Posted 9 февраля 2016,, 15:59

Published 9 февраля 2016,, 15:59

Modified 10 ноября 2022,, 18:40

Updated 10 ноября 2022,, 18:40

Стерлитамакские медики намерены вернуть уважение к профессии врача

9 февраля 2016, 15:59
Клиническая больница № 1 Стерлитамака обслуживает три города и семь районов республики. Но, несмотря на передовые технологии лечения, успешную диагностику и опытных врачей, это многопрофильное лечебное учреждение не пользовалось у населения особым уважением. Причина тому – поборы с пациентов, которые поощрялись на уровне руководства клиники. В прошлому году был отстранен от должности главный врач стерлитамакской больницы. Громкое дело отразилось на репутации клиники и города. Коллектив решил вернуть учреждению доброе имя. Сейчас в Стерлитамаке реализуется спецпроект «Больница, доброжелательная к пациенту», направленный на создание атмосферы взаимоуважения, борьбу с коррупцией и социальную защиту медперсонала.

Честь белого халата

Среди населения больница № 1 Стерлитамака давно пользовалась дурной славой как медицинское учреждение с «самым дорогим бесплатным лечением». Жители юга Башкирии не раз жаловались на коррупцию и огромные очереди на операции, которые легко можно было обойти, заплатив нужному человеку.

В конце прошлого года Стерлитамак потрясла новость: уважаемый врач с сорокалетним стажем, доктор наук, возглавлявший городскую больницу № 1 четверть века, обвинен в мошенничестве. Как оказалось, Олег Попов вместе с супругой Ольгой Васильевной, заведующей отделением термической травмы, и другими коллегами открыл фирму «Секреты красоты». В этой частной клинике проводились пластические операции. Что плохого в том, что талантливые медики нашли достойное применение своему дару и зарабатывали деньги в свободное время? Только вот проводились все операции в помещениях городской больницы на государственном оборудовании. Разумеется, ни о какой плате за аренду речи не велось. Все деньги поступали на счета частной клиники. Такое вот государственно-частное партнерство.

В поисках клиентуры предприимчивые доктора убеждали пациентов, обращавшихся за помощью в городскую больницу, воспользоваться услугами частников. Цены за лечение коммерсанты брали с потолка. Так, если по прейскуранту госучреждения услуга стоила от 550 до 9500 рублей, то в «Секретах красоты» за нее нужно было заплатить до 120 тысяч рублей. Сегодня следствием выявлено шесть случаев незаконных операций, с февраля по май прошлого года коммерсанты присвоили как минимум 276 тысяч рублей.

В 2015 году г-на Попова отстранили от должности, на него завели уголовное дело. Действия руководства легли пятном на репутацию персонала клиники. Часть медиков в срочном режиме уволилась. Остальные решили доказать, что в сфере медицины можно работать достойно и результативно.

Начать перемены решили с себя. Сейчас здесь реализуется спецпроект «Больница, доброжелательная к пациенту». В случае успеха опыт Стерлитамакской больницы будет транслирован на всю республику.

– Мы хотим вернуть былое уважение к нашей профессии, - говорит и.о. главврача Азат Курбангалеев. – Никто из нас, ни врачи, ни пациенты, не может обещать, что уже завтра все изменится в лучшую сторону, но мы работаем над собой. Коллектив поставил следующие цели: побороть коррупцию в рядах, изменить межличностные отношения внутри коллектива, а также проявлять уважение к пациентам и их родственникам.

Один из стерлитамакских новаторов – заведующий первым отделением нейрохирургии Эдгар Хадыев – ввел новую практику: перед операцией освящает пациента и его родных во все тонкости предстоящего лечения, информируя о возможных рисках и осложнениях. Также в отделении транслируют ролики, где подробно рассказывается о причинах возникновения болезни, симптомах и методах лечения. Говорят, все это действует на пациентов успокаивающе.

Врачу, исцелися сам! От выгорания

Одно из ключевых направлений внутреннего реформирования больницы – формирование в коллективе доброжелательного отношения к пациентам. С просьбой помочь разобраться с психологическими проблемами медики обратились к сотрудникам Республиканского клинического психотерапевтического центра Минздрава РБ. В начале февраля в больнице прошел тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания и основам конфликтологии.

Причина многих конфликтов в системе здравоохранения – профессиональное и эмоциональное выгорание, уверена старший врач психотерапевтического центра, руководитель рабочей мобильной группы Гузель Юсупова. Так и появляются халатные врачи-вредители и злобные медсестры. Эмоциональное состояние медиков зависит от многих факторов, в том числе условий работы, стрессогенности, отношений внутри коллектива, умения руководства создавать достойные условия труда, замечать успешных докторов и поощрять их.

– Мы работаем, чтобы достойно жить, - поясняет она. – Но чтобы достойно жить, надо достойно зарабатывать. Людям приходится работать в две-три смены, брать дополнительные дежурства, подрабатывать в других местах. Так и появляются все симптомы. Бывает, в жизни вроде ничего не поменялось, но в какой-то момент пропадает желание идти на любимую работу, нет сил что-нибудь делать, все начинает раздражать. Появляются нетерпимость, равнодушие и даже черствость.

Традиционно в зоне риска молодые специалисты со стажем работы до трех лет, у которых еще не выработана программа адаптации в профессии, люди с индивидуальной психологической уязвимостью и люди со стажем работы от 15 лет и более. Прежде чем приступить к работе, психотерапевты и психологи провели в коллективе анонимное тестирование, чтобы определить степень профессионального выгорания. По его итогам медработники получили рекомендации.

