Posted 8 октября 2013,, 13:27

Published 8 октября 2013,, 13:27

Modified 10 ноября 2022,, 18:49

Updated 10 ноября 2022,, 18:49

Нефтесервисный холдинг, обслуживавший «Башнефть», стал самостоятельной компанией

8 октября 2013, 13:27
На прошлой неделе АНК «Башнефть» отпустила в «свободное плавание» обслуживающий ее холдинг «Башнефть -Сервисные Активы» (БНСА), продав 100-процентную долю в уставном капитале АФК «Система». В недавно образованную нефтесервисную компанию входит 11 организаций, специализирующихся на услугах в области бурения, ремонта скважин, производства нефтепромыслового оборудования, строительства, перевозок и механосервиса.

Теперь нефтесервисный холдинг будет работать в рыночных условиях, делая ставку не только на «Башнефть», но и на другие нефтяные компании. Как утверждает генеральный директор БНСА Камиль Закиров, «это путь, по которому идет вся мировая нефтяная индустрия».

— Отделение обслуживающих компаний от добывающих — общепринятая практика в отрасли, — говорит он. — Причем, все крупные международные компании завершили этот процесс еще в 80-х годах прошлого века. Этим же путем уже прошло большинство нефтяных и газовых компаний России.

По словам Камиля Закирова, «бизнес-логика подсказывает, что любой нефтяной компании нужен не один внутренний поставщик услуг, а внешний».

— Добывающая индустрия — это рисковые инвестиции, с высокой отдачей, если инвестиции сработали. Если не сработали — и потери велики, — объясняет руководитель холдинга. — Сервисная индустрия, напротив, должна работать стабильно, ровно и ежедневно качественно. У нефтяников и газовиков в их производственных программах бывают взлеты и падения. Когда отрасль на подъеме — сервис не всегда успевает за требованиями отрасли. Но когда, например, цены на нефть упали, нефтяникам надо экономить, но если сервисный блок — часть нефтяной компании, то это ненужные расходы. Для нас же самостоятельный путь — возможность нарастить «мускулы», развиваться в конкурентных условиях.

Также руководитель БНСА уверен, что «конкуренция подтолкнет сервисную индустрию к повышению качества, росту эффективности, оказанию более качественных услуг», хотя «ключевым» заказчиком все-таки останется «Башнефть».

— Для сервисной компании важно иметь несколько клиентов, — рассуждает он. — Так мы минимизируем риски.

Камиль Закиров уверен, что у БНСА хорошие перспективы развития на федеральном уровне, поскольку рынок нефтесервисных услуг находится на подъеме.

— При стабильной добыче нефти и газа в стране нефтесервисная индустрия ежегодно растет на 9%, — объясняет он. — Добыча каждого нового барреля нефти или кубометра газа требуют все больше затрат и усилий. Если говорить о старых месторождениях, то каждый следующий день здесь нужно применять все более и более современные технологии. Если говорить о новых месторождениях, то каждое находится все дальше и дальше, и бурить нужно глубже, создавать инфраструктуру для нефтедобычи. Все это в итоге создает возможности для развития сервисной индустрии.

— Ни одно из наших направлений деятельности не прекратит существование потому, что пока есть спрос, будет и предложение, — полагает Камиль Закиров. — Конечно, в бизнесе часто важен не масштаб, а специализация, которая дает лучшие результаты. Но сегодня у нас нет планов по сворачиванию какого-либо направления деятельности БНСА. Безусловно, будем внимательно смотреть, как эти сегменты будут развиваться, но никто не заинтересован в том, чтобы их раздробить, куда-то раздать. Революций не будет, это точно. Изменения будут носить только эволюционный характер. Они будут в первую очередь связаны с наращиванием тех функций, которых до сих пор не было в БНСА — коммерции, маркетинга, контрактных взаимоотношений, финансирования.

Произошедшее отделение холдинга от «Башнефти» не приведёт к сокращениям и урезанию социальных гарантий в 20-тысячном коллективе. Напротив, в планах руководства холдинга — создание гибкой системы материального стимулирования, повышения эффективности работы сотрудников БНСА.

— Мы активно работаем над тем, чтобы оценить каждое рабочее место и мотивировать сотрудников на результат, — уверяет он. — Подавляющее большинство людей хотят хорошо работать, иметь возможность приложить свои силы и зарабатывать как можно больше. Раньше у нас такой возможности не было, сегодня не будет «уравниловки». В любом бизнесе человеческий фактор является определяющим. Наши сотрудники — фундамент роста БНСА и достижения наших стратегических целей.

Также, по мнению Камиля Закирова, в Башкирию в крупную сервисную компанию вернутся специалисты, «которые в свое время разъезжались по всей стране».

— Башкирия — традиционная кузница кадров для нефтегазовой отрасли России, — говорит руководитель холдинга. — Уверен, что знания, умения, опыт и профессионализм наших сегодняшних и будущих работников будут востребованы и послужат превращению БНСА в нефтесервисную компанию федерального масштаба, работающую на благо республики и всех ее жителей.

Дмитрий ИВАНОВ.

"