием. Казалось бы, требования адекватные для цивилизованного рынка перевозок, и если люди действительно болеют за свое дело, то должны быть готовы соблюдать необходимые условия, которые установлены законодательством. Однако коммерсанты восприняли предписание транспортной инспекции как лишение свободы и объявили, что их гонят с рынка перевозок заинтересованные люди.

Любопытно: говоря о том, что местная власть намерена сжить их со света, частники в Салавате чувствуют себя совершенно безнаказанными. Казалось бы, дикая ситуация – вот уже шесть месяцев частным извозчикам запрещено выпускать на линию машины, а они, как ни в чем не бывало, каждый день заводят моторы и собирают дань с горожан. В любой цивилизованной стране тот, кто посмел бы игнорировать указания контролирующих органов, давно бы оказался за решеткой. И только у нас нахрапистые граждане легко попирают нормы закона, успевая при этом еще обливать грязью тех, кто попробовал призвать их к ответу.

Хотя если разобраться, автомобильным хамам в городе долго попустительствовали. вероятно потому и развилась у частных извозчиков мания величия. Автокоммерсанты пришли на рынок салаватских перевозок обслуживать разработанные маршруты с готовой инфраструктурой, выбирая, естественно, самые прибыльные линии.

Ни один из них не задумался о том, что любой бизнес требует вложений, за несколько лет не удосужились обзавестись собственной ночной стоянкой, производственной базой или диспетчерской. Даже площади, которые мэрия, устав бороться с огромным количеством чадящих машин на городских улицах, выделила предпринимателям для создания диспетчерского пункта, хитрые коммерсы заняли игровыми автоматами и магазином автозапчастей. Столик, установленный посреди казино и стал называться диспетчерской.

- Нас частные извозчики воспринимают как обслуживающий персонал, - сетуют в городской администрации. – Мы убираем на стихийных стоянках мусор, строим остановки и парковки, которые занимают частники для отстоя своих машин, разрабатываем маршруты, развешиваем указательные знаки и справочную информацию.

Учитывая наглость, салаватских извозчиков легко было догадаться, что предприниматели имеют основания чувствовать себя защищенными.

В городе ходят слухи, и явно не беспочвенные, что чувство вседозволенности салаватских частников объясняется просто – за каждой машиной стоит влиятельная персона. Рассказывают, что «Автолайн» привел на рынок бывший замглавы городской администрации, когда был в силе. А сейчас хозяин использует родственные связи в местном УВД. Поговаривают, что владелец «Маршрут-сервиса» имеет прихваты в дорожном надзоре ГИБДД Салавата, а экс-начальник ГАИ, будучи дядей хозяина фирмы «Новый город» чуть ли не лично курирует каждую маршрутку. По слухам супруга нынешнего начальника Госавтоинспекции имеет в собственности 10 «Газелей».

А именно эти три фирмы, обслуживающие интересы влиятельных людей, демонстративно отказались выполнять предписания Росавтонадзора, подвергая опасности жизнь своих пассажиров.

За что боролись?

Назвав себя жертвами передела, бизнесмены принялись строчить петиции, заявляя, что из-за чьих-то неумеренных аппетитов без работы останутся 500 человек.

Но вот что странно. Не желающие исполнять законные требования контролирующего органа представляют в налоговую инстпекцию данные, из которых следует, что во всех трех фирмах частников числится не больше 200 сотрудников, причем со средней зарплатой в 2000 рублей. Понятно, что львиная доля работников салаватского рынка перевозок не только нигде не зарегистрирована, но и получает жалование по-черному. Вряд ли водители станут горбатиться на владельца «Газелек» за смешные деньги, значит большая часть людей, трудящихся на благо собственников машин не заработает пособие по старости. Ни одна из более чем 200 маршруток, загрязняющих город, не числится на балансе частных транспортных контор, а значит никто не взимает с них транспортный налог.

Почему автопредприниматели скрывают истинное количество обслуживающего их персонала и сумму настоящих выплат шоферам – объяснимо. Кому охота отдавать 14,7% от своих доходов, если устраивать людей на работу «по-белому»? Тем более, что деньги собираются с водителей наличными и жгут руки хозяев. Для того чтобы по честному выдать зарплату, необходимо внести средства в банк, но, показав реальную прибыль, придется заплатить и налоги. И здесь уж частники не дураки светить свои настоящие доходы, представляя в фискальные органы, мягко говоря, искаженные данные.

