Posted 8 января 2007,, 21:52

Published 8 января 2007,, 21:52

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Под Мухой. В Башкирии появится первый полнометражный мультик

8 января 2007, 21:52
С недавнего времени в России начало возрождаться кино, а по выражению Виталия Мухаметзянова – «киноиндустрия поднимает голову». Появились не только кассовые фильмы, но и российские мультики, способные потягаться с голливудскими. Один из таких мультфильмов сейчас рождается на студии «Муха» в столице Башкирии, а через год детская картина появится на больших экранах.

- Рабочее название мультика – «Лягушачий рай», - как сказку рассказывает режиссер ленты Виталий Мухаметзянов. - Эволюция пошла немного в другую сторону: сначала все было как положено, но в какой-то момент природа сыграла с людьми злую шутку, и приоритет развития достался лягушкам. Двое ученых, Пеликан и Пингвин на корабле «Крылья прогресса» летают по планетам и внедряют всяческие изобретения, бобрам, например, они построили плотину. Из-за недоработки плотина дала трещину и прорвалась, но изобретатели успели скрыться от разгневанных бобров. А дальше пеликан и пингвин попадают на планету к лягушкам, где основная история и начинается.

Делают мультфильм целых три студии – «Муха», «ЦентрНаучФильм», и «BS Graphics». Озвучка происходит частично в Уфе, частично – в Москве, звукорежиссером выступит Аркадий Укупник. А одного из главных персонажей озвучивает Андрей Федорцов.

Идея мультфильма пришла Сергею Баженову, ныне руководителю московской студии «BS Graphics». В свое время Баженов был заместителем директора «Мосфильма» Карена Шахназарова. Сергей вынашивал мысль о мультфильме четыре года, а в конце 2005 предложил студии «Муха» совместный проект.

- Мы подумали и согласились, - без ложной скромности говорит Виталий.

По мнению Мухаметзянова, ни одному из современных мультипликационных творений не удалось переплюнуть российский мультик «Бременские музыканты».

- У нас в стране не было джаза, - рассуждает Виталий. - Во всем мире он был, а у нас – не было! Блатняк, ласковые и нежные песни про синий платочек, а потом сразу же хэви-мэтал. Поэтому люди до сих пор слушают Сердючку. Переодевшийся мужик, который косит под проводницу – ни в одной стране мира не могло случиться, чтобы он стал звездой. Это бред и отсутствие вкуса! Тем не менее, ему пишут песни, он поет с большого экрана, и он популярен. После того, как школа мультипликации умерла вместе с перестройкой, долгое время до мультиков никому не было дела. Образовался провал в этой индустрии, потому что все покупали машины, квартиры, занимались строительством и торговали нефтью. А теперь все ниши заполнились и разрабатывают то, что осталось незанятым: киноиндустрия, например. Только сейчас создали три двухмерных мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Князь Владимир».

А теперь Мухаметзянов взял на себя амбициозную роль по созданию мультфильма, признанного стать лучшим российским анимационным кино.

Надо сказать, что 42-летний Мухаметзянов – в Уфе человек-легенда. О том, что название студии «Муха» произошло от детского прозвища Виталия, которого кликали Мухой, наверное, знают все. Но мало кому известно, что Мухаметзянов не только стал первым башкирским клипмейкером (счет музыкантов, заказавших себе клипы в Уфе, приближается к рекордной тысяче) и режиссером полнометражного кино («День хомячка», «Здравствуйте, мы ваша крыша»), но и на заре своей молодости выпускал первый в Башкирии журнал комиксов.

По словам Виталия, рисовать комиксы он начал уже во втором классе, а вот первый раз попробовал напечатать свои творения только в конце 80-х годов прошлого века.

