Posted 9 декабря 2015,, 17:22

Published 9 декабря 2015,, 17:22

Modified 10 ноября 2022,, 18:40

Updated 10 ноября 2022,, 18:40

Центр концентрирует, а регионы агонизируют

9 декабря 2015, 17:22
Госдолг 55 из 85 регионов России превышает уровень собственных доходов на 50 и более процентов. Такие неутешительные цифры свидетельствуют о том, что центро-ориентированная политика нынешнего руководства страны ведет страну к структурным противоречиям. Наибольшие долги (свыше 100 % своего бюджета) имеют шесть регионов: Северная Осетия, Смоленская, Белгородская, Костромская области, а также Чукотка. Долг Астраханской области и Мордовии превышает 150 процентов. Несмотря на то, что федеральные чиновники говорят о том, что помогут регионам в «ручном режиме», проблема эта носит системный характер.

Об ассиметричном распределении ресурсов в путинской России говорит известный специалист по регионалистике Наталья Зубаревич. По ее мнению, «огромный» уровень долговой нагрузки сформировался в регионах еще в 2013 году и с тех пор постепенно увеличивается.

- Ситуация ухудшается, но медленно. Долговую нагрузку регионы снизить не могут. По моим расчетам, с января на 1 ноября 55 регионов увеличили долговую нагрузку, а около 30 смогли ее снизить. Правило здесь простое – у кого был небольшой долг, тем легче было его снизить, а у кого он большой – те его, как правило, наращивали, – охарактеризовала состояние дел эксперт.

Она добавила, что 260 из 310 млрд рублей, которые регионы получили на конец сентября, ситуацию тоже не стабилизировали.

Портал «Клуб регионов» приводит слова г-жи Зубаревич, которая отмечает специфику структуры долга регионов.

- Те, у кого бюджетные кредиты, это та же Чукотка и Чечня, с ними ничего не произойдет – договорятся с минфином. Те, у кого высокая доля коммерческим банкам, им намного сложнее. Но, опять же, 70 процентов долга – это долги «Сбербанку», а 18 процентов – «ВТБ». А это банки под госконтролем, так что и на них надавят, чтобы договаривались.

По словам Натальи Зубаревич, «эта проблема дестабилизирует бюджеты, но не разрушает страну».

- В российской действительности дефолт регионов невозможен,- уверена она. - Самые острые ситуации будут разруливать в ручном режиме и будут быстрее рубить, прежде всего, социальные расходы, потому что на их долю приходится почти две трети расходов субъектов.

Эксперты Фонда развития Гражданского общества и фонда «Петербургская политика» вполне обосновано располагают регионы должники в аутсайдеры. Элиты этих регионов оказались неспособны реструктуризировать экономику к новым суровым условиям. Однако личный фактор здесь носит не первостепенную роль. Центристская политика нынешнего руководства страны вынуждает российские территории заниматься выживанием. Развития в этих условиях достичь крайне трудно. На фоне этих субъектов РФ положение Башкирии более устойчиво.

Например, с этого года республика получает дополнительные дивиденды от нефтянки. Доля социальной составляющей в республиканском бюджете чуть выше 70 процентов, что, опять-таки, на фоне других регионов вполне нормально. Есть регионы, которые тратят свыше 80 процентов своих доходов на социалку. Однако и Башкирия, практически весь постсоветский период выступавшая донором федерации, имеет долги перед центром - около 17 млрд рублей, но это, как говорится, издержки вертикального воспроизводства власти.

"