– Люди помогающих профессий – врачи, учителя, правоохранители, сотрудники МЧС – больше других подвержены синдрому профвыгорания, – уверена доцент, заведующая кафедрой психологического сопровождения и клинической психологии Башгосуниверситета, главный медицинский психолог Минздрава РБ Ирина Хох.– Они чаще других непосредственно сталкиваются с трагедиями. Запретить себе сочувствовать невозможно. В рамках наших тренингов мы дали медикам инструменты совладания. Теперь в критической ситуации, например, после сложного ночного дежурства или операции, они будут использовать определенные методы, снижающие напряжение и трансформирующие возбужденное эмоциональное состояние в более уравновешенное.

Секрет не в том, чтобы научиться избегать стрессов, считают специалисты, а в том, чтобы уметь находить из них выход с минимальными психологическими потерями. Конечно, решить за три дня все психологические проблемы, накопившиеся у 1400 сотрудников, невозможно, но первые положительные результаты стерлитамакцы уже заметили.

– Работа в группах шла одновременно на шести площадках, - рассказывает Гузель Юсупова. – Мы работали с врачами и медсестрами – теми, кто в первую очередь подвержен синдрому эмоционального выгорания. Тренингами с применением гештальт-терапии, НЛП, когнитивной и бихевиоральной терапии охватили 400 человек. В итоге сами медики заметили, что у них стали блестеть глаза. Обычно после таких тренингов коллектив становится как единый кулак. Руководству больницы мы дали список рекомендаций, что мы нужно делать, чтобы не выгореть на работе, который теперь появится в каждом отделении.

Мзду не берем, за медицину обидно

Еще одно направление реформирования стерлитамакской больницы – работа с госзакупками. Решено отказаться от серых схем и постепенно заменять импортные лекарства и оборудование отечественными аналогами.

– В течение года у нас стоит задача довести долю отечественных товаров до 60 процентов, а на будущий год планируем выйти на 70 процентов, – делится и.о. главврача Азат Курбангалеев. – Долю приобретаемых расходных материалов уже в 2016 году хотим довести до ста процентов.

По словам Азата Маратовича, отечественная медицинская аппаратура достойного качества существует, при этом цены на нее на порядок ниже, чем на импортные аналоги.

– За примерами далеко ходить не надо, у нас в больнице установлены отечественные аппарат искусственного дыхания, наркозный аппарат, рентген-установка, – говорит он. – Мы готовы поддержать российский бизнес, но и отечественные производители тоже должны проявить инициативу и доказать, что их оборудование, лекарственные средства и имплантируемые материалы соответствующего качества. Пациенты ни в коем случае не должны страдать.

Также в больнице решили отказаться от услуг представителей иностранных фармкомпаний, которые лоббируют продажи зарубежных БАДов, лекарств и медицинский изделий.

– О том, насколько хороши импортные аналоги, мои коллеги судят часто по презентациям, которые представляют фармкомпании, – считает Азат Курбангалеев. – Но у них изначально заложены средства на рекламу, а наши производители часто не могут себе этого позволить. Конечно, мы не можем регламентировать, чтобы все товары, приобретаемые через госзакупки, были российского производства, есть же антимонопольная политика, но среди импорта в приоритете продукция стран ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС.

Принципиальная позиция башкирских врачей уже дает первые результаты.

– Наша больница работает в соответствии с существующим нормативными актами, и никому из нас не интересны «бонусы» и откаты, - говорит и.о. главврача Азат Курбангалеев. – Теперь ко мне ни один торговый представитель не идет с подобными предложениями. В связи с этим мы рассчитываем на снижение цен на некоторые лекарственные средства и оборудования.

Сэкономленные средства в больнице хотят направить на повышение зарплаты медперсонала и улучшение условий труда.

– Почему возникает коррупция? – задается вопросом Азат Курбангалеев. – Причина ее в том, что люди хотят жить хорошо. Есть люди, которые идут в здравоохранение по призванию, а есть те, кто идет зарабатывать деньги, последние у нас не задерживаются, Дефицит врачей у нас огромный, практически 50 процентов. В больнице есть очень перспективные врачи, и я не хочу, чтобы коллеги уходили в другие, более престижные клиники. Чтобы привлечь молодых специалистов, надо создать достойные условия. Выделить квартиру мы не можем, но достойную зарплату стараемся обеспечить.

Руководством клиники совместно с администрацией Стерлитамака разрабатывается жилищная программа для врачей, в рамках которой медики смогут безвозмездно получить земельные участки под индивидуальное жилищное строительство или субсидии на строительства дома или ипотечный взнос.

Также в планах стерлитамакских медиков перевести питание на аутсорсинг, обеспечить больницу современными коммуникациями: провести в палаты wi-fi и установить телевизоры. Параллельно системе электронной записи, вызывающей у пациентов немало нареканий, предлагается внедрить выдачу талонов в день приема через терминал по аналогии с системой обслуживания клиентов в банках. Это поможет контролировать число неучтённых пациентов. Также в больнице наложен строгий запрет на поборы с пациентов.

– Мы организовали внутренний анонимный контроль качества, - рассказывает Азат Курбангалеев. – В отделениях стоят ящики, куда пациенты могут бросить записочку в адрес администрации. Жалобы – это не всегда плохо, с ними нужно работать, анализируя и намечая новые направления развития. Итоги реализации спецпроекта подведем в конце года, но у нас есть планка, ниже которой опуститься не должны, – дорожная карта.

"