Posted 10 октября 2010,, 18:32

Published 10 октября 2010,, 18:32

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Аскар Фазлыев: «Выросло поколение управленцев, научившихся «пилить» бюджеты»

10 октября 2010, 18:32
Аскар Фазлыев – политолог, человек, определявший направление крупных избирательных компаний и даже серьезно пострадавший во время выборов башкирского президента в 2003 году. Несмотря на то, что г-на Фазлыева преследовали правоохранительные органы, и прессовала власть, Аскар не сломился и по-прежнему уверен, что знает ответ на сакраментальный вопрос: как нам обустроить страну. На минувшей неделе Аскар Фазлыев стал участником всероссийского форума общественного движения единороссов «Россия, вперед!». Оргкомитет движения возглавляет спикер Госдумы Борис Грызлов, а в задачи объединения входит решение актуальных задач, которые стоят перед государством. В частности, на минувшей неделе неравнодушные люди обсуждали пути модернизации России. Побывав на съезде, Аскар Фазлыев решил изложить собственное видение развития государства.

- Курс на модернизацию, несомненно, верное решение, вопрос только в том, что под этим подразумевать, - объясняет свою точку зрения г-н Фазлыев. - Если имеется в виду: перевод российского общества в постиндустриальную эпоху, то я - за. Если же речь о простом восстановлении индустриальной экономики, то это - тупик.

Сегодня публикуем размышления политолога о модернизации страны.

«Переделы собственности значимы, если они способствуют приходу эффективных управленцев»

Россия развивается по своему традиционному сценарию, ставшему уже каноном: эпоха стабильности и тоталитаризма сменяется временем либеральных ценностей и проявлениями анархии, чтобы затем победоносно подкралась автократия и господствовала до нового витка развития демократии.

Что это: дорога в прошлое или путь в будущее? Или бесконечное хождение по кольцу Мебиуса? Может быть, особый путь российской империи, сопровождаемый классической борьбой западников и славянофилов, очень часто оставлявшей после себя кровь междоусобиц и разорение всех сторон конфликта? Думается, что нет.

Тратить время на констатацию проблем сегодняшнего дня, наверное, не следует. Отметим только то, что мы уже были свидетелями трех переделов собственности, при этом, ни какого кардинального улучшения российской экономики не наблюдается. Главная причина видится в ошибочном диагнозе, поставленном отечественными обществоведами, застойных явлений в развитии СССР, которые, движимые бесконечными римейками идей Маркса, видели главную проблему в неразрешенности вопросов собственности на средства производства.

По их мнению, частная собственность с соответствующим классом собственников на средства производства - та панацея, которая должна излечить наше больное общество. Достоинство частной собственности в том, что она позволяет открыть дорогу к эволюционной самоорганизации системы, но это чрезвычайно долгий процесс. Людям десятилетиями отрицавшим это, казалось революционным новое толкование действительности. При этом никто не заметил, как мир все прошедшие десятилетия эволюционно менялся. Ребенка выплеснули, откатив страну в социальном развитии в конец XIX - начало ХХ столетия.

Именно в ту эпоху обладание тем или иным ресурсом, то есть собственность на него в значительной мере определяло в социальный статус того или иного индивида, или величие нации. Собственность определяла и право первоочередного, непосредственного доступа к объекту обладания, собственность идентифицировалась, достаточно однозначно, с лицом или группой лиц. В сегодняшнем мире значение собственности претерпевает значительные изменения.

Во-первых, собственность в массе своей становиться обезличенной. Количество акционеров крупных транснациональных корпораций превышает сотни тысяч.

Во-вторых, рост числа акционеров привел к возникновению новых социальных институтов, устанавливающих связь между конечным собственником и объектом собственности, например, инвестиционные фонды, биржи, держатели реестров акционеров, трастовые компании, попечительские советы, советы директоров и т.д. Многие собственники ни то, что не имеют непосредственного доступа к объекту обладания, не знают его потребительских свойств или производительных способностей, они зачастую не знают непосредственно о факте обладания. Тем более что стоимость собственности определяется спекулятивными играми биржевых маклеров и связанных с ними специалистов из информационных агентств. Даже, если отбросить влияние указанных спекуляций, стоимость собственности уже давно определяется виртуальным пузырем, являющимся результирующим спроса и предложения, то есть привлекательностью для покупателя, а не его полезностью. Собственность из категории материальных институтов социума перетекает в разряд идеальных. В социологии управления разрабатывается проблематика отчужденного труда, в данном случае, впору, говорить о проблеме отчужденной собственности.

