Posted 11 февраля 2007,, 17:55

Published 11 февраля 2007,, 17:55

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Железная леди: «Меня убивали много раз»

11 февраля 2007, 17:55
Утро начиналось как обычно. Валентина Ивановна по привычке проснулась в семь утра, позавтракала и остановилась у зеркала, надевая пальто. Почему-то сегодня она пристально вгляделась в свое отражение, неясная тревога не отпускала. Отогнав назойливое предчувствие, женщина открыла входную дверь и вышла на лестничную площадку. Дальнейшее она вспоминает с трудом. В воздухе просвистел железный прут, и все тело ожгло нестерпимой болью. Удары сыпались на голову, руки, спину. В глазах потемнело, женщина закричала. В ускользающем сознании в один миг промелькнула вся ее жизнь.

Дочь кузнеца получила по наследству бойцовский характер

Валентине Салавайниной в январе нынешнего года исполнилось 70 лет, но женщина по-юношески бодра.

- Сколько я слышала на своем веку угроз и обещаний убить, - говорит с улыбкой Валентина Ивановна. – Да и убивали меня, но до конца убили. Слава Богу, спас он меня.

Валентина Салавайнина, несмотря на пенсионный возраст, трудится начальником контрольно-ревизионного отдела ГУП «Башавтотранс». Надо ли говорить, насколько специфична ее работа? Понятно, что к ревизору никто добрых чувств не испытывает, зато не предприятии Валентина Ивановна пользуется глубоким уважением. Она легка на подъем и сама выезжает в командировки, чтобы провести проверку. Все знают: от взыскательной «железной леди» не ускользнет ни одно финансовое нарушение. Салавайнина как будто родилась для этой профессии – ей всегда было дело до любого беспорядка и несправедливости. Да и характер от отца унаследовала бойцовский – ей и сейчас, в 70 лет в жизни ничего не страшно.

В большой семье Вали было семеро детей, но выжили лишь четверо. Голодно было в предвоенные годы, да и потом не легче. Родителя забрали на войну, перед уходом он, уважаемый в селе кузнец, собрал всех детей и родственников, поставил на стол огромный душистый каравай, миску меда и негромко произнес:

- Кушайте, может быть, я в последний раз вас угощаю.

Так и случилось, через год пришла похоронка, и Валентина Ивановна до сих пор помнит душераздирающие крики матери, получившей роковое извещение. В год Победы Валя пошла в первый класс, в школу нужно было добираться за пять километров. Учились писать на клочках газет, оберточной бумаги, чернила делали из сажи и красной свеклы. В классах было так холодно, что маленькие пальчики не гнулись. Женщина до сих пор вспоминает с благодарностью первую учительницу, пожалевшую худенькую ученицу и подарившую ей свою шубейку.

Закончив семь классов, девушка хотела продолжить учебу, но школа со старшими классами находилась за тридевять земель. Можно было пожить у дяди, который был не против приезда племянницы, но не захотелось стеснять семью, в которой детей было мал-мала меньше. Валя решила отправиться в Уфу. В большом городе Валя была предоставлена сама себе, и чтобы заработать себе на пропитание, устроилась на железную дорогу. Особенно важным в выборе работы было то, что проводницам выдавали форменную одежду, и отпала необходимость тратиться на платья. Но заболела мама, пришлось вернуться в деревню, чтобы помогать по хозяйству. Вернулась в столицу Валя в 1958 году, тогда же устроилась в автобусное хозяйство кондуктором. Работа понравилась, но мучил холод, который потом аукнулся многими хроническими болезнями.

- Это сейчас в автобусах тепло, а раньше отопления не было, даже страшно было присесть на сиденье, - вспоминает Валентина Ивановна, но без особой горечи, видно, что были беды пострашнее.

Судьба вложила в руки меч

- До сих пор швы тянут, на голове, ногах, три часа меня зашивали, а от наркоза я еле очнулась, - Валентина Ивановна приглаживает аккуратную прическу.

Преступник подстерег Саламайнину на лестничной площадке. Мужчина в черной куртке, исхлестав ревизора железным прутом, исчез. Перед тем, как побежать по ступенькам, злодей наклонился к истекающей кровью жертве. Женщина не дышала.

- Меня спас сосед, который вызвал скорую, - вспоминает Валентина Ивановна. – Как лежала в реанимации не помню, все казалось мне, что лечу по бесконечному коридору. Но вернулась, значит, еще нужна на этой земле.

