Posted 10 апреля 2007,, 18:02

Published 10 апреля 2007,, 18:02

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Уфа превратилась в город разбитых магистралей

10 апреля 2007, 18:02
С приходом весны жители столицы Башкирии почувствовали на себе силу гоголевского изречения про извечную российскую проблему – дураков и дороги. Ямы, разбитый асфальт и, как вытекающее - аварии. В автосервисах, казалось бы, должны потирать руки – клиент попер, но мрачные автолюбители с пробитыми шинами, и оторванными глушителями и разбитыми подвесками, выстраивающиеся в длинные очереди, радости мастерам не прибавляют.

- Дороги у нас никуда не годятся, - заметил на президентском совете премьер-министр башкирского правительства Рафаэль Байдавлетов. – Но, говорят, так сейчас во всех городах России.

И напомнил, что к торжествам 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России все местные автотрассы должны быть на высоте.

- Денег на дороги много выделяем, - заметил г-н Байдавлетов.

- А Уфа – лицо всей республики, здесь скупиться не надо, - подтвердил глава региона Муртаза Рахимов.

Уфимцы же убеждены в том, что еще никогда дороги не были в таком плачевном состоянии. Трассы, которые должны выдерживать хотя бы два-три года, живут только один сезон. Причем эта проблема касается не только второстепенных дорог, но и значимых для города объектов.

«Дорожная проблема» стала предметом обсуждения и на очередном заседании Курултая, которая прошла во вторник. Председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике и предпринимательству Госсобрания РБ Наиль Кутлугильдин пообещал, что комитет в ближайшее время вплотную займется разбитыми трассами.

- Расходные обязательства по ремонту дорог полностью находятся в ведении муниципалитетов, - пояснил спикер Госсобрания Константин Толкачев.

- И спрашивать нужно с городской администрации, - подтвердил Наиль Закирович.

Известный скандальными заявлениями башкирский парламентарий Эдвард Мурзин, уверен, что кому-то выгодно ежегодно ремонтировать магистрали.

- По заключениям экспертов самое большое число «отмытых» бюджетных средств приходится именно на ремонт дорог, - горячится депутат. – Почему бы сразу не отремонтировать улицы так, чтобы на следующий год эта проблема не возникала?

По прогнозу социально-экономического развития Уфы на 2007 год на капитальный ремонт дорог потребуется от 425 до 1315 миллионов рублей. На текущий – от 408 до 527 тысяч рублей, а на асфальтировку внутриквартальных проездов от 40 до 320 миллионов. Возможно, что пока всего объема нужных средств у дорожников нет, однако автолюбители столицы Башкирии нормальное полотно хотят видеть сейчас. Редкий водитель не выругается сегодня, проезжая по улицам и проспектам. Сколько проклятий звучит из уст шоферов – не сосчитать.

– Я не первый год за рулем, но таких дорог в Уфе еще не видел. Яма на яме! Сочинскую улицу, например, ремонтировали не так давно, а на что она теперь похожа? На днях я пробил колесо у автомобиля на Сочинской у дома № 49 на скорости 20 километров в час! - возмущается уфимский водитель Марат Ардуванов.

- У меня оторвало глушитель на улице Королева на конечной остановке в Сипайлово, - печалится Ильдар Ахметшин. – Глубокая яма оказалась залита водой, и когда понял, что проваливаюсь, было поздно.

- Такие же ямы есть на улицах Благоварской и Нехаева, - вторят водители. – Мы измеряли – глубина 50 сантиметров, преодолеть их можно только на танке.

Особенно от разбитых дорог страдают владельцы частных маршрутных такси. И без того изношенные «ГАЗели» и ветхие автобусы-иномарки, завезенные из Турции и Китая, после поезда по перепаханным улицам, начинают окончательно разваливаться. К такому экстриму эти маршрутки просто не готовы.

- Мы же не все деньги себе оставляем, большую часть хозяевам отдаем, - жалуются шоферы частных автобусов. – А ремонтируем машины за свой счет. Мы в отличие от обычного автолюбителя не можем объехать раскуроченную улицу другим путем, наше дело – следовать маршруту. Один рейс и автомобиль встал на неделю. А у нас семьи и дети.

