Posted 11 ноября 2014,, 10:08

Published 11 ноября 2014,, 10:08

Modified 10 ноября 2022,, 18:44

Updated 10 ноября 2022,, 18:44

В Башкирии могут производить инкубаторы для спасения младенцев по итальянской технологии

11 ноября 2014, 10:08
Башкортостан в последние дни стал настоящим центром перинатальной медицины в России – так, с участием вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец в Уфе открылся крупнейший частный госпиталь в России «Мать и дитя», а действующее уже давно отделение патологии новорожденных в республиканской клинической больнице было признано одним из лучших в стране. Сейчас же в правительстве республики решается судьба еще одного серьезного проекта, способного сделать Башкортостан монополистом по производству оборудования, крайне важного для спасения малышей. Итальянская компания Bertocchi S.r.l Elettromedicali, некогда открывшая самый первый перинатальный центр в СССР, обратилась к президенту Башкирии Рустэму Хамитову с предложением открыть фабрику по производству своей эксклюзивной продукции в Уфе.

Люльки спасения

В городке Кремона, неподалеку от Милана, живет элита искусства и науки и все «самое-самое»: самая старинная в Европе церковь, вдохновившись изгибом фасада которой, Амати тут изобрел скрипку, концертный зал имени другого знаменитого кремонца, Страдивари, выступить в котором считается высшим пилотажем для любого музыканта. А еще в этом удивительном городе действует компания, которую некоторые называют «Страдивари от медицины». При встрече на улице ее седому статному директору горожане почтительно кланяются – у себя на родине он пользуется таким же уважением, как у нас доктор Рошаль, ведь его маленькая по мировым меркам фабрика уже 75 лет спасает по всему миру жизни крохотных малышей, только вошедших в наш мир.

Вместе с директором Bertocchi Elettromedicali синьором обходим цеха фабрики, которая долгие годы снабжала практически весь Советский Союз уникальной продукцией – самыми технологически совершенными переносными инкубаторами, позволяющими транспортировать недоношенных или больных новорожденных на вертолетах, самолетах и каретах скорой помощи. Чтобы было понятно: это так называемые кувезы - оснащенные сложнейшей техникой «люльки», каждую минуту поддерживающие нужную температуру и состояние воздуха внутри капсулы, в которую помещается малыш, с точностью до доли градуса. В ситуациях, когда счет в операциях по спасению крошечных жизней идет на секунды, им нет альтернативы и тем более - цены.

Замечаю, что по стенам фабрики развешаны фотографии синьора Бертокки то с Папой Римским, то с самыми разными знаменитостями.

- Наша компания является старейшей в мире из ныне действующих производителей оборудования для госпитальной неонатологии, - рассказывает он в ответ на мои расспросы. - Официально она основана моим отцом в 1939 году, но семейная династия наша создавалась гораздо раньше – еще мой дед в конце XIX века выпускал медицинское оборудование, а сейчас обе дочки продолжают наше дело. Я и сам всю жизнь отдал науке, разрабатывая «ноу-хау», запатентованные и сертифицированные сейчас по европейским стандартам. По ним сегодня мы производим оборудование, пользующееся стабильным спросом в странах Европы, Ближнего Востока и многих других.

Вижу фото Джакомо с Борисом Ельциным, и вместо объяснений он начинает рассказывать про то, как судьба свела его с нашей страной, а также Башкирией. Как выясняется, уже больше 20 лет назад.

