Posted 7 февраля 2014,, 20:17

Published 7 февраля 2014,, 20:17

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

Радий Хабиров: «В борьбе за депутатские мандаты не должны участвовать фантомы»

7 февраля 2014, 20:17
На встрече с главой Башкирии Рустэмом Хамитовым заместитель начальника управления администрации президента России по внутренней политике Радий Хабиров рассказал о возможных изменениях в политическом законодательстве страны, призванных нейтрализовать на выборах в партии-«спойлеры», не пользующиеся поддержкой населения. Эта поправка внесена ко второму чтению законопроекта «О выборах в Госдуму РФ», предполагающему прохождение в российский парламент по смешанной системе, и, возможно, будет принята уже 12 февраля.
По словам Радия Хабирова, либерализация политического законодательства, позволившего участвовать в выборах партиям с численностью в 500 человек, заставило встретиться с «новыми вызовами».

- Количество политических партий растет, - объяснил Радий Фаритович. - На данный момент у нас зарегистрировано 74 политических партии, зарегистрировано 67 оргкомитетов. То есть мы предполагаем, что в обозримом будущем у нас будет свыше 100 политических партий. В самом количестве политических партий нет большой беды. Но дело в том, что существуют политические партии, которые не являются таковыми, фальшивые политические партии. У нас появилась тенденция к тому, что какой-то индивид пытается формировать партию под свои малопонятные цели. Набрать 500 человек несложно.

Однако г-н Хабиров отметил, что «идти по пути свертывания этой линии, (разнообразия политических движений, - ред.), наверное, было бы неправильно».

- Поэтому суть поправки заключается в том, что политические партии, которые хотят принять участие в выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва, должны показать некий уровень поддержки со стороны населения, - сказал замначальника управления администрации президента России по внутренней политике. - То есть показать через какое-то свое представительство в органах государственной власти. Иными словами, представьте, какая может быть ситуация, если в 2016 году 100 политических партий будут в бюллетене, без каких-либо доказательств своей дееспособности. Это будет сложно для наших граждан. Проблема даже не в сложности, может быть, а в том, что в политической борьбе за власть должны участвовать реальные политические силы, которые имеют хоть какую-то поддержку со стороны населения.

Как заявил Радий Хабиров, «факт поддержки может быть выражен тем, что эта непарламентская политическая партия хотя бы в одном субъекте может привести список депутатов, то есть примет участие в распределении мандатов».

На взгляд Радия Фаритовича, в России сегодня восемь таких партий, «способных доказать свою состоятельность», включая парламентские и все они представлены в Башкирии региональными отделениями. А на ближайших выборах преодолеть этот барьер сумеют 15-20 политических движений.

- Подчеркиваю, что эта поправка была подписана при единодушной поддержке руководителей всех фракций политических партий, - говорит он. - Я полагаю, что она не может быть не замечена в субъектах Российской Федерации, потому что вы сталкиваетесь ровно с тем же.

Радий Хабиров считает, что и «в региональные законодательные собрания политические партии тоже не должны идти «с бухты-барахты».

- Если создались 500 человек, значит, они тоже должны доказывать наличие своей поддержки. Это справедливо, потому что на самом деле в борьбе не должны участвовать политические фантомы, - сказал он. - Должны участвовать те структуры, которые, подчеркиваю, имеют поддержку населения.

Тем не менее, Радий Хабиров считает, что «предложения фракций коммунистов и ЛДПР в Госдуме, относительно того, что «давайте эту либерализацию политических партий закроем» – были бы, наверное, неправильными».

- Все-таки некоторые политические партии создавались от чистой души, - признает он. - Люди хотели отразить свои социально-политические предпочтения. Раз это уже данность и партии существуют, то сложно предсказать, как дальше будет. Они могут отмирать, могут увеличиваться. Но это не должно влиять на участие в выборах. Кстати, абсолютно ровно такая система в Соединенных Штатах Америки. Вся система выборов в США построена по этому признаку: «участвуешь на одном уровне – получаешь представительство ко второму уровню». Вопреки существующему суждению, что в США две партии – там не две партии, а довольно большое количество политических партий, несколько десятков. И эти партии действительно сильные, отражают основные предпочтения граждан. Вот они между собой конкурируют. Эта конкуренция приводит к тому, что правила игры довольно прозрачные и честные.

В Башкортостане Радий Хабиров отметил «системную работу» в развитии партийно-политической системы, назвав «интересным шагом» появление в региональном парламенте представителей сразу шести партий.

- Одна из главных задач, которая имеет отношение к формированию органов государственной власти, – это их выстраивание через честные, открытые, прозрачные процедуры, - рассказал Радий Фаритович. - Полагаю, что в этом плане Башкортостан делает серьезные шаги. Очень показательно, что в отличие от многих субъектов страны, где порой скупо относятся к представительству политических партий, у вас шесть политических партий представлено в законодательном собрании. Насколько я знаю, из них две непарламентские партии, которые только учатся самостоятельно «ходить». Тем не менее они смогли «прорваться». Это говорит о том, что с ними проводится системная работа. Формируются такие условия, чтобы они могли «прорываться».

Также г-н Хабиров заметил, что в Башкирии «плавно начинают выстраиваться конкурентные условия для политической борьбы».

- В республике шесть политических партий, и две из них, насколько мне известно, являются непарламентскими, то есть те партии, которые условно только встали на путь политической борьбы и добились успеха, - говорит он. - Это интересный опыт, и его необходимо осмысливать. Также республика одной из первых создала Общественную палату. Мне сложно судить, насколько она эффективно работает, но сам факт ее присутствия – уже положительный показатель.



"