Корреспонденты «МКС» сами проехали по городу – жуткие колдобины и распаханный асфальт тянется по Айской улице от перекрестка с улицей Кирова до пересечения с Чернышевского, практически по всей Комсомольской улице, Шафиева, Трамвайной, Менделеева, Уфимскому шоссе и Сагита Агиша. Асфальтовые пропасти, способные погубить любую машину, расположились у остановок «Зеленая Роща» и «Кондитерская фабрика», таят в себе жестокие для водителей опасности перекрестки улицы Кувыкина с Софьи Перовской и Рабкоров, представляют серьезную угрозу перекрестки Ферина-Баландина и Фрунзе-Гоголя.

- Ну почему же все дороги разбиты? – удивляется начальник информационно-аналитического отдела управления жилищно-коммунального хозяйства администрации столицы Башкирии Светлана Кувшинова. – Дорога Уфа-Аэропорт сейчас очень хорошо выглядит, там асфальт покрыли специальной битумной эмульсией, трасса будет ровной и на следующий год.

Почему же нельзя покрыть все дороги этим отличным суперсоставом?

- Каждый район в этом году сам организовывал тендер на ремонт дорожного покрытия, - объясняет г-жа Кувшинова.

А тендер, как известно, выигрывает тот, кто предложит более дешевый вариант оказания работ и услуг. Понятно, что ямочный ремонт, когда старые дыры латают обычным кирпичом, самый малозатратный.

- Помните, раньше фирма такая была – «Асфальт+бетон», которая изготовляла составы для покрытия? – смеется таксист Ринат Хусаинов. – А наши дорожники вправе патентовать свое ноу-хау по ремонту дорог – «Асфальт+кирпич».

- Не только кирпичом закладываем, - уверяет г-жа Кувшинова. – Асфальтовыми смесями закрываем.

На самом же деле «ямочный ремонт» только прибавляет разрухи. Асфальтовая заплатка испытывает большое физическое напряжение по углам. В итоге этот материал, которым дорожники решили дешево и сердито прикрыть яму, расшатывается и в результате появляется еще большего размера препятствие. Асфальт становится похож на многослойный пирог, по слоям которого можно изучать все доисторические ремонтные работы, которым он подвергался.

По словам г-жи Кувшиновой, «ямочный» ремонт в Уфе начался аж с 11 января.

- А почему не видно?

- Ну… не везде успеваем, - отвечает начальник отдела.

- Когда ямочный ремонт закончится?

- Никогда, - смеется Светлана Анатольевна. – Вы поймите, ничего вечного на свете нет. Латать асфальт приходится все время, поскольку свой срок есть у каждого материала.

Так почему же дорожное покрытие особенно износилось этой весной?

- Состояние дорог действительно ухудшается именно в весенний сезон, - объясняет Светлана Кувшинова. - Погода контрастная: днем тепло, ночью - мороз. Вода попадает в микроскопические трещинки днем, а ночью замерзает, по законам физики расширяя их. Происходит так называемый эффект шампанского - лед взламывает асфальт трещинами. Не только в этом году, и в прошлом такое было…

У дорожников всегда найдутся причины, чтобы оправдаться – оттепель, мороз, глобальное потепление, нехватка средств.

А между тем, по данным ГИБДД, каждое третье ДТП происходит по причине дорожного фактора. В последнее время в протоколах ГАИ все чаще в графе "причина аварии" появляется запись: "Дорога разбита".

И что прикажете делать гаишникам, когда машины прут на встречку, чтобы не сесть в яму, расколовшей всю соседнюю полосу? Казалось бы, грубейшее нарушение, за которое водителя следует немедленно лишать прав, а здесь приходится закрывать глаза, чтобы окончательно не парализовать движение.

Интересно, что по словам г-жи Кувшиновой, до недавнего времени в суд на дорожников никто из автолюбителей не подавал. А ведь у автовладельцев и компаний-перевозчиков есть право потребовать возмещение ущерба через суд, если их машины пострадали из-за отвратительного состояния дорожного покрытия. В частности федеральный закон «О безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог» требует, чтобы состояние трасс соответствовало «правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам». Существующий ГОСТ требует, что выбоины на дорогах не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Вряд ли хоть в одной официальной бумаге зафиксировано, что весной улица должна напоминать разбомбленную полосу. Тем более, что согласно закону все обязанности по соответствию дорог стандартам и вся ответственность «возлагается на орган исполнительной власти». Гражданский кодекс же утверждает, что вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если бы власти понимали, что армия автолюбителей, пострадавших на весенних улицах, способная отсудить средства равные деньгам, отпущенным на ремонт дорог, то, наверное, «дорожная» проблема исчезла сама собой.

Радик ИШЕМГУЛОВ.

На фото Сергея ГРОССОВА: троллейбус шпарит по встречке

"