Posted 11 октября 2011,, 17:06

Published 11 октября 2011,, 17:06

Modified 10 ноября 2022,, 18:55

Updated 10 ноября 2022,, 18:55

Водители частных автобусов в Башкирии перевозят детей, будучи «под газом»

11 октября 2011, 17:06
В Башкирии началась профилактическая операция «Автобус», направленная на снижение количества ДТП с участием маршрутного автотранспорта. В рамках операции, где задействован весь личный состав ГИБДД, особое внимание будет уделяться техническому состоянию автобусного парка, наличию необходимой документации и соблюдению правил дорожного движения. Ежедневно сотрудниками ГИБДД республики за различные нарушения ПДД к административной ответственности привлекаются более 1000 водителей. Из-за наличия технических неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, ежедневно запрещается эксплуатация более 300 автобусов.

Между тем, как только автоинспекторы взялись за проверку частных автобусов, сразу выяснилось, что пассажиры, передвигающихся на частных маршрутках, подвергают свою жизнь опасности. Так, на улице Ленина в Уфе в час пик сотрудники ГАИ остановили автобус «ПАЗ», полный народу, водитель которого оказался нетрезв. Людям пришлось пересесть на другое транспортное средство, так как после медицинского освидетельствования шофера маршрутки, «ПАЗик» отравился на штрафную стоянку.

На трассе Самара – Уфа – Челябинск в пригороде столицы Башкирии в пять утра задержали еще одного нетрезвого водителя частного автобуса "Хундай", который перевозил воспитанников спортивной школы Октябрьского. Ребята, среди которых были в основном кандидаты и мастера спорта по ориентированию, ехали в Уфу в республиканский физдиспансер на медосмотр. А оказалось, что специфическая медицинская помощь нужна 53-летнему шоферу. При проверке документов инспекторы почувствовали от водителя запах алкоголя, сомнения подтвердил алкотестер - прибор зафиксировал превышение допустимой нормы в 600 раз! Мужчина уверял, что выпил перед рейсом только бутылку пива, но проведенное медицинское освидетельствование показало, что в крови мужчины содержится 615 промилле алкоголя.

А ведь нетрезвый водитель вез 18 юных спортсменов, возможно, - будущую гордость республики, жизнь которых подвергалась страшной опасности. Любопытно, что попавшийся пьяным за рулем мужчина имеет 30-летний водительский стаж, и его легкомыслие может объясняться только тем, что он не впервые везет людей подшофе.

Для частных предпринимателей, получивших лицензию на пассажироперевозки и нанимающих водителей с личными автобусами обслуживать людей, нет смысла содержать медиков, которые следили бы за состоянием здоровья тех, кто садится за руль. Для коммерсанта главное – прибыль, и он никогда не станет тратиться на «ненужные» расходы, сознательно рискуя жизнями людей. Ведь в случае несчастья, ответственность ляжет на водителя, а не на того, кто выписал ему путевку и отправил в рейс.

По данным УГИБДД МВД по РБ, в ходе операции "Автобус" было выявлено около двух десятков водителей, управлявших автобусами в нетрезвом виде. А специалисты Госнаркоконтроля в результате специального освидетельствования в 2010 году поймали 78 водителей, употребляющих наркотики. И это лишь капля в море, поскольку не все употребляющие за рулем попадаются инспекторам.

По словам гаишников, во время проведения операции «Автобус» улицы крупных городов пустеют – частники предпочитают не выезжать на улицы, чтобы не встречаться с инспекторами ГИБДД. Если сегодня в Уфе зарегистрировано около 8000 тысяч автобусов, то в момент профилактической полицейской операции в рейсы выходит лишь четверть из них, способных похвастаться нормальным техническим состоянием и соблюдением всех правил пассажирских перевозок.

Остальные не выходят на линии, потому что большая часть из них возит пассажиров на машинах, место которым на свалке, а не на дорогах республики. Такие автобусы не имеют права не только обслуживать людей, но и вообще появляться на проезжей части, так как в любой момент могут создать аварийную ситуацию.

По словам главного гаишника Башкирии Динара Гильмутдинова, во время операции «Автобус» только за один день стражи порядка снимают номера с 2000 машин, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии: «Людей возят на настоящем металлоломе». Многие из «арестованных» автомобилей, представлявшие опасность для пассажиров, передвигаются по городу с неисправной тормозной системой и рулевым управлением.

