Posted 11 августа 2009,, 16:20

Published 11 августа 2009,, 16:20

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

Любители оставлять гадости в комментариях на интернет-сайтах попали за решетку

11 августа 2009, 16:20
Разрешение на беспрецедентный арест дал Орджоникидзевский суд Уфы, отправив на два месяца за решетку до начала процесса руководителя фирмы «Николай и компания» Николая Швецова, его помощника Сергея Орлова, бухгалтера этой же конторы Константина Нестерова и старших научных сотрудников РАН Игоря Кучумова и Ильдара Габдрафикова, подозреваемых в экстремистской деятельности. Все заключенные под стражу уверяют, что пострадали за свои «журналистские» взгляды и несогласие с политикой башкирского правительства.

Однако следователи утверждают, что мужчины вели в интернете активную подрывную деятельность, призывая к насильственному свержению власти. И столь жесткая мера пресечения - адекватный ответ на игры обвиняемых в сети.

Шаловливые ручки

58-летний Николай Швецов, как установило следствие, является фактическим владельцем сайта «Уфагуб», недавно запрещенного судом. Сергей Орлов - администратор сайта, а остальные арестованные - авторы, публиковавшие свою точку зрения на происходящие события на этом информационном портале.

Интересно, что все арестованные на самом деле пострадали вовсе не за свои взгляды, опубликованные на «независимом» портале, а за гнусные комментарии, которыми славился сайт. Напомним, под каждой статьей, размещенной на этом ресурсе, за короткое время появлялось от 50 до 200 комментариев, унижающих человеческое достоинство многих известных в Башкирии людей и башкирской нации в целом, а также призывающих уничтожить существующую власть. Например, президента республики неизвестные писатели иначе как «мордозадом» не называли, заявляли, что курай - это башкирская клизма, по чистой случайности ставшая национальным инструментом, а большая часть опусов, оставленных анонимными авторами, была создана исключительно из нецензурных слов. Причем, каждый автор, как по заказу, требовал «опрокинуть» власть «обезьяне­сучьего племени», «ублюдков», «макак» и «грязных башкирят». (Мы приводим самые приличные выражения из оставленных на сайте комментариев).

- Я всегда думал, что эти комменты на сайте оставляет робот, - говорит один из компьютерщиков. - Есть такие программы, которые часто используют для раскрутки новых сайтов, вовлекая пользователей в обсуждение той или иной новости. Достаточно заложить в программу ключевые слова и робот сам будет составлять комментарии, якобы написанные заинтересованными людьми.

Однако оказалось, что все гнусности, которые появлялись на «Уфагубе», - дело рук человеческих. По крайней мере, следователи доказали, что подозреваемые в экстремистской деятельности г­да Орлов, Кучумов, Швецов, Нестеров и Габдрафиков лично приложились к написанию матерщины и призывов к свержению существующего строя. Причем графоманы так стремились оставить после себя как можно больше мерзких слов, что выходили на сайт для написания гадостей даже с собственных мобильных телефонов, по которым вели личные переговоры. Правда, пакостники маскировались, часто меняя симки, но это не стало препятствием для следствия - сыщики сумели доказать, что, кроме обвиняемых, этими аппаратами никто не пользовался.

Анонимы, видать, считали, что ответственность за оскорбления в редакционной статье несет автор, а вот за комментарии к ней привлечь невозможно, это все равно, что искать по почерку тех, кто написал гадости на заборе. Однако пойманный за руку человек, расписавшийся на заборе, может запросто отправиться в камеру на 15 суток - за нарушение общественного порядка.

И до недавнего времени российское законодательство не имело механизмов для привлечения интернет-хулиганов, да и, похоже, никто не задавался целью поймать за руку анонимных писак.

Но когда число оскорбительных комментов на «Уфагубе» перешло разумные пределы, а их содержание опровергало любые морально-этические нормы, следователи отдела по расследованию по особо важным делам СУ СК при прокуратуре РФ по РБ всерьез занялись поиском шаловливых ручонок. А когда нашли, суд применил к ним меру несоразмерную с совершенным преступлением, закрыв не на 15 суток, а на два месяца.

Игры в палате №6

По мнению исполняющего обязанности прокурора Башкирии Виктора Логинова, эта мера пресечения вовсе «не является суровой».

- С одной стороны, преступление, в совершении которого подозреваются эти пятеро задержанных, средней степени тяжести, - говорит г-н Логинов. - Но с другой - результат их противоправной деятельности мог привести к совершенно другим, в том числе тяжким и особо тяжким преступлениям - на улицах могли бы твориться беспорядки. Но в любом случае – это решение принимал суд.