- Да, и в Россию мы очень много продавали нашу продукцию, в основном - по линии госзакупок вашего министерства здравоохранения. Сертификатами Госстандарта России обзавелись еще много лет назад. Началось все с того, что, узнав о нашем уникальном оборудовании, меня пригласили поработать на СССР. Это, нужно сказать, было время какого-то невероятного патриотического подъема, энтузиазма, ломки всего устаревшего! Именно нашей компании тогда, в 1987 году, было доверено открыть самый первый в стране Центр интенсивной терапии новорожденных в Одессе. Его возглавил Борис Резник, ставший потом главой минздрава Украины. После первого успешного опыта в Одессе нас опять пригласили, уже в Москву, в правительство СССР. Как результат - перинатальные центры с нашим оборудованием были растиражированы по всей стране! Конец 80-х стал для Советского Союза настоящим прорывом в переоснащении государственных клиник и роддомов, это были лучшие времена нашего сотрудничества. Уже после развала СССР мы долгое время оставались одними из главных экспертов на Конгрессах педиатров России и даже открыли небольшое сборочное производство нашей продукции по соседству с Башкирией, на базе чувашской «Медтехники». В те времена я и побывал в Уфе, около 20 наших инкубаторов были закуплены и для вашей республики. Недавно я выяснил, что некоторые из них до сих пор успешно работают в ваших роддомах, больше 20 лет, и получают от медиков только одобрительные отзывы! – рассказывает синьор Бертокки.

Все остановил нынешний кризис, больно ударивший по Италии. Джакомо показывает площадку перед своей фабрикой: «Видите, тут еще вчера бурно трудились десяток предприятий, а сегодня еле дышит только Barilla, да и то потому, что итальянцы могут прожить без всего, но только не без пасты…»

В этом году к неразберихе в собственной экономике добавились взаимные санкции Европы и России и невероятный рост курса евро к рублю. В кулуарах громко заговорили о том, что уже с января 2015 года Россия может запретить импорт медицинского оборудования для госнужд с целью поддержки отечественного производителя. Как вариант - сильно ужесточить такие закупки. Западные компании испытывают сегодня шок при одной только мысли о возможном «закрытии» для них огромного российского рынка. Как это скажется на медицине самой России, эксперты пока гадают, но уже раздаются предостережения о том, что, лишая себя самого качественного западного оборудования, страна рискует оказаться наводнена азиатскими подделками, подчас попросту опасными для самых беззащитных, новорожденных пациентов. Как показывает практика, китайский товар при любых эмбарго неизменно находит себе дорогу на любой рынок.

- В общем, поломали мы голову над ситуацией и пришли к мнению, что необходимо кардинально поменять свою стратегию, - рассказывает мой собеседник.

Единственно логичный сегодня путь к спасению сложившегося сотрудничества в Bertocchi увидели в тесной кооперации с российским предприятием либо в создании стопроцентно российской компании. Для старта в новом формате решили выбрать регион-лидер в перинатальной сфере - Башкортостан.

Проект «Россия»

В нынешнем сентябре синьор Бертокки, побывав в Москве, провел встречу с Полномочным представителем Республики Башкортостан при Президенте РФ Артуром Шайнуровым, а затем, после первого тура переговоров, направил свои предложения президенту РБ Рустэму Хамитову, по поручению которого их изучают сейчас в правительстве республики. Начала компания переговоры также с одним из самых активных депутатов Госдумы РФ от Башкирии Салией Мурзабаевой, заместителем председателя комитета Госдумы по охране здоровья.

Суть нового формата, предлагаемого итальянцами республике, – открытие в Уфе собственной, полностью или частично государственной фабрики по сборке неонатального оборудования с ориентиром на выпуск продукции для всей России и стран бывшего СССР. Главное – фабрики сугубо российской по происхождению и, соответственно, не подпадающей под вероятные эмбарго России в отношении иностранных компаний. Для такой фабрики Bertocchi S.r.l Elettromedicali готова бесплатно передать свои ноу-хау, европейские сертификаты, позволяющие продавать производимое оборудование по всему миру, а также безвозмездно провести настройку производства и обучение персонала. Республике или уполномоченной ею компании предлагается подобрать в Уфе подходящее помещение размером около 500 квадратных метров, пару квалифицированных техников, пару менеджеров и закупить первую партию компонентов для сборки, по цене существенно ниже рыночной. Более того – компания готова передать российскому партнеру даже портфель с десятками предконтрактных договоренностей, заключенных ею с различными российскими потребителями, но замороженных пока в силу обстоятельств.

