Posted 10 августа 2015,, 14:39

Published 10 августа 2015,, 14:39

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

В кризис институты гражданского общества подвергнутся идейному секвестрованию?

10 августа 2015, 14:39
Питающая патриотические чувства россиян посткрымская энергия явно заканчивается, а новых поводов для радостей у населения нет. В этих условиях перед Россией и ее регионами нависают не только социально-экономические, но и политические риски.На протяжении всего 2015 года жизнь населения стремительно ухудшается. По данным фонда «Общественное мнение» 50 процентов респондентов начали экономить на еде. Иными словами, если соцопрос репрезентативен, в путинской России недоедает половина (!) населения страны.

А власть в то же время публично уничтожает «санкционные» продукты, бьет себя пяткой в грудь и говорит о высоких рейтингах доверия Владимиру Путину со стороны россиян. Впрочем, не стоит так трепетно относиться к рейтингам и соцопросам. Их аутентичность отнюдь не безупречна. Если у нас «рисуются» результаты выборов – то, неужели, кто-то сомневается, что также можно «нарисовать» данные рейтинга или соцопроса?

В то же время, политическая стабильность в обществе действительно имеет место быть. И связано это не столько с высокими рейтингами Путина, сколько с усилением административного давления государственной машины на общество.

Посткрымский эффект позволил накопить агрессивную энергию против Запада (НАТО, укрфашисты, иностранные агенты и прочее). А власть уже не обладает докрымскими предложениями стабильности, не может гарантировать роста зарплат и пенсий.

Поэтому Кремль чаще всего встает на защиту правительства, бюрократии, крупных компаний, ограничивая, тем самым, продвижение актуальной в обществе антикоррупционной проблематики. Да и мировые цены на углеводороды стремительно падают вниз - сейчас за баррель нефти дают 49 долларов, тогда как российский бюджет сверстан из расчета цены в 50 долларов за баррель.

Стоит ли ожидать в этих условиях новых политических рисков? Большинство экспертов полагают, что такой вариант является наиболее вероятным. Низкое качество системы госуправления и нежелание элит реформировать экономику рано или поздно приведет к новым политическим вызовам и рискам.

В нынешнем формате власть не может себе позволить роста гражданских свобод и гражданской самостоятельности.

Это означает, что сфера действия институтов гражданского общества будет и дальше подвергаться идейному секвестрованию, а вялотекущий диалог общества и власти превратится в менторский монолог.

В стране просто нет институциональных условий для возникновения конструктивной оппозиции, с четко оформленными идеологическими установками. Запрос на такую политическую силу в обществе есть, но он остается неудовлетворенным. Совершенно очевидно, что консервативные идеологемы нынешней власти не удовлетворяют средний класс российских мегаполисов, который зачастую просто не видит точек приложения своей гражданской/политической позиции.

С другой стороны, в условиях резкого социально-экономического расслоения сам средний класс в России стремительно уменьшается. В 2013 году к таковым относило себя 18 процентов, а в 2015 – 13 процентов населения. Критерии – покупка нового автомобиля, квартиры, поездки на курорты и обучение детей в платных школах и вузах.

Так что со средним классом Кремль считаться не будет. Представляется, что в этих условиях власть будет продолжать транслировать консервативный тренд во внутренней политике. Можно наблюдать увеличение числа законотворческих инициатив, направленных на консервацию режима и его защиту от внешних и внутренних противников. Мы уже можем ожидать как ужесточается контроль над политическими процессами: целесообразность оказывается выше закона - перенос выборов в Госдуму с декабря на сентябрь, фактический запрет на участие в региональных выборах ПАРНАС, дальнейшее зарегулирование работы и без того слабых институтов гражданского общества.

Не секрет, что нынешняя ситуация очень сильно бьет по регионам, на бюджеты которых ложится львиная доля социальных обязательств руководства страны. При сохранении инерционного курса развития экономики (потенциал которого давно уже исчерпан) в регионах резко понизится уровень социально-политической стабильности со всеми вытекающими отсюда последствиями относительно роста протестных настроений.

В этих условиях регионы будут подвержены дальнейшей дифференциации. Социально-политическая стабильность регионов будет, в конечном счете, зависит от социально-экономической стабильности и умения главы/губернатора соблюсти баланс интересов элиты и общества.

На этом, в общем-то, неблагоприятном фоне у Башкирии перспективы не самые плохие. Пополнение республиканского бюджета за счет акций и налогов «Башнефти», преодоление пострахимовского раскола элит и легитимный уровень доверия со стороны общества Рустэму Хамитову позволяют надеяться, что в этот кризис республика сможет сохранить свои позиции. А вот об улучшении положения говорить сложнее. Вопрос в том, как распорядится руководство высвободившимися средствами.

Александр КРАСОВСКИЙ.

"