Posted 10 ноября 2014,, 18:25

Published 10 ноября 2014,, 18:25

Modified 10 ноября 2022,, 18:44

Updated 10 ноября 2022,, 18:44

Цель антироссийских санкций – устранение с политической арены президента России

10 ноября 2014, 18:25
Евросоюз и США ввели в отношении России пакет экономических санкций, предусматривающих дальнейшее ограничение доступа крупнейших российских компаний и банков к западным кредитам. По заявлению высокопоставленных еврочиновников и сотрудников американского Госдепа, ведется работа над очередным санкционным пакетом. Официальные лица США и Евросоюза не устают утверждать, что санкции направлены на изменение политики России в отношении Украины.

Что касается российских политологов и экономистов, то их мнения по поводу антироссийских санкций разделились. Одни (и их большинство) без какого-либо критического осмысления подхватили официальную версию Вашингтона и Брюсселя, однако ряд обстоятельств заставляют усомниться в этом. Другие полагают, что санкции нацелены на устранение России, как экономического конкурента Запада, с чем также трудно согласиться. Достаточно вспомнить, что в мире крайне мало рынков (за исключение рынков вооружений и военной техники), где российская продукция смогла бы конкурировать с американской и европейской. Кроме того, в структуре российского экспорта по-прежнему преобладают сырьевые товары, которые в большинстве случаев соперничают с аналогичной продукцией из развивающихся стран.

Бесспорно, что санкции введены Западом в связи с событиями вокруг Украины (хотя, если бы не было Украины и Крыма, обязательно нашелся бы другой повод), однако цель их состоит не только в приобретении верного союзника на западных границах России и укреплении прозападного режима Киева путем стабилизации положения в этой стране. Давайте вспомним, что санкции США и Запада всегда носили персонифицированный характер, были направлены на подрыв неугодного им режима, устранение лидера, олицетворявшего этот режим, и его замену на более приемлемую для Запада фигуру. Именно в этом вся суть и нынешних, и будущих санкций Запада против России. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что США и ЕС ввели третий пакет санкций вне контекста развития событий на Украине, в период перемирия между Киевом и повстанческим движением на Востоке Украины. Согласитесь, в этой ситуации было бы логичнее не ужесточать санкции, а смягчать их. Добавим, что когда речь заходит о возможных условиях полной отмены санкций, западные политики и дипломаты предпочитают использовать чрезвычайно расплывчатые формулировки.

О чем это может свидетельствовать? Только об одном: санкции направлены не просто на подрыв российской экономики, а на снижение жизненного уровня подавляющей части населения, стимулирование протестных настроений в российском обществе и, в конечном счете, – на устранение с политической арены президента России.

Эксперты все больше склоняются к мнению, что «задачей-максимумом» для Запада является свержение Владимира Путина в результате «цветной революции» и приход к власти одного из лидеров внесистемной оппозиции прозападного, «либерального» толка, а «задачей-минимумом» – замена Путина на более приемлемую для Запада фигуру из числа нынешнего политического истеблишмента России в ходе предстоящих в 2018 году президентских выборов.

Эксперты обращают внимание на то, что экономическое давление Запада на Россию не ограничивается официальными санкциями. Параллельно США продолжают проводить гласные и негласные подрывные операции против России в экономической сфере. При этом Вашингтон не привык отказываться от методов, которые доказали свою эффективность. По сообщениям западных СМИ, еще в марте в ходе визита в Саудовскую Аравию президент США Барак Обама обсудил с королем этой страны совместные планы в отношении диверсификации поставок энергоносителей странам-членам НАТО и согласовал действия, направленные на понижение мировых цен на нефть и газ. Сегодня мы как раз наблюдаем процесс быстрого снижения цены на нефть на мировых рынках. Безусловно, изменение цены связано и с фундаментальными факторами, такими, как сокращение темпов роста ВВП, уменьшение спроса на нефть в Европе и Китае, увеличение добычи в самих США, однако «вклад» американо-саудовских договоренностей в ценовую ситуацию на рынке энергоресурсов несомненен.

Цель этих действий понятна – дестабилизировать финансовую систему России, сократить поступления в госбюджет, снизить объем инвестиционных ресурсов и, в конечном счете, спровоцировать сползание нашей экономики в длительный и глубокий кризис. Этим же целям подчинены действия крупных институциональных инвесторов, которые путем массированных биржевых спекуляций играют на понижение обменного курса рубля.

Падение рубля влечет за собой повышение цен на импортные товары, составляющие большую долю на российском потребительском рынке (по таким позициям, как продовольствие, одежда, медикаменты, бытовая техника), рост инфляции и опустошение кошельков рядовых россиян.

По расчетам Минэкономразвития, инфляция в текущем году уже превысила 8% по сравнению с 6,5% в прошлом году, однако реальный рост стоимости потребительской корзины в последние месяцы гораздо выше. Большинство граждан России начинают это остро ощущать, по данным социологов, в различных слоях населения постепенно нарастает недовольство. В Вашингтоне и Брюсселе рассчитывают, что социальная напряженность в России будет нарастать вплоть до выборов 2018 года и повлечет за собой падение популярности Владимира Путина. В связи с этим, по мнению экспертов, по мере приближения к президентским выборам 2018 года скорее следует ожидать ужесточение санкций, либо, как минимум, нарастание негативного эффекта от уже введенных санкций: ограничение доступа российских нефтегазовых и иных производственных компаний к западным технологиям и источникам кредитования, США и Евросоюз в негативном плане серьезно влияют на наши инвестиционные ресурсы, подрывает среднесрочные и долгосрочные перспективы экономического роста России.

Эксперты не исключают, что Вашингтон и Брюссель могут пойти на ослабление санкций, но лишь в том случае, если возникнет необходимость получения помощи от России в решении какого-либо острого глобального или регионального кризиса, например, в борьбе с движением «Исламское государства», чьи вооруженные формирования теснят правительственные войска в Ираке и Сирии. Эти послабления могут быть связаны и с усилением разногласий внутри самого Евросоюза по вопросу о политике в отношении России. Однако, как показали события на Украине, строить свою политику в расчете на возможные благоприятные изменения безрассудно.

А пока постоянные представители стран ЕС на совещании 28 октября в Брюсселе отказались ослаблять санкционное давление на Россию, сославшись на отсутствие видимого прогресса в украинском урегулировании. А это означает, что решающее слово по-прежнему остается за сторонниками конфронтации с Россией.

Вячеслав ПЕТРОВ,

кандидат философских наук.

"