- Их не менее 60-ти, и при более благоприятном стечении международных обстоятельств они могут быть вновь актуализированы и тогда смогут послужить новой фабрике в качестве стартовых заказов, - говорит синьор Бертокки.

…Мы переходим в другой цех фабрики, где выстроены в ряд прозрачные «люльки» с веселыми утятами на борту, и тут разговор переходит к главному – собственно, к сути того, что производят в Кремоне. Первое – это уникальные по конструкции транспортные инкубаторы для младенцев.

- В отличие от продукции других фирм они оснащены встроенной экстренной и транспортной вентиляцией, а также сконструированы без окошек с резиновыми прокладками. Все другие модели на рынке оснащены такими окошками, а на них хочешь не хочешь концентрируется гибельная для малышей инфекция, - подключается к разговору менеджер фабрики по качеству Массимо Бергамаски.

Другой вид оборудования, сборку которого компания предлагает наладить в Уфе – самый современный на сегодняшний день трансиллюминатор, позволяющий использовать его для диагностики новорожденных взамен УЗИ и рентген-облучения. Достаточно поднести безвредный луч к нужному органу, и он просвечивается насквозь!

Наконец, самый эксклюзивный прибор – очень редко пока используемый в России - неонатальный билирубинометр, способный определить уровень билирубина у малыша по единственной капле крови из капилляра. Взрослым такой анализ обычно делают путем забора крови из вены, но для новорожденных с их сосудами-ниточками подобная процедура невозможна.

- Есть, конечно, аппараты, которыми медики пытаются определять уровень билирубина без прокаливания кожи, приложив некий аппарат ко лбу ребенка, но погрешность в результатах таких анализов слишком велика – они ловят отклонения в пределах до 11 мг/дл, в то время как уровень билирубина у новорожденных часто зашкаливает за 25 мг/дл!

- И это при том, что в России, шагнувшей вперед во многих других отраслях медицины, почему-то явно недооценивают опасность высокой концентрации билирубина в крови, а ведь он сплошь и рядом приводит к инвалидности по зрению, слуху, двигательным возможностям, к ментальным отклонениям. И именно в случаях, когда проблема не была обнаружена вовремя в первые дни жизни, в самый беззащитный период жизни человека, - сетует Массимо. - Крайне важна быстрая и точная диагностика. У нас в Европе выявление кристаллов билирубина в ядрах основания мозга у новорожденных в первые же дни жизни считается крайне важным еще с середины XIX века и давно уже признано фактором, прямо влияющим на все последующее здоровье человека!

Инкубаторы из Башкирии

В отличие от европейских стран, где уже действует масса специальных государственных программ для борьбы с повышенным уровнем билирубина, Россия пока не имеет ни одной, сокрушается синьор Бертокки. Именно поэтому республика сегодня, на его взгляд, может выступить новатором – инициировать создание специальной федеральной целевой медицинской программы под условным названием «Билирубин».

- В рамках такой программы, при государственном финансировании, можно было бы широко внедрить по всей России самые точные билирубинометры и тем самым сделать рывок в профилактике инвалидности и среди россиян. Это стало бы огромным вкладом вашей республики в здоровье нации, - говорит итальянец.

Дело, впрочем, не только в моральной стороне вопроса и лаврах первопроходца в производстве высокотехнологичного оборудования для роддомов и больниц всего СНГ, которые может снискать благодаря предложениям итальянцев Башкортостан. По подсчетам экспертов рынка, потребности только одной России в современных транспортных инкубаторах для малышей составляют не менее двух-трех тысяч штук, а производить их фабрика в Уфе сможет до тысячи в год. Потребность в капиллярных билирубинометрах и трансиллюминаторах вообще не ограничена: исчисляется минимум 10-15 тысячами экземпляров. Это значит, что республика сможет довольно быстро окупить проект и начать получать дополнительный доход, если учесть, что сегодня базовая стоимость каждого инкубатора на рынке составляет до 15 тысяч евро, а билирубинометров - до четырех тысяч евро.

