Posted 11 апреля 2006,, 19:23

Published 11 апреля 2006,, 19:23

Modified 15 октября 2022,, 18:53

Updated 15 октября 2022,, 18:53

Главный гаишник Башкирии Динар Гильмутдинов: «Некоторые участники движения не подозревают о водительской этике»

11 апреля 2006, 19:23
Дорожно-транспортный травматизм стал одной из острейших социально-экономических проблем в последнее время. Только в 2005 году в результате дорожно-транспортных происшествий пострадало более 7 тыс. 700 человек, в том числе 782 человека погибли. Общее количество зарегистрированных ДТП возросло практически на треть и составило 5 тыс. 675. А по итогам минувшего квартала число погибших и травмированных составило 99 и 1072 соответственно. Такую статистику приводит начальник УГИБДД МВД РБ подполковник милиции Динар Гильмутдинов.
Треть зарегистрированного транспорта не прошло техосмотр Как рассказал главный госавтоинспектор Башкирии, одной из причин сложившегося положения является рост количества автомототранспорта, которое не сопровождается его качественным улучшением. Сегодня характерной особенностью автомотопарка республики является значительная доля автомобилей устаревших моделей с длительными сроками эксплуатации. 44% легковых автомобилей, 64% грузовых, 52% автобусов и 80% мототранспорта эксплуатируются свыше 10 лет. О неудовлетворительном техническом состоянии эксплуатируемого автопарка республики свидетельствуют результаты государственного технического осмотра транспортных средств. В 2005 году были признаны исправными только 63% от общей численности транспортных средств, представленных к ГТО и это при том, что на технический осмотр не была представлена треть всего зарегистрированного автомототранспорта. Определенное влияние на состояние аварийности, по мнению Динара Гильмутдинова, оказывает и состояние улиц и автомобильных дорог. В прошедшем году Госавтоинспекцией республики, совместно с заинтересованными ведомствами и организациями был проведен ряд проверок состояния дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов. Всего в этом году было выдано более 2200 предписаний дорожного надзора, за неисполнение которых к административной ответственности было привлечено почти 500 должностных лиц дорожных и коммунальных органов. Основными недостатками сложившейся дорожной инфраструктуры всех городов начальник УГИБДД МВД РБ Гильмутдинов назвал несовершенство схем улично-дорожной сети городов, малая удельная плотность магистральных и неразвитость сети местных улиц; низкая пропускная способность улиц и пересечений. Около трети протяженности улиц в населенных пунктах не имеют искусственного освещения. В темное время суток на них совершается практически половина всех дорожно-транспортных происшествий, тяжесть последствий которых в два раза выше, чем в дневное время. За последние пять лет скорость движения в Уфе снизилась до 35 километров в час Не отвечает потребностям оснащенность городов техническими средствами организации движения. На сегодняшний день в республике находится в эксплуатации только 609 светофорных объекта, из которых 276 эксплуатируются в Уфе, и только 75 из них задействованы в автоматизированной системе управления движением, построенной еще в 1986 году. Сложившийся дисбаланс между ростом автомобильного парка и уровнем развития улично-дорожной сети городов и населенных пунктов республики привел к ухудшению условий движения, заторам, росту задержек и увеличению расхода топлива, ухудшению экологической обстановки, росту количества ДТП, особенно в столице Башкирии, где с начала текущего года было зарегистрировано 511 дорожно-транспортных происшествий, доля которых составила, от общего по республике, почти 56%. За последние пять лет средняя скорость движения транспорта в Уфе снизилась на 40% и составляет на некоторых участках не более 35 км/час, а в часы пик — 10-15 км/ч. Учитывая усложняющийся характер разработки и реализации мер по организации дорожного движения, необходимо усиление этого направления деятельности специалистами дорожно-эксплуатационных, коммунальных, транспортных и иных служб, в ведении которых находится улично-дорожная сеть, тогда как, в настоящее время в структуре управления городским хозяйством, отсутствуют подразделения, осуществляющие функции организации дорожного движения. Несмотря на принимаемые меры, ряд проблемных вопросов существует в организации дорожного движения на пересечениях автомобильных дорог и железнодорожных переездов. Как показывают материалы проверок, проведенных подразделениями Госавтоинспекции, в этом году треть железнодорожных переездов не соответствовала нормативным требованиям. Только в прошлом году было выдано 613 предписаний на устранение выявленных недостатков в содержании железнодорожных переездов и подходов к ним. За их невыполнение в указанные сроки привлечено к административной ответственности 183 должностных лица, ответственные за содержание переездов. Низкая цена и короткие сроки обучения частных автошкол рождают «суррогатных» водителей Все же основной причиной подавляющего