Но арест пятерки «смелых» оказался настоящим шоком для всего правозащитного сообщества. Предводитель этих свергателей существующего режима Николай Швецов не пользовался авторитетом у башкирских оппозиционеров, но и те тут же сочинили письмо президенту страны Дмитрию Медведеву о недопустимости уголовного преследования людей за инакомыслие.

- Арест этих лиц является чрезмерным действием властей, поскольку они не являются общественно опасными преступниками, - уверены члены бюро координационного совета башкирской оппозиции. - Можно и нужно было ограничиться, например, подпиской о невыезде или, в крайнем случае, домашним арестом.

То есть политические соратники Швецова уверены, что «Коля перегнул палку», но считают, что тюремные нары слишком жестокое наказание для профессионального правдоруба. Тем более, что престарелый борец с режимом имеет целый букет серьезных заболеваний, которые могут стать для него губительными в условиях неволи.

- Мне всегда казалось, что обилие комментариев на «Уфагубе» объясняется неадекватностью его владельца, - сказал нам один из «коллег» Швецова по борьбе с «режимом». - С такой упертостью, достойной лучшего применения, ежедневно марать одни и те же оскорбления может только психически больной. Наверное, и нужно было изолировать этого человека, но не в тюрьму, а в больничную палату.

Как теперь выясняется, пачкал интернет-пространство не один Швецов, а с целой командой единомышленников. И действительно, вместе с ума не сходят, вместе только гриппом болеют.

- Ими двигала борьба за правду, - сочувствуют сейчас заключенным.

- Или болезненное желание самоутвердиться, - считают психиатры. - Если же речь идет о здоровых людях, то скорее всего, они просто отрабатывали гонорар.

Люди, знающие Николая Швецова, уверяют, что сначала коммерсант открыл сайт для удовлетворения собственных писательских амбиций - самодеятельный историк принялся выкладывать в интернет псевдонаучные статьи о прошлом Башкирии. Но сайт, где якобы развенчивались политические мифы, оказался востребован различными силами, имеющими свой счет к Башкирии и готовыми платить за размещение здесь компрометирующих материалов. Неожиданная прибыль окрылила самодеятельного историка, и вскоре исторические опусы пера г­на Швецова потерялись в горе компромата, сливающегося на «Уфагуб» из даже враждующих источников. Понятно, что к правозащитной деятельности ресурс не имел никакого отношения, но нюх бизнесмена подсказал владельцу сайта, что этот скандальный ореол следует поддерживать любыми способами.

Политический след

У столь громкого ареста появилась и политическая версия - мол, недавно «закрыли» башкирского националиста Айрата Дильмухаметова, и власти республики решили сравнять счет, бросив за решетку сторонников русского шовинизма. Мол, пусть теперь в Кремле решают, кого на самом деле в Башкирии больше - тех, кто отстаивает избранность башкир, или тех, кто гнобит коренную нацию.

Но эта идея, на наш взгляд, не выдерживает никакой критики, и на самом деле все намного проще.

Например, недоверие местной оппозиции к Швецову и Ко объясняется уверенностью, что предприниматель «работает» на правоохранителей. Впрочем, заподозрить Швецова в близости к «органам» было нетрудно. Говорят, что «бывших ментов не бывает», а Николай Александрович в свое время трудился в райотделе внутренних дел Благовещенска, да и Сергей Орлов выходец из милицейского ведомства. Правда, в свое время Николай Анатольевич с треском вылетел со службы за «злоупотребление должностными полномочиями», «дискредитирующим звание» работника МВД, но знакомства и связи у него могли остаться.

Кроме того, слишком часто на сайте появлялись «сливы» из силовых ведомств - внутренние документы, которые никак не могли попасть в руки простого человека. И надо же так тому случиться - всегда тайные бумаги компрометировали следственную группу.

Однако один из оперативников, расследовавших это дело, только рассмеялся, услышав про близость обвиняемых к силовикам.

- Секретные документы они сочиняют сами, - сказал он. - Делается это просто и не нужно экспертизы, чтобы увидеть подделку. «Шапка» тайной бумаги берется от реального постановления, выданного им на руки, а текст, идущий дальше - фантазии авторов сайта.

- Неужели нельзя этих людей привлечь за подделку государственных документов? - удивились тогда мы.

- А кто в этом случае потерпевший? - спросил нас опер. - Только мы сами. Но мы найдем способ их привлечь.

И нашли. Правоохранителей по-человечески можно понять. Никогда не стоит шутить с силовыми органами.