- Большая часть ДТП на общественном транспорте происходит из-за аварийного состояния пассажирских автомобилей, - говорит глава УГИБДД по РБ.

Понятно, что все эти автобусы, которые г-н Гильмутдинов называет «утильсырье», паркуются у собственных подъездов и едут на ремонт, только когда развалюха начинает дышать на ладан. Эти перевозчики не имеют материально-технической базы, собственных площадей, парковки и возможности проводить техническое обслуживание автомобилей.

По словам г-на Гильмутдинова, после операции «Автобус» во все ведомства, в газеты идут пачками жалобы от частных извозчиков, мол, им мешают работать.

- Нет никаких претензий к новым исправным автобусам, - говорит Динар Загитович. – Частные перевозчики обязаны привести свой транспорт в порядок, иначе им никто перевозить людей не позволит.

Частные перевозчики считают, что по Конституции им гарантировано право на труд, и ни одно надзирающее и контролирующее ведомство, стремящееся заставить «нелегалов» соблюдать правила, - им не указ. Как только таких горе-извозчиков начинают «прижимать», они кричат, что их лишают куска хлеба, не задумываясь, что этот аргумент для нарушителей закона абсурден. Ведь никому не придет в голову говорить о голодающих семьях привлеченных к ответственности бутлегеров, сутенеров и наркодельцов. Те, кто выезжают в рейс на неисправных машинах и нетрезвыми за рулем, подвергая угрозе жизни пассажиров, - такие же преступники, не заботящиеся о безопасности населения.

В ГИБДД МВД по РБ предупреждают, что ко всем водителям и автотранспортным предприятиям, пренебрегающим правилами безопасности, будут применяться меры, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

Валентин ОРЛОВ.

Между тем

Очередное дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом случилось на минувшей неделе в центре столицы Башкирии. Здесь рейсовый автобус «ПАЗ», следовавший по маршруту № 272 «ДОК – Телецентр» в 10 утра прямо на зебре на перекрестке улиц Ленина и Кирова задавил 73-летнюю бабушку. Пенсионерка скончалась на месте от травм, несовместимых с жизнью. Пожилая женщина, нашедшая свою смерть под колесами автобуса, переходила дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора и никак не ожидала, что зазевавшийся водитель, выезжавший на перекресток со стороны улицы Чернышевского, ее не заметит. Управлял автобусом 24-летний Геннадий Никифоров, зарегистрированный в качестве частного предпринимателя и не имеющий большого водительского стажа. Просто парень купил автобус и посчитал, что может перевозить людей. Путевку на право передвигаться по этому маршруту коммерсанту выдала фирма «Звезда», не входящая в реестр пассажироперевозчиков, утвержденный в уфимской мэрии.

Против молодого человека возбудили уголовное дело по ч.3 ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения, повлекшего смерть человека»), и в случае, если суд признает его виновным, ему грозит до пяти лет лишения свободы.

А вот руководство фирмы, незаконно набравшее на маршрут водителей с личными автобусами и отправившее их стричь купоны с прибыльной городской линии, останется в стороне от какого-либо порицания. Во-первых, потому что с нее взятки гладки, так как «Звезда» не является легальным оператором маршрута, соответственно никакой ответственности не несет ни за регулярность появления автобусов на этой линии, ни за безопасность самих транспортных средств, ни за подготовку водителей, выезжающих в рейс. Но при этом в компании считают возможным собирать деньги за выдачу путевок на основании выданной Росавтодорнадзором лицензии. Участвовать в муниципальных конкурсах по распределению маршрутов такие перевозчики считают излишним. Потому что понимают: как только они получат официальный статус, будут вынуждены придерживаться цивилизованных правил игры – соблюдать расписание, следить за состоянием здоровья водителей и автомобилей, содержать гаражи и медиков. И тогда прощай шальные деньги, которые сегодня государство никак не контролирует. Сколько средств крутится на уфимском рынке пассажироперевозок, вам не скажут даже в налоговой инспекции, а уж тем более какое количество наличной денежной массы проходит мимо казны. Нелегалы наводнили город, потому что этот способ заработка прост, бесконтролен и не требует ответственности ни перед пассажирами, ни перед государством. И пока власти не найдут способ навести на этом рынке порядок, под колесами и в салонах автобусов неумелых водителей будут гибнуть люди.

"