количества ДТП, как считает Динар Гильмутдинов, является низкая дисциплина водителей и пешеходов, их сознательное пренебрежение правилами дорожного движения. По вине водителей транспортных средств было совершено три четверти всех дорожных происшествий. В каждом третьем ДТП отмечено несоответствие скорости конкретным условиям движения, из-за выезда на полосу встречного движения произошло каждое шестое ДТП, каждое двадцатое дорожно-транспортное происшествие в республике совершено водителями, находившимися в состоянии опьянения, каждый двадцать пятый водитель-нарушитель не имел прав на управление транспортным средством. При совершении каждого шестого ДТП, водители скрывались с мест совершения. Данное положение усугубляется низким качеством услуг, предоставляемых населению автошколами. В начале и середине девяностых годов двадцатого века, наряду с традиционными профильными учебными заведениями с хорошо отлаженной системой подготовки водителей и развитой материальной базой стали появляться частники. К сожалению, большинство из них поняли конкуренцию только как снижение оплаты за обучение, нисколько не заботились о наполнении учебного процесса действительно необходимым материалом. Отсутствие учебно-наглядных пособий было заменено зубрежкой экзаменационных билетов. Низкая цена и короткие сроки обучения привели к тому, что на дорогах республики оказались тысячи «суррогатных» водителей. Без особых знаний ПДД и умения управлять автомобилем, совершенно не владеющих водительской этикой. Ценой, которую пришлось платить за это, стал резкий рост количества ДТП и рекордное число погибших в них людей. С начала этого года на территории республики, по вине водителей, имевших стаж вождения до 3-х лет, было совершено почти 25% всех автоаварий, и более 8% из них произошло по вине водителей со стажем вождения до 1-го года. В рамках проводимой работы по изменению подходов к решению проблемы обеспечения безопасности дорожного движения особое место и значение имеет повышение уровня контрольно-надзорной деятельности Госавтоинспекции, и, прежде всего — при несении дорожно-патрульной службы. Поскольку именно инспектору ДПС приходится реализовывать и меры убеждения, и меры принуждения в контактах с участниками дорожного движения. Сотрудниками дорожно-патрульной службы республики в прошедшем году было пресечено около полумиллиона административных правонарушений, каждое пятое из которых относилось к категории так называемых «грубых», за которые санкциям административного кодекса предусмотрено лишение прав управления. В том числе от управления транспортными средствами было отстранено 12 тыс. водителей транспортных средств, управлявших ими в нетрезвом состоянии, либо отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования. В соответствии с требованиями административного кодекса Российской Федерации почти 70 тыс. административных материалов, возбужденных в отношении водителей, грубо нарушивших правила дорожного движения, направлено для принятия решений в суды. По уровню рисков — наиболее опасный пассажирский транспорт Остается тревожным положение в предприятиях, для которых пассажирские перевозки являются основным видом деятельности. В 2005 г. на территории республики с участием автобусов было зарегистрировано 126 ДТП, рост которых составил 65,8%. В настоящее время по уровню рисков водителей и пассажиров наиболее опасным является пассажирский транспорт. Так, за истекшие три месяца у нас уже произошло 42 ДТП, участниками которых стали водители автобусов. Причиной сложившегося положения стали существенные недостатки в организации безопасности пассажирских перевозок. Так, у каждого второго из почти 8 тыс. проверенных владельцев автобусов выявлены нарушения установленных требований в сфере безопасности дорожного движения. В ходе проведения только прошлогодних профилактических операций «Автобус», выявлено 447 фактов использования автобусов и легковых такси для перевозки пассажиров без лицензии. За нарушение правил технической эксплуатации и нарушения по допуску транспортных средств к административной ответственности привлечено 709 должностных лиц предприятий и организаций, возбуждено более 13 тыс. административных материалов за нарушение правил дорожного движения на водителей автобусов и легковых такси, из них 367 материалов переданы на рассмотрение в судебные органы. К всеобщему вниманию, на данный момент в Башкортостане проводится республиканская операция «Автобус». Ее результаты обязательно доведем до общественности. Четвертая часть ДТП — на совести безответственных пешеходов Безопасность дорожного движения в значительной мере зависит от способности государства обеспечить безопасность пешеходов как самых незащищенных участников дорожного движения. Пешеходы в настоящее время составляют в республике одну из самых многочисленных категорий участников дорожного движения, получающих ранения и погибающих в ДТП. Особенно велики в республике масштабы и уровень риска получения пешеходами в ДТП смертельных травм. Доля