Самое важное в проекте – скорость принятия решений, говорят в Италии. Им уже начинают интересоваться другие регионы России, ведь правила игры на рынке России существенно изменятся уже спустя всего лишь пару месяцев, и тогда наверстывать упущенное будет намного сложнее.

Спешить нужно и по другой причине, считает доктор Бертокки: младенческая смертность в России, составлявшая в 1950 годах до 50 процентов и выше, к сегодняшнему дню, конечно, снизилась существенно, но все еще остается в последнее десятилетие на уровне 8,6-13,2 процентов. А буквально недавно, в 2012 году, претерпела резкий рост, почти на четверть, и это вызывает тревогу у медиков. Число детей, умерших в возрасте до года из каждой тысячи родившихся в Европе, сейчас составляет 75-80 процентов от общей детской смертности, причем 75-85 процентов из них умирают в первые 28 суток жизни. В России статистика остается еще печальнее. По данным минздрава РФ, около пяти процентов младенцев в России рождается недоношенными, больными – до 40 и выше.

- Дать выжить малышам именно в первые дни жизни очень важно. Ваш президент мне кажется одним из самых энергичных и здравых руководителей регионов в России, поэтому именно ему я решил предложить проект, которому отдал всю свою жизнь, - резюмирует Джакомо.

В Башкортостане идею об открытии производства перинатального оборудования и государственные, и частные эксперты восприняли с энтузиазмом. В министерстве здравоохранения республики подчеркнули, что имеют все условия для его организации в республике. Вопрос пока заключается в том, чтобы оценить потенциальный рынок России и стран СНГ в части предлагаемого к выпуску оборудования, ведь если реализовать проект, то с расчетом на большой ареал, рынок самой республики слишком узок.

- Возможность скорого введения эмбарго на закупку импортной медицинской техники пока лишь обсуждается, - говорит начальник управления материально-технического обеспечения министерства здравоохранения РБ Рустам Исхаков. - Но я допускаю, что такое решение может быть принято, ведь с нынешнего лета уже ввели жесткое ограничение на закупку для госнужд автомобилей скорой помощи, и теперь можно закупать их для наших больниц либо российского производства, либо импортные, но собранные в России. Поэтому предложение итальянской компании в такой ситуации логично и для Башкирии интересно, поскольку позволит и пополнить бюджет республики дополнительными налогами, и снизить цену на оборудование для самой республики.

На первом этапе оптимальна была бы сборка сложного перинатального оборудования из готовых частей – приходится, увы, смириться с тем, что в области точного медицинского оборудования мы отстали от Запада. Подавляющее большинство сложного медицинского оборудования мы закупаем из-за рубежа, исключение составляет разве что тяжелая техника типа рентген-кабинетов, МРТ, единичные производители которого есть в России, в Екатеринбурге, Перми, Санкт-Петербурге.

В любом случае все, что производится у нас, это все же техника среднего, не экспертного класса, и своими силами импортозамещение в этой области мы пока не «потянем». Лидируют по поставкам качественного медоборудования в Россию Германия, США, Италия и другие западные страны. Например, последние закупки для республики так называемых «авиаторов» - 10 транспортных инкубаторов для новорожденных – были сделаны в 2012 году, и куплены они были в Европе. В 2011-2013 годах в целом на новое медицинское оборудование в республике было потрачено более 2 млрд рублей по программе модернизации Минздрава РБ, многое обновилось.

Но время идет, технологии меняются, и необходимость оснащения современной техникой наших роддомов и больниц остается актуальной, и проект создания собственной фабрики ее по производству в Башкирии могло бы стать удачным начинанием.

Гульчачак ХАННАНОВА.

"