Posted 7 декабря 2010,, 23:13

Published 7 декабря 2010,, 23:13

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Компании, приходящие на прибыльный рынок ЖКХ, забывают о людях

7 декабря 2010, 23:13
С недавнего времени в Уфе появилась управляющая компания «Управдом». Фирма взяла на себя обязательства по техническому обслуживанию инженерных коммуникаций, поддержания чистоты в подъездах и за благоустройство придомовой территории. Компания пока работает преимущественно в микрорайоне Инорс в столице Башкирии. Там расположено наибольшее количество жилых домов, которые пользуются ее услугами. Но все ли жильцы, находящиеся под опекой «Управдома», довольны?

ЖКХ, на первый взгляд непосвященного человека, отрасль небогатая. Однако это не совсем так. Деньги за коммунальные платежи здесь крутятся немалые – ведь большая часть уфимцев исправно оплачивает счета. Поэтому и сфера оказания жилищно-коммунальных услуг с каждым годом становится все более привлекательной для крупных частных компаний.

Жилой дом № 30/4 на Транспортной улице в Уфе с конца ноября прошлого года находится на обслуживании управляющей компанией «Управдом». Прежде здание опекало управление жилищно-коммунального хозяйства Калининского района. По закону переход жилого дома от одной управляющей компании к другой должен решаться на общем собрании жильцов, на котором такое решение должно быть принято большинством голосов. Но в этом доме сложилась непростая ситуация. Существует два протокола разных собраний жильцов. В одном из них указано, что большинством голосов выбрана управляющая организация ООО «Управдом», которой люди полностью доверяют обслуживание своего дома. Другой протокол говорит о том, что жильцы создают товарищество собственников жилья и техническую часть обслуживания дома отдают ООО «ЖЭУ №67», а благоустройство придомовой территории берут на себя. Но что интересно, в первом документе, не указано общее количество присутствующих на собрании жильцов, а лишь процентное соотношение, якобы голосовавших. Обозначены только три человека, которые являются инициаторами данного собрания. Кстати эта же троица в протоколе указана как счетная комиссия. И ни с одним из этих трех человек нам не удалось встретиться. Кого-то постоянно нет дома, а кто-то бессрочно заболел.

А вот председатель правления, недавно созданного ТСЖ, Зинфира Юсупова охотно с нами пообщалась.

- Никакого собрания не было, только эти три человека и подписались, - возмущается дама. - А у нас собрание было, вот списки жильцов, которые оставили свои подписи за создание ТСЖ. И нас таких 165 человек.

Результаты голосования, инициаторы собрания должны были вывесить на стенде первых этажей дома. Но, по словам Зинфиры Медхатовны, этого не было сделано, и ситуация напоминает рейдерский захват.

Сегодня право предоставления своих услуг «Управдомом» оспаривается в суде. Но фирма продолжает обслуживать этот дом и собирать с жильцов платежи.

По уставным документам компания должна заниматься благоустройством придомовой территории, освещением, электропроводкой, системой водоснабжения и водоотведения, общедомовым оборудованием, системой отопления и многим другим.

По словам пенсионерки Альмиры Калмацкой, «Управдом» дал отопление только 17 ноября.

- 12 лет было нормальное отопление, а теперь мы с 4 ноября мерзнем в своих квартирах, - говорит Альмира Кадыровна. - Нам холодно, а фирма экономит на тепле. Ну куда это годится?

Согласно отчета по управлению, содержанию и ремонту общего имущества жилого дома №30/4, размещенного на официальном сайте организации, генеральная уборка подъездов проводилась ежемесячно.

- Последний раз генеральная уборка у нас в подъезде была в марте прошлого года, - уверена г-жа Калмацкая. - Люди оплачивают квитанции, а убираются сами.

Да и с благоустройством придомовой территории не все так чисто, как в отчете. По словам жительницы этого же дома Лидии Капошко, в свое время ЖЭУ посадило у них во дворе 28 елей, которые жильцы сами поливали из проведенных шлангов. Только вот теперь поливкой заниматься стало невозможно, так как перекрыт доступ к воде.

- Вот уже семь елочек у нас погибло, - говорит Лидия. - А ведь каждое деревце стоит почти 34 тысячи рублей. Так они еще написали в своем отчете, что поливали ели, и более того посадили у нас 5 деревьев, а тут только те, которые мы сами сажали.

По ее словам, и с ЖЭУ были тоже свои проблемы, но такой вопиющей халатности не было. И пенсионерка уже не знает, кому верить и просто оплачивает счета, которые присылает «Управдом». Также Лидия Капошко считает, никакое ТСЖ в этом доме тоже совершенно ни к чему.

- Знаете, хрен редьки не слаще, - шутит пенсионерка. - Раньше жэушники обманывали нас, а теперь управдомовцы.

А вот у ведущего специалиста «Управдом» по району Инорс Ноны Гуровой, совсем другое мнение. Она считает, что жильцы нарочно оговаривают компанию, потому что им просто не хочется платить по счетам.

- В гибели елей они сами виноваты, - говорит Нона Андреевна. - Мы им предлагали ведрами воду носить, они отказались. Это же не сложно, взял ведро и полил, а то привыкли - шланг положили, и он сам себе поливает. Да и лето у нас сами знаете, какое жаркое было.

По ее словам, компания посадила пять орешников, а жильцы лгут, что этих деревьев нет.

- Мы их посадили, но с другой стороны двора, - рассказывает специалист, - просто с лицевой стороны дома их не видно.

Только вот почему-то этих насаждений во дворе действительно не узреть, а растут только те деревья, который давно принялись и, как видно, стоят уже не первый год.

- А уборку в подъездах мы обязательно проведем, - продолжает г-жа Гурова. - У нас уже есть план, жильцы эту зиму встретят уже в чистых подъездах.

Понятно, что в нашем отечественном ЖКХ проблем пока больше, чем решенных вопросов. Не случайно реформирование жилищно-коммунальной системы объявлено правительством страны одной из приоритетных задач. Но правомерно ли приходят на этот рынок частные компании?

У начальника отдела по реформированию ЖКХ Минжилкомхоза РБ Фарита Гарифуллина на этот счет свое мнение.

- На мой взгляд, в Инорсе происходят странные вещи, - говорит Фарит Аслямович. - Только за последний месяц четыре коллективных жалобы на качество услуг компании, которая получила обслуживание дома сомнительным способом.

Понятно, что дело реформирования ЖКХ не простое. Еще многое будет отлаживаться по ходу процесса. Конфликт управляющих компаний и жителей может в судах затянуться надолго. Однако в любом случае сам процесс реформирования не должен ухудшать условия жизни людей. В этой ситуации городские власти могли бы давно, что называется свою «власть употребить». Ведь за фактический срыв начала отопительного сезона виновных наверняка можно найти и наказать персонально так, чтобы это и другим особо экономным управляющим организациям неповадно было.

Евгений КОСТИЦЫН.

"