- Это сейчас все магазины заполнены человеко-пауками, а тогда о существовании комиксов никто и не подозревал, - говорит Мухаметзянов. - В качестве резюме я подготовил журнал с огромными рисунками. Не знал технологии печати, думал, что рисунки фотографируют, поэтому в оригинале они должны быть очень большими. Начал в разные издательства ходить, где мне говорили: «Ты что, какие комиксы? Жрать нечего!». В издательство, которое сейчас называется «Башкортостан», тоже зашел. Через несколько дней оттуда позвонили. Я вообразил, что комиксы, наконец, будут печатать, а мне предложили нарисовать детскую книжку-раскраску с иллюстрациями к сказке Редьярда Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Это была работа, какие-то деньги, а я в то время ходил в рваных джинсах. Принес рисунки, издателям понравилось. Так появилась книжка под названием «Рипли», про приключения собачки-дворняжки, издали даже несколько серий. Спустя много лет в бухгалтерии Дома печати я увидел тираж этой книжки – сравнимый с тиражом китайской газеты «Жэньминь Жибао», которую по приказу Мао Цзэдуна выписывала каждая семья. Эта цифра была больше, чем все население Уфы – 1 миллион 500 экземпляров. Будь у нас в то время капитализм, сейчас миллионером был бы!

Мухаметзянов нашел средства и на свой журнал комиксов. Комиксы «Муха» тоже прочно вошли в уфимские легенды – журнал в начале 90-х читали под партами все школьники, письма Виталию от благодарных школяров приходили мешками, причем из разных регионов страны. А недобрые учителя даже приказы издавали об изъятии «вредной печатной продукции».

Инфляция сожрала благое начинание, подорожала бумага, и выпуск комиксов прекратился. Но Мухаметязнов уже увлекся съемкой клипов, снимая уже 1996-м первый клип группе «Алиса».

Уже через несколько лет Виталий не искал заказчиков – в провинциальную Уфу повалили московские звезды, чтобы получить качественный музыкальный ролик.

- Мы себя 15 лет рекомендовали, рекомендовали и зарекомендовали, - объясняет Мухаметзянов популярность своей студии.

Впрочем, тот, кто видел трехмерный клип Глюкозы, не усомнится в известности студии «Муха». Это был первый музыкальный ролик российской исполнительницы, созданный в 3D графике. И сделали его в Уфе!

Следующей серьезной работой стала компьютерная графика к фильму «Первый после Бога», а потом и к нашумевшей экранизации «Мастера и Маргариты» Валерия Бортко.

Понятно, что режиссерские способности Мухаметзянова оценили в столицах. Так появилось и собственное кино. Первую ленту «День хомячка» и зрители, и критики восприняли скептически.

- Меня ругали, а я не особенно переживал, - говорит режиссер. – Я ведь добился своего и сделал настоящий фильм!

Теперь, конечно, Мухаметзянова считают мэтром, человеком, который не только сам себя сделал, но и многого добился в жизни. Однако советов как прославиться, Виталий не дает: «Я же не оракул». Но все-таки исключение для газеты «Час пик» Муха сделал:

- В Башкирии много талантливых рисующих ребят, пусть они не боятся проявлять себя, - объясняет Виталий. - Положение Уфы было бы просто замечательным, если бы в прессе не ассоциировали наш город исключительно с Шевчуком и Земфирой. Все думают, что у нас только два человека толковых и было. А главный показатель уникальности нашего города - то, что мы все здесь живем.

Виталий – отец двух детей, причем и сын, и дочка – еще маленькие.

- Наличие отпрысков дисциплинирует, - говорит Мухаметзянов.- Они смотрят на меня, повторяют за мной, поэтому стараюсь себя контролировать: не говорить слов-паразитов, не злиться беспричинно. Сейчас идет настоящая американизация нового поколения, скоро во всем мире все дети будут вырастать на одних и тех же героях. Может это и хорошо. В Америке, например, полицейский – это уважаемый человек, а у нас – так, менты. Это пренебрежительное отношение переходит в большую политику и другие сферы жизни. Какие нормы в детстве заложили, таким человек, повзрослев, и становится. Поэтому наша задача снова начать делать добрые мультики, которые закладывали бы в наших детях хорошую нравственную основу.

Екатерина ГАГИНА.

"