Надо сказать, что рынок частных перевозок в Салавате – суперприбыльный. Город компактный, и одна «Газелька» за день может нарезать столько кругов по маршруту, что хозяину остается только руки потирать, подсчитывая барыши. По словам водителей, один микроавтобус, находящийся в частных руках, за вычетом бензина, зарплаты водителю и техобслуживания в Салавате приносит владельцу не меньше 57 тысяч чистой прибыли в месяц. А если во владении бизнесмена 120 маршруток, как у хозяина фирмы «Новый город» Марата Мусина? Предприниматель зарабатывает более млн. в год, однако в налоговые органы он сообщил, что его годовые обороты не более 900 тысяч рублей. Владелец 20 маршрутных такси Вадим Бауков, возглавляющий фирму «Маршрут-сервис» по самым скромным подсчетам получает не менее 13 миллионов рублей в год, а фискалам отчитывается, что его доходы не превышают 160 тысяч «деревянных». Надо отдать должное Баукову, он единственный из частных извозчиков показывает реальную зарплату – водители «Маршрут-сервиса» имеют на руки в среднем 16800 рублей, а вот прибылью коммерсант решил с государством не делиться. Собственник фирмы «Авто-лайн» Олег Петров собирает за 12 месяцев с 60-ти принадлежащих ему «Газелей» свыше 1 млн. долларов, однако в налоговой знают лишь о 750 тысячах рублей годовых доходов коммерсанта. Напомним, что мы подсчитывали возможную прибыль частных перевозчиков, исходя из того количества машин, которые они «засветили» в контрольных органах. Сколько на самом деле «ГАЗелей» разъезжает по Салавату и окрестностям не скажет никто. Но даже если учесть, что в маленьком городке на рынке частных перевозок «крутится» более 137 миллионов рублей, становится понятно, за что бьются частники, развязавшие войну против Росавтонадзора и местной администрации.

Смертельный наезд

Салават вздрогнул, когда случилось страшное. Уверенные в своей безнаказанности частники вторглись на салаватский автовокзал, не только паркуясь так, как душа пожелает, но и разъезжая чуть ли по пешеходам. Автовокзальное начальство, устав терпеть беспредел, огородило заборчиком место, где собирались стада «ГАЗелей». Тем более, что местное ФСБ, опасаясь, что бесконтрольным скоплением машин могут воспользоваться террористы, вынесло предписание немедленно удалить частные маршрутки с территории объекта повышенной опасности.

Однако автокоммерсанты посчитали, что их опять незаконно лишили свободы и проломили сваренные трубы, нагло выезжая через всю территорию вокзала. Трагедия должна была случиться, и она произошла. Один из частных извозчиков на большой скорости выскочив на вокзал, не только сбил 57-летнего мужчину, но и умудрился проехать по его голове, раздавив череп несчастного в лепешку. Это при том, что пожилой человек стоял спокойно на обочине, придерживая одной рукой велосипед. Надзорное ведомство сразу возбудило уголовное дело, поскольку вина водителя в смерти мужчины была очевидна. Однако очень скоро по городу пошли слухи, что дело «прикроют», списав вину на пешехода. Учитывая, что для горожан не является секретом, кто на самом деле стоит за коммерсантами, такое развитие событие было вполне вероятно. Младший брат погибшего, обивавший пороги надзорного ведомства, осознав какие длинные руки у автомафии, не выдержал страданий и умер от инфаркта на 40-й день после гибели близкого родственника. Теперь, когда бороться за то, чтобы шофер-лихач понес наказание стало некому, возможно уголовное дело действительно прекратят «за отсутствием состава преступления». Можно представить себе, что чувствуют и думают салаватцы, ежедневно наблюдая за действиями нахрапистых извозчиков.

Удивляет, что повышенная аварийность на местном рынке частных перевозок не волнует даже тех людей, кто призван отвечать за безопасность. Перевозчики «Автолайна» только в этом году 539 раз привлекались к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, водители фирмы «Новый город» попадались за нарушение 691 раз, шоферов «Маршрут-сервиса» штрафовали 114 раз. Драйверы, перевозящие пассажиров(!), стали виновниками 46 аварий, как минимум трижды салаватских частных извозчиков вытаскивали пьяными из-за руля.

Впрочем, новая городская администрация намерена покончить с беспределом и провести конкурс среди частных перевозчиков, доверив жизнь и безопасность горожан тем, кто способен соблюсти все условия, требуемые законодательством. Предприниматели, привыкшие конфликтовать с законом, понимают, что, скорее всего, конкурс не выиграют. Они этого и не скрывали, заявив, что в «купленном» состязании участвовать не станут, но по-прежнему будут возить людей. Коммерсанты сочли за лучшее объявить войну городским властям, и кто выйдет из нее победителем, большой вопрос. Салават – город маленький, а хватит ли сил у чиновников преодолеть круговую поруку, защищающую свой кусок пирога – неизвестно.

ПАМЯТКА СМЕРТНИКУ

10 причин, чтобы отказаться от поездки на «Газели»

1. Киллер в кабине

"ГАЗель", наиболее часто использующаяся в России в качестве маршрутного такси, не предназначена для пассажирских перевозок. На заводе-производителе, честно признают, что «ГАЗели» заполнившие улицы российских городов, вовсе не та модель, которая задумана разработчиками для маршрутных перевозок. «ГАЗ-322132» - имеющая усиленную раму, дополнительную защиту салона и ряд других мер повышающих безопасность, стоит заметно дороже! Поэтому по улицам ездят более дешевые модификации «ГАЗ-3221», прозванные машинами-убийцами.

