Posted 11 марта 2012,, 19:41

Published 11 марта 2012,, 19:41

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Первые покорители Воробьевых гор прошли испытания в Уфе

11 марта 2012, 19:41
В минувшие выходные в столице Башкирии завершился очный тур олимпиады «Покори Воробьевы горы-2012», организаторами которой выступают Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и издательский дом "Московский комсомолец". В Уфу приехали около 100 старшеклассников из Пензенской, Самарской, Челябинской, Оренбургской областей, Пермского края, Татарстана и Удмуртии, а также из городов и районов Башкортостана – Уфы, Стерлитамака, Салавата, Нефтекамска, Октябрьского, Белорецка, Бирска и села Стерлибашево. Талантливые школьники проходили испытания по восьми наукам: физике, литературе, обществознанию, математике, химии, биологии, истории, иностранным языкам (английскому, немецкому и французскому).

- Заключительный этап олимпиады «Покори Воробьевы горы» в Уфе, на мой взгляд, прошел великолепно. И не только потому, что организаторы и партнеры этого образовательного проекта сделали все возможное для того, чтобы интеллектуальные состязания школьников прошли успешно – большое спасибо благотворительному фонду «Урал», оказавшему поддержку олимпиаде. Но самое главное, что я заметил, на испытаниях – как ответственно подходили к выполнению заданий участники олимпиады «Покори Воробьевы горы». Было видно, что в аудиториях нет случайных людей. И мы надеемся, что старшеклассники покажут хорошие результаты, которые будут известны 28 марта, - говорит председатель комиссии, приехавшей в Уфу, заместитель проректора МГУ Михаил Копчиков. – Хочу выразить благодарность и Башкирскому государственному университету, в котором традиционно проходит уфимский тур олимпиады «Покори Воробьевы горы».

Уфа в нынешнем году была активно представлена учащимися гимназии № 93 и лицея № 153 при УГАТУ.

Не так уж часто участникам олимпиады «Воробьевы горы» удается выйти в финал сразу по нескольким предметам.

Но уфимец Айрат Галиуллин смог пройти заочный тур олимпиады по математике и физике, которыми, кстати, он увлекся относительно недавно — ныне талантливый математик мог стать не менее талантливым музыкантом.

— Я очень поздно начал решать задания с «Воробьевых гор», — улыбается Айрат. — Ведь в интернете организаторы вывесили задания еще в ноябре, а я начал работать только в новом году.

Отметив с друзьями новогодний праздник, выпускник отправился на каникулы в деревню, захватив с собой и олимпиадные задачки.

— Признаюсь, мне в одном задании подсказал учитель, — смеется Айрат. — Но все же очного тура не боюсь, ведь все остальное я делал сам, поэтому с чистой совестью пошел на финал.

Айрат довольно загружен, ведь он прошел в финал сразу трех олимпиад — еще Ломоносовской и физико-технической олимпиады от МФТИ. К тому же, как и все одиннадцатиклассники, он готовится и к грядущим ЕГЭ. Но с детства и до седьмого класса страстью мальчика были не уравнения, а музыкальные занятия.

— Музыка заняла очень большую часть моей жизни, — говорит парень. — И когда я перестал ею заниматься, пришлось искать что-то новое, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту.

Парень не зря с некоторой ностальгией рассказывает о своем музыкальном детстве. Перенявший хороший слух от дедушки Мазгара Тимерьяновича мальчик пошел в музыкальную школу в пять лет — учиться играть на баяне.

— Он уже в шесть лет выступал в детском оркестре, — рассказывает отец Азамат Зиннатович. — Где только не пришлось выступать, даже в Турцию на фестиваль ребята летали, еще наш сын получал в музыкальной школе стипендию от президента республики.

Сам Айрат недоволен, когда родители рассказывают об его успехах и победах — природная скромность заставляет парня забыть о целой сумке с грамотами и дипломами.

— Если б был на самом деле талантлив — уже учился в консерватории, — приводит довод он. — А раз не судьба — значит, так надо — во всем можно найти для себя интерес.

Когда Айрат еще учился в лицее №5, то самостоятельно разузнал об уровне другого заведения — лицея №153, который курирует УГАТУ. Ходил на вечерние подготовительные занятия: чтобы проучиться там последние классы, нужно было сдать экзамены.

— У нас очень сильная база, педагоги просто отличные, — улыбается юноша. — Хотя с учителями мне везло всегда: и в общеобразовательной, и в музыкальной школах.

