Posted 10 февраля 2008,, 20:58

Published 10 февраля 2008,, 20:58

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

Опасно, яд! Транспорт отравляет городской воздух больше химических производств

10 февраля 2008, 20:58
По наблюдениям уфимских экологов, за пять последних лет выбросы в атмосферу от стационарных источников сократились на 19%, в то время как доля автомобильных выхлопов растет в среднем на 5,8% в год. Сегодня именно автотранспорт прочно удерживает <почетное> первое место в деле загрязнения городской воздушной среды.

Дыхание через выхлопную трубу

О масштабах проблемы лучше всего говорят контрольные замеры, проведенные летом на самых оживленных уфимских перекрестках. В атмосферном воздухе определялись девять основных загрязняющих веществ (диоксид азота, формальдегид, пыль неорганическая, оксид углерода, бензапирен, ароматические углеводороды – бензол, толуол, этилбензол, ксилол).

На пересечении уфимских улиц Округа Галле и Рихарда Зорге содержание пыли превысило предельно допустимый коэффициент в полтора-три раза, бензапирена – в 4,7-10,7 раз, оксида углерода – в два с половиной раза. Уровень оксида углерода в районе ДК УМПО был в 1,4 раза выше нормы, а содержание самого токсичного элемента выхлопов - бензапирена на пересечении улиц Александра Невского и Первомайской превысило ПДК в 5-17 раз. А ведь речь не идет о центральных улицах города!

Заторы в Уфе в последнее время стали привычным делом, а больше всего вредных веществ двигатели автомобилей выбрасывают на минимальных оборотах. Причем выхлопные газы не висят над дорогой, а поднимаются с ветром до любого этажа. И деревья под окнами вовсе не спасение от ядовитых «миазмов», а напротив – ловушки для сбора отравы.

В борьбе за чистоту пятого океана власти Башкирии первыми в стране добились запрета на использование этилированного бензина и серосодержащей солярки - основных поставщиков свинца в наши легкие, а также ввели талоны токсичности. Однако сейчас проверка двигателей на уровень содержания в выхлопе оксида углерода фактически сошла на нет.

Из 400 автомобилей, проверенных в рамках операции «Чистый воздух» в 2007 году, экологическим требованиям не отвечал каждый десятый. Негативную роль здесь, несомненно, сыграла отмена талонов токсичности и дымности: большинство водителей теперь полностью игнорируют контроль СО 2, а на многих предприятиях для этого нет даже необходимых приборов.

«Е» - мое!

А количество машин в Башкирии ежегодно увеличивается. Только за прошедший год численность автотранспорта выросло на 14%, - уверяют в УГИБДД МВД по РБ. Напомним, регистрационные знаки с новым кодом региона «102» появились в Башкортостане только в начале прошлого года. Однако сейчас по Уфе уже разъезжают авто с буквенной серией «Е».

Понятно, что при таком количестве машин пробки в столице республики неизбежны.

- В час пик на остановке «Трамвайная» не проехать, Сипайлово стоит. А ведь по этим транспортным артериям люди добираются в Иглино, Шакшу и Черниковку, - переживает начальник управления ГИБДД республики Динар Гильмутдинов.

В центре Уфы можно провести несколько часов, надеясь выехать домой. Представляете, сколько машин, стоя в пробках, травит город?

- Проблема в том, что двигатели отечественных автомобилей в лучшем случае соответствуют требованиям «Евро-2», в то время как Запад уже перешел на стандарт «Евро-4» и всерьез задумывается о переходе на «Евро-5», - считает начальник отдела экологии и охраны окружающей среды администрации Уфы Азат Кутлиахметов. - На многих иномарках, которых в городе становится все больше, стоит каталитический нейтрализатор выхлопных газов, снижающий уровень их токсичности. Однако это не решает проблемы. Дело в том, что фильтрующего элемента хватает максимум на 30 тысяч километров пробега, после чего эффективность нейтрализатора становится равной нулю. А какой нормальный водитель будет тратить несколько тысяч рублей на фильтр, ненужный никому кроме экологов?

- Почему бы тогда не ограничить выезд на улицы машин с экологически грязными двигателями?