В-третьих, если на протяжении большей части человеческой истории собственность на средства производства – краеугольный камень стратификации социума, то сегодня данная собственность – скорее функция управления и контроля, которые и есть непрерывная череда процессов коммуникации.

В-четвертых, непосредственные исполнители или наемные работники имеют больше признаков собственности на средства производства, чем нанявшие их представители собственников, тем более что современная технология предполагает постоянное обновление парка основных средств, причем, часто срок службы того или иного средства производства сопоставим или даже менее срока трудовых контрактов работников. При этом размер вознаграждения исполнителей в развитых странах сопоставим с доходами от капитала собственников.

В-пятых, участие в коллегиальных органах управления собственностью в развитых странах западной культуры в большей мере степень социальной ответственности индивидуума, а не возможность дополнительного обогащения.

В-шестых, развитие коммуникационной инфраструктуры привело к невероятной скорости движения и передела собственности, раздвинуло географические границы собственности. Это еще в большей мере относится к обладанию информацией.

Столь подробное описание метаморфоз, происходящих с социальным институтом собственности, сделано для того, чтобы сильнее акцентировать мысль о том, что, реально обогащающимися, собственниками средств производства являются те, кто непосредственно их эксплуатирует, при этом действуя непрозрачно для внешней среды, в том числе, для вышестоящей структуры. Там, где непрозрачность – там хищения или неэффективное управление, неизвестно, что хуже.

Коммерческая тайна – непоколебимая истина, но принципы деятельности должны быть прозрачны и в какой-то мере регламентированы. Переделы собственности значимы и целесообразны только в тех случаях, когда они способствуют приходу эффективных управленцев, эффективные собственники – миф.

«Источником ускоренного развития являются новые технологические уклады»

И потом, есть ощущение, что модернизация страны - пока всего лишь интуитивное озарение наших лидеров, без глубокого осознания сущности этого процесса и его реализации. Хотя, тем не менее, отрадно видеть, что в умах правящей элиты начинают складываться контуры истинных причин эволюции любого социума на протяжении всей человеческой истории, а, именно, связанные с технологическими новациями, начиная с изобретения лука или колеса до информационного скачка западных обществ в заключительной трети ХХ столетия.

А собственность – это всего лишь социальный институт, отражающий сложившиеся технологические, экономические и правовые устои общества. Примеры Японии, Южной Кореи, прочих «азиатских тигров», Израиля, Индии и Китая показывают, что источником ускоренного развития являются не просто развитие производственных сил, а развитие новых технологических укладов.

Но нам не следует повторять опыт Китая или Индии в плане размещения у себя технологических линий, созданных в других странах, в связи с тем, что наш внутренний рынок по определению на порядок меньше, а рабочая сила дороже, да и климатические условия гораздо сложнее, требующие больших непрямых производственных издержек. Но если учесть, что трудовые ресурсы изначально более образованы, нам можно закрепиться на рынке проектирования и производства технологий. Но проводимые политиками новации в сфере образования ведут к устранению конкурентного преимущества связанного с высоким образовательным уровнем рабочей силы.

Во-первых, ЕГЭ – система, не стимулирующая оригинальность мышления и творчества, без чего невозможно создавать научные, а затем и технологические новации. Утверждение о том, что ЕГЭ – это социальный лифт для провинциальных абитуриентов – полная профанация. Да если посмотреть статистику поступивших, можно порадоваться за рост числа студентов из сельской местности. Но стоит проанализировать их дальнейшую успеваемость и все становится на свои места, введением ЕГЭ мы просто добились смещения коррупции на уровень средней школы, в особенности сельской.

Поэтому необходимо ужесточить правила проведения ЕГЭ в удаленной местности, возможно путем перехода на современные автоматизированные системы контроля знаний, сохранить, а возможно расширить право ВУЗов принимать студентов по результатам прочих испытаний, олимпиад, конкурсов и т.д.