Потому у парня сложилось убеждение, что как раз от педагогов во многом зависит будущий успех или неуспех ученика, конечно, «если тот и сам прикладывает некие усилия». А первым, кто научил играть пятилетнего ребенка в шахматы, был дедушка.

— Дед нянчил Айрата с пеленок, — говорит мама Айгуль Мазгаровна. — Они всегда были очень дружны, поэтому Айрат до сих пор с удовольствием и очень часто ездит в деревню к родственникам.

В раннем детстве мальчика все взрослые думали, что главное место в жизни займет музыка, сам же парень сначала хотел стать милиционером, «как дедушка», потом всерьез задумывался о консерваторском образовании, теперь же горит желанием работать в наукоемкой сфере.

— Конечно, я пока могу только предполагать, — рассуждает школьник. — Но моя работа должны быть связана, например, с ядерной энергетикой или космическими технологиями, еще увлекают большие стройки — ГЭС, к примеру.

Тяга к масштабной деятельности не просто дань собственному тщеславию — такая работа всегда чрезвычайно сложна, и потому, уверен Айрат, интересна. К тому же ответственности юноша не боится — дисциплинированностью отличался с самого детства.

— Нужно ли утром вставать идти в садик или делать уроки — нам не приходилось напоминать ему ни о чем, — рассказывают родители. — Кстати, в начальных классах мы никогда даже не проверяли его домашнюю работу, не то чтобы сидеть и делать вместе с ним.

При всем этом парень вовсе не создает впечатление человека, в жизни которого нет ничего, кроме учебы. Раньше он увлекался компьютерными играми, гонял во дворе в футбол. Сейчас староста класса уверен: справиться с нагрузкой в лицее ему помогает ежедневная зарядка и домашний турник.

— Еще можно посмотреть канал Discovery или кино: фильмы Тарантино, или Гая Ричи, — добавляет он. — Кстати, подобные кинопросмотры в свое время вселили в меня мысли о возможной карьере культуролога.

В прошлом году парень стал призером Республиканской олимпиады по физике, и в качестве приза ему досталась путевка в Белорецкую компьютерную школу. Там школьников подтягивали по информатике, проводили мастер-классы.

— Там было очень весело, — улыбается юноша. — Мы отлично поиграли под летним дождем в футбол.

Айрат нередко помогает с уроками младшенькой Айсылу, которая учится в третьем классе. Брат и сестра занимаются в одной комнате, и сестренка старается как можно тише себя вести, чтобы не мешать брату.

— Он молодец, что не всегда мне помогает с математикой, — говорит она. — Потому что он знает, смогу решить пример сама или нет.

Раньше в обязанности парня входило сопровождение сестренки в музыкальную школу и обратно, теперь же родители стараются освободить как можно больше времени для сына.

— Ночами, конечно, сидеть не приходится, — говорит Айрат. — Но свободного времени маловато — зато потом останется только результаты тестов разослать по университетам, для «технарей» это идеальный вариант поступления.

Всего пару лет назад у школьника было больше времени, и он вместе с другом использовал его с пользой — ребята создали сайт с интерактивными оценками.

— Наш IT-проект тогда занял первое место в городе, — рассказывает он. — А вот потом мы как-то дальше не пошли, видимо пропустили что-то. Зато работа интересная была, да и родителям бы понравилось — удобно ведь просматривать оценки ребенка в он-лайн режиме.

Заинтересованность процессом работы — главное для Айрата, ведь все педагоги, у которых он учился, получали от своей профессии удовольствие.

— Хотя это сейчас мне всегда есть, чем питаться, — размышляет он. — А кто знает, может, когда придется содержать собственную семью, то на первое место буду ставить заработную плату.

Не исключает школьник и вариант работы за границей, «ведь возможности для интересной работы нужно использовать всегда».

— Утечка мозгов происходит не потому, что ученые не хотят работать на благо Родины, — считает он. — Они уезжают, потому что государство не смогло обеспечить условий для их работы, а иногда и вовсе в них не заинтересовано.

А пока что школьник планирует поступить в один из технических вузов: МГУ, МФТИ, МГТУ.

— Кстати, УГАТУ — тоже очень хороший университет, — говорит он. — И я вовсе не исключаю возможность учиться в родном городе. Жаль, что не успел поездить по республике, ведь здесь столько замечательных мест. Но если уеду учиться в Москву, обязательно повешу карту Башкирии у себя в комнате.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"