- Этот вопрос должен быть решен на законодательном уровне, - объясняет заместитель начальника УГИБДД МВД по РБ Камиль Кадыров. – Причем башкирские парламентарии закон об ограничении движения машин с двигателями «Евро-1» и «Евро-2» принять не вправе. Это должна сделать Госдума.

Но, как полагают эксперты, парламентарии засядут за такой закон, только в случае если Россия вступит в Евросоюз. Пока же выпуск и импорт машин нулевого и первого класса в государстве запрещен с 2006 года. Однако до сих пор эти автомобили ездят по нашим дорогам и перевозят пассажиров.

Власти Уфы пытаются решить проблему загрязнения воздушной среды «в рабочем порядке». По крайней мере, в столице Башкирии появились современные автобусы с экологически чистыми двигателями – «НефАЗы», «VDL» и «Мерседесы», которые постепенно вытесняют не соответствующие никаким экологическим стандартам «ГАЗели» и купленные по цене лома машины-развалюхи из западных стран и Китая.

Но не трудно догадаться, что большая часть автомобильного парка Уфы даже близко не стояла рядом с евростандартами.

Проезда нет?

По данным новейших исследований, загрязненный выхлопными газами воздух потенциально опаснее химических отходов. Переезд в центр города может нанести здоровью больший урон, чем добровольное проживание рядом с химическим производством. Как утверждают экологи, каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу около 200 различных химических компонентов, каждый из которых может стать причиной смертельных заболеваний – рака и лейкемии.

По мнению столичных экологов, эффективный способ значительно уменьшить выбросы в атмосферу – перевести часть автотранспорта на сжиженный газ. Такое топливо очень экологично – при сгорании газа образуются безвредная двуокись углерода и пары воды.

Однако те, кто решился перевести автомобиль на голубое топливо, сталкиваются с серьезными трудностями. И в первую очередь – экономической нецелесообразностью газа. Поначалу кажется, что газовое топливо существенно дешевле бензина, однако при эксплуатации авто выясняется, что и расходуется его намного больше. Да и большая часть двигателей не может быть адаптирована для работы на газу.

Понятно, что избавить город от транспортной интоксикации, можно только решив проблему пробок. Однако пока в Уфе не строится достаточно транспортных артерий, задача кажется непосильной. Но выход есть. Столица Башкирии не единственный мегаполис, задыхающийся в заторах. Во Франции, например, постарались уменьшить количество авто на улицах остроумным способом – в Париже имеет право выезжать в третий и четвертый ряд лишь те машины, которые везут более трех человек. Те, кто не имеет пассажиров или посадил в автомобиль лишь одного-двух человек, тащатся в крайнем правом ряду, не имея возможности попасть на скоростную полосу. Поэтому французы предпочитают использовать машину только во время семейных поездок, все остальное время передвигаясь на общественном транспорте.

- Если бы общественный транспорт в городе был самым быстрым способом передвижения, то многие автолюбители с удовольствием пересели в автобусы, - говорит начальник башкирской Госавтоинспекции Динар Гильмутдинов. – Но пока в Уфе первая полоса, предназначенная для общественного транспорта, используется всеми средствами передвижения, этого не произойдет.

Оказывается, во многих городах именно так разрешили транспортную проблему, огородив специальные полосы для автобусов. И многие автовладельцы посчитали, что ехать на работу и с работы удобнее, быстрее и безопаснее на общественном транспорте, чем томиться в пробках.

По словам начальника управления ГИБДД МВД по РБ, для того, чтобы освободить для троллейбусов и автобусов отдельную полосу, не требуется ни законодательных инициатив, ни специальных циркуляров и инструкций.

- В правилах дорожного движения четко прописано, что первая полоса предназначена для общественного транспорта, - говорит г-н Гильмутдинов. – Значит, будем работать над этим.

И действительно. Если наш незаконопослушный народ способен соблюдать правила только из-под палки, то почему бы градоначальникам не попробовать создать специальные ограждения на полосах для движения автобусов? Дешевое решение может обернуться для города весомой прибылью. Хотя бы сохранением здоровья горожан.

Алексей РОМАНОВ,

Валентин ОРЛОВ.

"