Во-вторых, курс на платность образования, начиная со школы, идет в полный разрез с идеей модернизации. Подрывается база конкурентного преимущества, связанного с образованными кадрами. Необходимо сохранить всеобщее бесплатное среднее образование, восстановить систему бесплатного профтехообразования.

В-третьих, замещение высшего образования профтехобразованием тоже ошибка. Да систему профтехобразования необходимо возродить, но не за счет высшего образования, (кстати, в Японии всеобщее высшее образование), а за счет восстановления обязательного бесплатного профтехобразования, как альтернативы высшему образованию. Идея модернизации не реализуема при реализации плана, добиться соотношении кадров с высшим образованием к «пэтэушному» в пропорции 1 к 5. Но со структурой высшего образования необходимо разбираться. Недопустимо поддерживать, существующий перекос в сторону подготовки юристов, экономистов, финансистов и специалистов ГМУ в ущерб техническим, технологическим и научным кадрам. В этом году впервые в ряде ВУЗов имелся недобор на бюджетные места по технологическим специальностям. Не говоря о том, что уровень зачисленных на эти специальности не соответствует требуемому уровню подготовленности. Следует заняться популяризацией негуманитарного образования.

В-четвертых, уровень оплаты труда научных и преподавательских кадров не стимулирует приход в эту сферу молодых специалистов. В итоге большинство преподавателей ВУЗов – пожилые люди, читающие одно и то же из года в год или дисциплины которыми им не приходилось заниматься на практике. Уровень оплаты ассистента 65 рублей в час не позволяет заработать в месяц даже среднюю заработную плату по стране, уровни оплаты доцентов и профессоров также не стимулируют приход в науку и образование талантливой молодежи. Нормы по оплате труда преподавательского и научного состава необходимо повышать 3-5 раз.

В-пятых, вакханалия, творящаяся в сфере послевузовского образования, выражающаяся в коммерциализации защиты диссертации делает невозможным продвижение реально талантливых молодых ученых. Идея передать право присваивать квалификацию кандидатов наук или докторов самим ВУЗам – полная профанация этого института. Возможно, следует обязать проходить регулярную, допустим, раз в пять лет переаттестацию кандидатов и докторов, при прохождении аттестации подтверждать научную степень, в противном случае лишать степени или связанных с этим привилегий.

В-шестых, существующее налоговое и таможенное законодательство препятствует новациям. Взять хотя бы то, что существующая политика амортизации ОС и исчисление налога на прибыль не стимулируют наращивание основных средств. Необходимо снижать налогооблагаемую базу налога на прибыль не только на величину амортизации ОС, но хотя бы еще и индексировать инфляцию. Необходимо законодательно определить и закрепить порядок исчисления стоимости нематериальных активов и их владения, то есть упорядочить капитализацию нематериальных активов. Следует изменить налогообложение и применение положений законодательства о банкротстве отраслей с длительными технологическими циклами, таких как энергомашиностроение, станкостроение и многих других.

«Современное общество породило поколение «золотой» и «около золотой» молодежи»

Проблема перекоса в системе высшей профессиональной подготовки таит в себе еще одну угрозу, помимо утери конкурентных кадровых ресурсов в технологических сферах. Современная социальная наука утверждает, что для революционных потрясений недостаточно наличия угнетенных масс, требуется неудовлетворенная образованная элита. Первая категория всегда вдоволь присутствует в российском обществе. При реальной модернизации мы столкнемся с тем, что армия гуманитариев-управленцев останется не у дел, притом, что выросло уже целое поколение таких управленцев, которые кроме «распила» бюджета не имеют реальных трудовых навыков. Соответственно мы можем получить реальную революционную ситуацию. Поэтому уже сегодня необходимо сокращать количество бюджетных мест особенно по специальности ГМУ. Так как постоянное наращивание таких кадров идет в разрез с необходимостью сокращения армии чиновников и порождает целый класс образованных люмпенов и «государственных рантье».