Кстати, апостол Павел в послании к римлянам уверял, что карающие «не напрасно носят меч», поскольку торжество справедливости на земле угодно Богу. Похоже, что Валентина Саламайнина из таких избранных – ей судьбой было предписано стать человеком, способным ловить за руку не слишком щепетильных людей. При том, что личная жизнь у Валентины Ивановны не сложилась.

Несколько лет ждала из армии парня, а когда бравый солдат вернулся домой, дорогу влюбленным перешла другая. Она же пригрозила Валентине: «Выйдешь за него замуж, я вам жизни не дам». Девушка решила отступиться, без объяснений разорвав отношения с кавалером. А когда бывший возлюбленный женился на разлучнице, тоже спешно отправилась в ЗАГС. Скоропалительный брак распался через шесть месяцев, и долгие годы Валентина оставалась одна. Лишь в сорок женщина снова решилась создать семью, но надо отдать должное жениху, который звал под венец очень настойчиво. С мужем Валю разлучила смерть благоверного и вся ее энергия и нерастраченная любовь оказались направлены на работу. Через два года молодому передовику предложили стать диспетчером, и в этой профессии Валентина показала себя инициативной и трудолюбивой. Одновременно Салавайнина закончила Школу рабочей молодежи, затем поступила в радиотехнический техникум. По выходным работала экскурсоводом – надо было копить деньги на кооперативную квартиру. Мама распродала свое крестьянское хозяйство, переехала жить в город, и они смогли купить свое жилище.

- Сколько было радости, когда мы справили новоселье, - Валентина Ивановна любовно хлопочет на кухне. – Ведь скиталась по чужим углам 11 лет, а за свою квартиру пришлось расплачиваться еще 15.

Валентине не было и 30, когда она стала инженером, а потом возглавила контрольно-ревизионный отдел. А в личном деле Валентины Ивановны перечислены почти все награды, какие можно получить на транспортном предприятии: почетный автотранспортник РБ, почетный транспортник России, ветеран труда, многочисленные дипломы и грамоты.

Лет 10 назад шла Валентина Ивановна после работы домой, и услышала пьяные голоса внутри пассажирского автобуса. Четверо дюжих мужиков решили расслабиться после трудового дня и пили водку не отходя от рабочего места. Водители, распивающие спиртные напитки прямо в салоне возмутили ревизора до глубины души, и она подошла, желая пресечь нарушение трудовой дисциплины. Однако шоферюги на справедливое замечание разразились матом, а потом втащили женщину в салон и повезли ее в неизвестном направлении. Хохоча пьяные мужчины пообещали утопить чрезмерно правильную контролершу, но Валентина Ивановна не растерялась и выпрыгнула на полном ходу. Потом наглые мужчины были уволены с волчьим билетом.

Были и комичные случаи в ее ревизорской практике. Один водитель, застигнутый на продаже левых билетов, взял и сжевал улику прямо на глазах изумленной Валентины Ивановны. Много было такого, что годится для сюжетов лихих фильмов.

- Сейчас таких безобразий нет, как раньше, - констатирует моя собеседница. – Угрожать ревизору никому в голову не придет.

Но на днях, возвращаясь из длительной командировки, Валентина Ивановна не смогла пройти мимо явного нарушения. В Акьяре перед отправлением рейсового автобуса на перрон въехала частная «ГАЗель» и водитель принялся предлагать пассажирам пересесть в его авто, обещая домчать до Уфы за меньшие деньги. Мало того, что машина бомбилы не была приспособлена для пассажирских перевозок, он не имел ни договора, ни лицензии на обслуживание междугородних маршрутов. Валентина Ивановна подошла к леваку и, предъявив удостоверение внештатного транспортного инспектора, попросила пройти в диспетчерскую составить акт. Когда женщина оформляла бумагу, мужик влетел в будку диспетчеров и вырвал бланк из-под руки Салавайниной. «Я тебя найду и убью, зарежу!», - крикнул напоследок бугай.

- Хоть и слышала много раз эти слова, все равно, неприятно, - со вздохом признается женщина. - Сейчас дверь открываю, предварительно взглянув в «глазок».

Валентина Ивановна, несмотря ни на что, не жалеет о выборе профессии. Ее трудовой пост можно без обиняков назвать военным, так часто по-фронтовому складываются обстоятельства. В жизни же она мягкий и добросердечный человек.

- Работа обязывает быть жесткой, - разводит руками она.

Фаина ПЕРОВСКАЯ.

"