Posted 9 октября 2019,, 09:15

Published 9 октября 2019,, 09:15

Modified 17 октября 2022,, 20:10

Updated 17 октября 2022,, 20:10

Пострахимовская политика в Башкирии: выводы историка в первый год правления Хамитова

9 октября 2019, 09:15
Через два дня республика будет отмечать свой праздник. И дабы в выходной день не грузить читателей историческими моментами, мы решили напомнить, что именно в этот день, 11 октября 2018 года, Рустэм Хамитов объявил о своей отставке, буднично направив обращение Путину с этой просьбой.

Что двигало Рустэмом Хамитовым, быть может, мы никогда и не узнаем, но политологи тогда уверенно заявляли, что всему виной антирейтинг и осенний «губернаторопад».

Мы еще вернемся в ближайшие дни и, возможно, годы к теме правления Республикой Башкортостан новым главой Радием Хабировым, зорко будем следить за развитием региона и перспективами политического процесса в регионе. Но сегодня, накануне годовщины отставки экс-главы, мы решили вспомнить и предыдущий опыт региона.

Как сказал нашему изданию профессор, этнолог Ильдар Габдрафиков: «Мы все были воодушевлены сменой власти и наши сердца ждали перемен».

Ильдар Габдрафиков весной 2011 года опубликовал статью в научном сборнике и привел выводы об изменениях в башкирской политике через полгода после смены длительной власти в лице Муртазы Рахимова. С согласия историка мы приводим фрагмент этой статьи:

Выводы:

1. Смена власти в Башкирии летом 2010 г. привела к тектоническим сдвигам во внутреннеполитической жизни республики — начались позитивные общественно-политические процессы.

2. Власть стала более открытой, расширилась сфера публичной политики. «Управляемый национализм» и тенденциозная национальная политика становятся достоянием истории. Республиканские СМИ стали относительно свободными. Если при Рахимове СМИ занимались в основном восхвалением «достижений», то теперь они начали освещать ранее запретные темы, в т. ч. и касающиеся сферы общественно-политической жизни.

3. Однако смена власти в республике породила как объективные, так и субъективные проблемы. Прежде всего, возникли проблемы с эффективностью государственного управления в регионе. Если при Рахимове авторитарное управление строилось на жестком контроле и подчинении вертикали власти, вплоть до местного уровня, то с приходом Хамитова и смягчением политического режима объективно административная вертикаль ослабла. На местах появились признаки антихамитовской фронды. Демократизация регионального режима привела к появлению и определенному усилению различных центров сил. В этом плане заслуживает внимание то обстоятельство, что силовые органы иногда начали выступать как самостоятельные политические акторы, которые принимают «свои», не всегда согласованные с руководством республики решения.

4. Хамитов, как президент республики, имеет значительный кредит доверия со стороны граждан, связанный с ожиданием перемен к лучшему, в т. ч. и в сфере межнациональных отношений, а также поддержку главы государства, который назначил его в июле прошлого года. Поэтому Хамитов имеет объективно благоприятные условия для модернизации как политической системы, так и экономики республики, обновления управленческих кадров.

5. Однако первые месяцы свидетельствуют, что у нового президента РБ не все получается в сфере региональной политики. Поэтому перспективы внутриполитического развития Башкирии пока не очень ясны. Они главным образом зависят от самого Хамитова, от его решительных действий по достижению поставленных целей.

Отметим, что на инаугурации нового главы республики Радия Хабирова Муртаза Рахимов назвал Рустэма Хамитова «черным пятном в истории башкирского народа», «сумевшим за несколько лет развалить то, что строилось десятилетиями».

Каким наше издание увидело со стороны последний год после отставки Хамитова, читайте 11 октября.

"