Помимо элитарной прослойки гуманитариев-управленцев современное российское общество породило целое поколение «золотой» и «около золотой» молодежи, которых отличает полное нежелание добиваться результатов трудом и упорством, их интересует только сиюминутная нажива путем различных комиссий (торговые, рекламные агенты, риелторы и т.д.) или банального проедания родительских активов. Модернизация, а как следствие развитие информационных технологий приведут к сокращению потребности в различных агентах и посредниках, что больно ударит по указанному сословию «золотой» и «околозолотой» молодежи.

Незавидная участь ждет и низкие слои российского общества. Модернизация приведет к разрыву между образованной и необразованной частями российского общества. С другой стороны за счет улучшения материального благосостояния негуманитарной элиты мы выровняем материальное положение элит.

Старшее поколение в силу физиологических особенностей так же не сможет встроиться в новые технологические уклады, но с другой стороны при успешных модернизационных начинаниях должна увеличиться база для выплаты пенсий и обеспечения достойных социальных условий.

Естественным противником модернизации будет являться сообщество сырьевиков, так как им не захочется терять свое доминантное положение. Кроме того, энергосбережение, рациональное природопользование – это их убытки.

Складывается парадоксальная ситуация кроме технократической элиты, выигравшей от модернизации при первом рассмотрении никого нет. С другой стороны модернизация – залог выживания российского социума как суверенного и процветающего.

«Политика, приведшая к снижению финансовой самостоятельности регионов, должна иметь временный характер»

Кроме поиска новых технологических преимуществ необходимо взглянуть и в прошлое. Территория России всегда была транспортным коридором между востоком и западом. Необходимо восстановить миссию «шелкового пути», возродить или создать соответствующую инфраструктуру, что тоже диверсификация российской экономики.

Существенным фактором успешности модернизации будет наличие у страны – национальной идеи и непритворного патриотизма ее граждан, осознания национальной исторической общности всех народов населяющих существенную часть Евразии. В том случае, когда история российского государства увязывается только со славянскими корнями, делает нелояльными как минимум треть населения страны. Необходимы новые концепции преподавания и осмысления истории образования государств и наций, их взаимоотношений на просторах, которые сегодня занимает Российская Федерация.

Поэтому считаю, что модернизацию российского общества необходимо начинать с создания системы оперативного мониторинга внутреннего хозяйства и принятия управленческих решений в режиме реального времени, а уже потом планировать какие-то другие новации, тем более те, которые перетряхивают все устои общества, при этом, целенаправленно не замещаемые новыми.

Следующая задача, которую должна эффективно осуществлять бюрократическая надстройка после организации адекватного внутреннего мониторинга, это мониторинг внешней среды на предмет технологических прорывов. Только после решения двух вышеперечисленных задач, можно приступать к обоснованному планированию. Складывающаяся ситуация требует основательности и обоснованности предпринимаемых начинаний, время решений основанных лишь на одних интуитивных озарениях безвозвратно уходит.

При этом следует искоренить коррупцию и уйти от излишней централизации системы. С первым пороком начинают бороться, пока на уровне деклараций, со второй проблемой больше вопросов, нежели ответов. Административная система округов полезна, если она укорачивает коммуникации регионов с центром за счет более углубленной и детальной проработки вопросов, и их более быстрого согласования и решения. Однако если создание окружной системы приводит лишь к увеличению аппаратного бремени и фактически удлиняет коммуникации за счет введения еще одного промежуточного звена, то это катастрофа, так как система становится инерционной. Имевшаяся система автономных регионов была более устойчива с точки зрения надежности систем. Проблемы в жизнедеятельности одного региона не влияли значительно на устойчивость других. Поэтому политика, приведшая к снижению финансовой самостоятельности регионов, должна иметь временный характер на период усиления политической силы центра и становления полноценных демократических институтов на местах. В долгосрочном плане такая политика опасна, хотя бы потому, что в стране с неразвитыми демократическими традициями абсолютный контроль над всем совокупным капиталом – абсолютная власть, которая развращает любого правителя, будь он даже ангел, вопрос только во времени.

Насколько будет готова информационная система страны к оперативному сбору и анализу данных в быстро меняющейся среде, и их последующему синтезу в управленческие решения, настолько успешными будут реформы.

Аскар ФАЗЛЫЕВ.

"