Паутина заговоров

Арестованные называют себя журналистами и публицистами. Например, творчество Сергея Орлова можно увидеть на его личном блоге, многие из размышлизмов этого автора потом перекочевывало на «Уфагуб». Парень зарабатывал на администрировании сайта и иных доходов не имел, а сочинение матерных комментариев, скорее всего, входило в его «должностные» обязанности. Николая Швецова многие знают как хорошего предпринимателя и… профессионального сутягу, от которого стонут многие суды. Это он лично обжаловал каждое постановление следователей, с таким же упорством строча жалобы во все инстанции, с каким оставлял комментарии на злополучном сайте. Остальные - доцент РАН Ильдар Габдрафиков и Константин Нестеров, похоже, «следили» на портале за вознаграждение. Потому что трудно представить, что столь изматывающую душу работу люди делали исключительно из «неприязненных отношений» к власть имущим.

Уголовное дело по факту экстремистских публикаций на «Уфагубе» возбудили в мае прошлого года, но, получив справку о том, что сайт зарегистрирован в американском штате Аризона, который не выдает данных о владельцах, приостановили расследование. Казалось бы, хозяевам оппозиционного ресурса нужно было только радоваться, что следователи уткнулись в непробиваемую стену несовершенства законодательства. Но, похоже, правоохранительное прошлое Николая Швецова и Сергея Орлова не давало покоя профессиональным революционерам. Убежденные, что находятся вне зоны досягаемости правоохранителей, вредные бунтовщики принялись измываться над теми, кто успел потрепать им нервы, причем в свойственной подленькой манере подтасовки фактов и документов.

Например, на сайте появлялось фото спящего мужчины с подписью о том, что изображенный на снимке - начальник отдела центра по борьбе с экстремизмом при МВД по РБ Руслан Сайфутдинов, расследовавший дело «Уфагуба», напившись пьяным валяется на рабочем месте. Или очередной фальшивый документ о том, что следственная группа, занимавшаяся сайтом, лишена премии за служебное несоответствие и неумение работать.

- Руслан Сайфутдинов вообще не пьет, - рассказали нам знающие милиционера люди. - Но эта публикация, конечно, задела его и заставила рыть против владельцев сайта с особым тщанием.

Игорь Кучумов - сотрудник Академии наук РФ, и как он сам уверял в одном из интервью, опубликованном на скандальном портале, - спонсор этого сайта.

- Деньги я перечисляю по схеме, которая не позволяет отследить отправителя и получателя. Так что пусть следователи работают! - хвастался научный сотрудник, играя с «органами». - Нужны доказательства, а их никогда не будет. Вроде все просто, а за хвост поймать нельзя! Тут нужен ум Сократа, а не следователя прокуратуры РБ.

Может, не стоило ему делать столь поспешных заявлений?

За более чем год расследования дела «Уфагуба» следователи сумели добыть железные доказательства о том, кому принадлежит портал, имеющий заграничную прописку и о причастности авторов сайта к экстремистским призывам, провести массу лингвистических и технических экспертиз, свидетельствующих об авторстве гнусных выкладок.

- Арестованные граждане обвиняются сразу по пяти статьям Уголовного кодекса, - рассказал «МКС» старший помощник руководителя СУ СК при прокуратуре РФ по РБ Андрей Овчинников. - Константин Нестеров, Ильдар Габдрафиков, Сергей Орлов и Игорь Кучумов ответят перед судом за публичные призывы к экстремистской деятельности и свержению конституционного строя с помощью средств массовой информации, возбуждение ненависти или вражды и унижение человеческого достоинства, а также участие в экстремистском сообществе. Николаю Швецову кроме этих статей вменили еще и использование в экстремистской деятельности служебного положения и призывы к массовым беспорядкам. В случае, если Фемида признает арестованных виновными, им по совокупности преступлений (а за каждое из этих злодеяний предусмотрено до пяти лет лишения свободы) грозит не менее 15 лет за решеткой.

Так что Орджоникидзевский суд, изучив ходатайство о жесткой мере пресечения к обвиняемым, явно получил убийственные доказательства вины этих людей и согласился, что если не отправить экстремистскую пятерку под арест, они с легкостью могут уничтожить как сам сайт, так и свидетельства своей противоправной деятельности.

Юристы сейчас спорят, какие реальные судебные перспективы есть у этого дела. Кто-то уверяет, что многие из предъявленных доморощенным экстремистам статей трудно доказуемы, другие же убеждены, что если бы у правоохранителей не было твердой уверенности в исходе процесса, вряд ли они пошли на крайние меры, такие как арест.

- Видимо, здорово допекли следователей писаки, - рассуждают аналитики. - И они сразу массу статей нашли в уголовном законодательстве, усмиряющих интернет-хулиганов.

Но возникает справедливый вопрос. А если бы обвиняемые не били бы так больно по самолюбию представителей правоохранительных органов, сумели бы силовики привлечь к ответственности горе-комментаторов?

"