пешеходов от всех погибших в ДТП составила 30%. Основными причинами сложившегося положения с безопасностью пешеходов является недостаточное внимание к обеспечению безопасности этой категории участников дорожного движения. Обострение проблемы в последнее время вызвано значительным изменением условий дорожного движения, которые стали более опасными, в тоже время у населения не успели сформироваться соответствующие стереотипы поведения. Деятельность же по формированию таких стандартов с нашей стороны и контроль за соблюдением правил дорожного движения пешеходами оказались явно недостаточными. В результате наблюдается резкий рост количества ДТП, погибших и раненых в них из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами. Из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами произошла четвертая часть всех ДТП. Не была обеспечена и необходимая дорожная инфраструктура, отвечающая новым дорожным условиям движения для пешеходов, которая могла бы надежно защитить их от наездов транспортных средств. По данным социологического опроса, только 7% пешеходов оценивают имеющееся количество подземных и надземных пешеходных переходов в городах как достаточное; 47% — считают, что таких переходов явно недостаточно, и 31% — что их не совсем достаточно. Исходя из высокого уровня и значительных масштабов, неблагоприятной динамики показателей дорожно-транспортного травматизма пешеходов, главный госавтоинспектор республики сделал вывод о том, что если не предпринять специальных усилий, направленных на решение этой проблемы, она будет еще более обостряться. Поэтому повышение безопасности движения пешеходов является для Госавтоинспекции республики приоритетным направлением. За год гибнет целый класс школьников Серьезную социальную опасность представляет увеличение пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей и подростков. В текущем году каждое двенадцатое ДТП в республике происходило с участием детей и подростков. При этом на 30% возросло количество ДТП с участием детей в возрасте от 7 до 13 лет. Рост ДТП с участием несовершеннолетних участников дорожного движения составил 5%, при этом пострадало 76 человек, в том числе двое детей погибли. Фактически в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно страдают учащиеся одной школы, и гибнет один большой класс. Из общего количества происшествий с пострадавшими детьми-пешеходами более чем в половине случаев они сами являлись нарушителями ПДД. В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подразделениями ГИБДД республики, совместно с Министерством образования, проводится целенаправленная работа по снижению его уровня. В рамках профилактических операций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма сотрудниками ГИБДД проведена проверка состояния технических средств организации дорожного движения в местах расположения дошкольных и общеобразовательных учреждений. По выявленным нарушениям к ответственным должностным лицам приняты соответствующие меры и проинформированы руководители органов исполнительной власти. Вместе с тем, как отметил Динар Гильмутдинов, система обучения дорожной безопасности, которая в настоящее время практикуется в образовательных учреждениях, требует определенных изменений. В дошкольных и общеобразовательных заведениях обучение ведется на недостаточно высоком методическом уровне и требует пересмотра. Как известно, в школах нет профессионально подготовленных преподавательских кадров, способных грамотно и доходчиво объяснить детям правила дорожного движения, сформировать у них стереотипы правильного поведения на дороге. Существенной проблемой является недостаточное материально-техническое обеспечение процесса обучения. Как следствие, существует нехватка обучающей литературы, прежде всего методических пособий, средств наглядной агитации по вопросам безопасности дорожного движения. Большинство существующих детских объединений и клубов, занимающихся пропагандой и изучением ПДД, представляют собой немногочисленные организации, практически не имеющие государственной поддержки и финансирования. Таким образом, сложившаяся обстановка требует принятия кардинальных решений. В настоящее время необходимо адекватное реагирование на сложившуюся ситуацию с аварийностью на транспорте путем принятия действенных и неотложных совместных комплексных мер, реализуемых на основе целевой программы, подкрепленной финансированием, научным и методическим обеспечением. В части Госавтоинспекции, это касается, прежде всего, ее оснащения современными средствами фото– и видеофиксации нарушений ПДД, связи, патрульными автомобилями, компьютерными комплексами для приема экзаменов у кандидатов в водители, обучения инспекторского состава ДПС методам и приемам оказания первой медицинской помощи, владения аварийно-спасательным оборудованием. Принятие вышеперечисленных мер в значительной степени будет способствовать выполнению поручения Президента Российской Федерации, касающегося снижения количества ДТП и тяжести их последствий. Светлана АСЯНОВА.
"