2. Хочешь жить?

Маршрутные такси являются высокоаварийным видом транспорта. Журнал "За рулем" провел краш-тест стандартной «газельки» - 13 посадочных мест плюс место водителя. Испытание проходило на Дмитровском полигоне в Подмосковье в присутствии представителей Горьковского завода. Сам тест представлял собой фронтальное столкновение с неподвижным препятствием при 40-процентном перекрытии на скорости 56 км/ч. Результат говорит сам за себя - два «пассажира» (использовались специальные манекены) погибли, а остальные попали в «реанимацию».

3. Налоговые захребетники

Владельцы маршрутных такси не платят налогов ни в городскую, ни республиканскую казну, а значит, живут за наш с вами счет. Ни для кого не секрет, что частники, работая по льготной системе налогообложения, обязаны платить лишь 3-6% от общего оборота денежных средств, поступивших на банковский счет. Так как все расчеты идут наличными, коммерсантам незачем показывать свои реальные доходы, и они представляют фискалам некую минимальную сумму, которую они якобы заработали. С этой суммы и взимается налог, при том, что емкость рынка частных перевозок только в Уфе - в 0000.

4. Шансов нет

Агрессивная манера вождения маршрутчиков, вызванная конкуренцией за пассажира на дороге и стремлением сделать как можно большее число поездок, приводит к возникновению частых аварийных ситуаций. А если к и без того опасной езде частников добавить, что они останавливают машину по требованию пассажира в произвольных местах маршрута, в том числе не предназначенных для остановки, то шансы стать участником дорожной трагедии увеличиваются.

5. Свалка на дороге

Нередко на линии маршрутные такси выходят в ненадлежащем техническом состоянии, так как контролировать безопасность машин некому – ГАИ не в состоянии проверить каждую из тысяч маршруток, а частнику этого не нужно. Водители маршрутных такси часто работают с нарушением норм труда, иногда не отдыхая сутками, могут выйти на линию с похмелья и в поддатом состоянии, поскольку носят в карманах справки с печатями врача. Ни один предприниматель не возьмет на работу медика, который станет контролировать, в каком состоянии шоферы выезжают на линию – слишком накладно.

6. Пробка для пробки

Маршрутные такси являются причиной возникновения пробок. «ГАЗель» вмещает 13 пассажиров, а большой автобус 120! Из-за низкой пассажировместимости частные маршрутки не способны вывозить людей с остановок, образуются очереди на посадку, а порой и драки за право сесть в салон. На улицы выливается масса микроавтобусов, которые не соблюдают культуру вождения, часто перестраиваются, чтобы высадить или посадить пассажиров, делая это зачастую крайне резко и неожиданно для других водителей на дороге.

7. Держи карман шире

Маршрутные такси намного дороже государственного транспорта. И причина здесь вовсе не в цене на билет, которая всегда выше, чем у государственного перевозчика. Дело в том, что маршрутные такси принадлежат огромному числу частников, которые никогда не пойдут на введение проездных билетов. Проездные билеты ("сезонки") позволяют значительно экономить на поездках, делая пересадки внутри системы городского транспорта, добираться кратчайшим путем без дополнительных затрат. Человек получает возможность выйти по пути, допустим в магазин, а затем сесть в автобус того же маршрута и продолжить свой путь. В маршрутных такси ничего этого нет. Более того, люди, пользующиеся маршрутными такси, не замечают, сколько теряют денег, сравнивая лишь цену на проезд и не задумываясь об утраченных возможностях.

8. Владимирский централ на колесах

В маршрутном такси, как правило, отсутствует культура обслуживания пассажиров. Стремление водителей маршруток к максимальной прибыли, а следовательно к максимальной загрузке автобуса, иногда приводит к тому, что «ГАЗели» не отправляются с конечных остановок до заполнения, что делает время поездки менее предсказуемым. Зачастую пассажиры вынуждены слушать навязчивые мелодии из автомагнитоллы шофера, и вовсе не факт, что они соответствуют вкусам большинства пассажиров. Водители часто грубят, отказываются принимать к оплате по их мнению "слишком мелкие" или "слишком крупные" купюры, "пролетают" мимо остановок. Не секрет, что многие водители маршруток, это бывшие заключенные, такой специфический опыт также негативно сказывается на общей культуре обслуживания.

9. Мафия не бессмертна

Отдавая свои деньги маршруткам, вы финансируете аварии, дорожные пробки и грубость на дорогах. Не забывайте, что все больше городов отказываются от «ГАЗелей» - Омск, Казань, Новосибирск, Алма-Ата уже заявили о постепенном выводе этих машин из маршрутного движения.

10. Мы не рабы, рабы не мы

В странах Евросоюза, в США и Японии маршрутных такси, как явления вообще нет! Зато такой вид частного извоза процветает в Африке, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии... О чем это говорит? О том, что России пора выбираться из списка стран третьего мира.

"